МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВЫБОРА УЧАЩИМИСЯ ТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВЫБОРА УЧАЩИМИСЯ ТЕМЫ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ

Казанчева А.А. 1, Журавлёва О.Н. 1
1ФГБОУ ВПО "Мордовский педагогический институт им. М. Е. Евсевьева"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

В последние годы в практике отечественного школьного образования произошли существенные изменения. Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов определило необходимость в современном образовательном процессе усиления акцента на принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении. Все это потребовало поиска новых и инновационых методов обучения. В связи с этим, снова стал востребован и популярен метод проектов [4, 5, 6].

У истоков проектного метода преподавания стояли Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др. Данное средство применялось для развития человека с различными целями, так или иначе сопряженными с развитием индивидуальности и личности: как средство всестороннего развития ума и мышления (П. Ф. Каптерев); для формирования творческих способностей (П. П. Блонский); развития самодеятельности и подготовки школьников к трудовой жизни (С. Т. Шацкий); подготовки воспитанников к профессиональной деятельности (А. С. Макаренко). В зарубежной педагогике проекты рассматривались с позиции целей обучения, связанных с утилитарной задачей выполнения учебно-школьных заданий в реальной жизненной обстановке (В. Х. Килпатрик).

На современном этапе этот метод рассматривается как средство творческой самореализации личности учащегося, развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость (Н. В. Матяш); применение на практике уже имеющихся знаний и приобретение новых путем самообразования (И. Д. Чечель).Проект – это ограниченный по времени, ресурсам и возможно другим критериям вид деятельности, направленный на достижение определённой цели. Учебный проект имеет преимущество перед обыкновенной урочной системой, т. к. обычно предполагает активное участие учащегося по решению определенной задачи, более широкое развитие навыков самостоятельной работы, креативного мышления, коммуникативных навыков.

Организация проектной деятельности школьников со стороны учителя математики требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения многочисленных задач как организационного, так и методического характера. Выбор темы проектной работы – один из сложных и наиболее значимых этапов при написании проектной работы. На практике учителю и учащимся бывает сложно определиться с выбором темы. Поэтому в данной статье именно об этой проблеме мы и хотим поговорить.

Обратимся вначале к характеристике понятия «тема». В словарях и справочниках мы нашли следующие определения данного понятия [7].

Тема (греч. Θέμα «положение») – предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения.

Тема – то, что составляет основное содержание произведения, лежит в основе научного исследования, доклада, является предметом разговора.

Из приведенного выше понимания проектной деятельности и характеристикам понятия «тема» следует констатировать, что формулировка темы должна содержать определенную проблему, возможно, даже с указанием путей и методов ее разрешения. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.

Содержание формулировки темы проектной работы напрямую связано с объектом и предметом исследования. Надо отметить, что объект и предмет исследования, зависят от выбранной темы. Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным – предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования. Но это не так. Поэтому следует разобраться, как правильно определить объект и предмет исследования [7].

Объект исследования – это реальные процессы и явления действительности, то есть то, на что направлено исследование. Но изучается не весь объект целиком, а отдельные его стороны, свойства, особенности, то есть предмет исследования. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, он устанавливает границы научного поиска в каждом объекте. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта. Таким образом, тема исследования определяется как ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Выбор темы должен соответствовать многим критериям, которые определяют эффективность выполнения проектной деятельности. Отметим, что для достижения современных целей применения проектной деятельности в обучении математике следует выполнять учащимся не столько проектные, сколько проектно-исследовательские работы.

В теории и методике обучения математике выделяют следующие критерии выбора тем проектно-исследовательских работ учащихся : интересность, значимость, практическое приложение; тема должна обязательно содержать проблему, что дает возможность для дискуссии на страницах работы, для высказывания собственной позиции, проведения исследования; тема не должна быть слишком обширной; тема должна иметь материал для исследования и др.

Приведем пример формулировки проектной работы: «Арифметика – наука о числе». Обратим внимание на название темы, она сформулирована в форме утверждения и не содержит проблемы. Если изучить содержание нескольких проектов по названной теме, то можно сказать, что работы представлены в реферативной форме. Формулировка темы в такой форме не нацеливает на необходимость разработки практического применения проблемы.

Рассмотрим второй пример с правильно сформулированной темой работы – «График линейной функции как средство решения текстовых задач». Тема этой работы содержит проблему и указывает как теоретическое ее решение, так и дает возможность для демонстрации результатов работы на большом количестве примеров. Следовательно, такая работа уже не будет носить чисто реферативный характер.

В теории и методике обучения математике разработаны общие приемы поиска математической проблемы [2, 3] и др.:

  • введение новых понятий и исследование их свойств;

  • профессиональная деятельность с изучаемым математическим материалом;

  • обобщение задачи;

  • конкретизация задачи;

  • реализация идеи соединения разных областей знания;

  • обращение к историко-математическому материалу и др.

Например, прием обращения к историко-математическому материалу по теме золотого сечения позволяет найти интересные и практически значимые аспекты в виде приемов построения мозаики различных видов.

В заключение отметим, что выбор темы проектной работы – это ответственный этап ее осуществления, который определяет эффективность проектной деятельности и ее результата, и поэтому к его выполнению следует подойти с научно-обоснованных позиций.

Список использованных источников

  1. Антонова, Е. Метод проектов в обучении математике / Е. Антонова // Математика – 2008. – № 13. – С. 9-21.

  2. Бусев, В. Что такое проект по математике? / В. Бусев // Математика. – 2008. – № 13. – С. 22–24.

  3. Дубова, Е. Исследовательские проекты в профильных классах / Е. Дубова // Математика – 2008. – № 13. – С. 42-48.

  4. Лазарев, В. С. Новое понимание метода проектов в образовании / В. С. Лазарев // Педагогика. – 2011. – № 10. – С. 3 – 11.

  5. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. вузов / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. – М.: Академия, 2007. – 364с.

  6. Савенков, А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании / А. Савенков // Математика. – 2008. – № 13. С. 3–9.

  7. Толковый словарь живого великорусского языка. Даль. Вологодская областная универсальная научная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.booksite.ru/fulltext/dal/dall/.

Просмотров работы: 870