ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИНЦИПА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ И ПРИНЦИПА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИНЦИПА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ НАРОДОВ И ПРИНЦИПА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ

Рогачев А.С. 1, Кузьмин Н.В. 1, Абрамова О.к. 1
1Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: статья посвящена исследованию вопроса о взаимодействии принципа самоопределения народа и принципа территориальной целостности в международном праве.

Ключевые слова: принципы международного права, территориальная целостность, государство, право народа, самоопределение.

Abstract: the article is devoted to the study of the interaction of the principle of self-determination of the people and the principle of territorial integrity in international law.

Key words: principles of international law, territorial integrity, State, people’s right, self-determination

В современный период развития человечества широкое развитие получает дискуссия по вопросу о соотношении двух основополагающих международных принципов. С одной стороны, принцип самоопределения народов, с другой – принцип территориальной целостности государств и нерушимости границ. Некоторые теоретики и практики придерживаются мнения о том, что между указанными принципами существует противоречие, и они конкурируют между собой. Однако, существует другая точка зрения, согласно которой данные принципы находятся не в оппозиции, а в единстве и взаимосвязи, при этом гармонично взаимодействуют между собой. Обозначенная проблема одна из наиболее спорных в мировой политике, поэтому необходимо чётко понимать соотношение принципа самоопределения народов и территориальной целостности.

В международно-правовом сообществе довольно распространенным мнением является то, что есть определенное противоречие между данными принципами. Данное мнение является обоснованным, так как современная наука международного права, с одной позиции, утверждает свободу самоопределения народов, а с противоположенной позиции – утверждает о территориальной целостности государств, нерушимости территории, их национальном и политическом единстве, как в международных сношениях, так и в качестве внутренней политики государства.

Так как же соотносятся и взаимодействуют принцип самоопределения народов и принцип территориальной целостности государства?

Довольно известный юрист-международник М. Померанс, высказал мнение, что сама концепция ООН, толкующая право народов на самоопределение содержит определенные противоречия, и предполагает в себе политику «двойных стандартов», что не может позволить разобраться с данной проблемой и каким-то образом ее разрешить. Но нужно понимать, что проблема не в дуализме текста Декларации ООН, ведь данный документ был принят с абсолютно другой, конкретной целью – разрешить вопрос колониализма и вопрос о самоопределении территорий в рамках определения положения зависимых государств. Сами же аспекты самоопределения наций, в уже политически сформированных и суверенно существующих на мировой арене государств, она не затрагивала. В наше время, когда колоний уже не существует, и завершился мировой процесс деколонизации, принципы Декларации вызывают правовые разногласия и разночтения. Это вытекает в то, что в зависимости от политической потребности государств, превалирует либо один принцип, либо другой.

. То есть международное право предусматривает различные формы права на самоопределение, включая целый ряд возможностей учёта специфических особенностей этносов, которые характеризуются своей культурой, бытом, религией. В указанном нормативном акте акцент был сделан также на самоопределение колониальных территорий, что нашло своё отражение в тексте Декларации. Таким образом, мы приходим к выводу, что придерживаясь данной точки зрения, обозначенные нами принципы не конкурируют друг с другом, а наоборот, сосуществуют в определенной гармонии.

Ссылаясь на мнение многих теоретиков и практиков, можно сказать, что народы, осуществляя своё право на самоопределение, не нарушают тем самым территориальную целостность государства, не причиняют ущерба его единству. Международное право ставит под защиты территориальную целостность государств, которые придерживаются принципа самоопределения народов. Заключительный акт СБСЕ, Венская Декларация и Программа действий, принятая Всемирной конференцией по правам человека 25 июня 1993 года декларируют такое соотношение указанных принципов.

Согласно Венской Декларации: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Отказ в праве на самоопределение следует рассматривать как нарушение прав человека.

Таким образом, в ходе работы между принципами народов на самоопределение и территориальной целостностью государства был найден определённый разумный баланс. Согласно сложившемуся мнению, трактовать принцип самоопределения народов необходимо с учётов изменений, которые произошли в международных отношениях и на основе взаимодействия и взаимосвязи с другими принципами, в частности с принципами территориальной целостностью и нерушимости границ. Так, в Парижской хартии для Новой Европы от 21 ноября 1990 года сказано: «Мы вновь подтверждаем равноправие народов и их право распоряжаться своей судьбой в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к территориальной целостности государств». На сегодняшний день, создание независимых и самостоятельных государств, в соответствии с принципами, которые действовали в период деколонизации, когда наблюдались процессы обширных национально – освободительных движений направленных против колониализма, просто неприемлемо; целесообразно искать новые подходы. В демократическом государстве право народов на самоопределение есть обеспечение их прав, которые необходимо реализовывать, не нарушая территориальную целостность. В качестве формы реализации народом своего основополагающего права на самоопределение может быть, например автономия, которая по своей сути предоставляет населению определённой национально – территориальной единицы государства право самостоятельного разрешения вопросов, относящихся к её компетенции. Самоопределение не должно осуществляться за счёт других народов и противоречить нормам международного права. Итак, право народов на самоопределение и принцип территориальной целостности способны вполне успешно применяться, активно взаимодействуя друг с другом.

Список литературы

1.Парижская хартия для новой Европы" (Принята в г. Париже 21.11.1990).

2. Pomerance M. Self-determination in law and practice: The new doctrin in the United Nations 3. 3. Martinus Nijhoff Publishers, 1982. P.73.

4. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml].

Просмотров работы: 1919