РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РОСТА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Ванькова Е.Ю. 1
1ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В статье рассматривается роль предпринимательской деятельности в экономике региона, проанализированы изменения показателей развития малого предпринимательства в Республике Мордовия, проведен SWOT-анализ предпринимательской деятельности региона, выявлены основные проблемы, которые препятствуют переходу предпринимательской деятельности в Республике Мордовия на более качественный уровень развития, а также, на основе результатов SWOT-анализа была разработана матрица стратегических решений SWOT-анализа и выявлены приоритетные направления развития малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, малое и среднее предпринимательство, экономический рост.

Предпринимательская деятельность является основным элементом современной рыночной экономики, которая способствует образованию регулируемого, социально-ориентированного рыночного механизма, поддержанию здоровой конкурентной среды, обеспечению предпосылок для быстрого и устойчивого экономического роста. Развитие предпринимательской деятельности имеет большое значение, так как оно позволяет наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах, в значительной степени решает или смягчает проблему безработицы, способствует появлению среднего класса и класса мелких собственников, заинтересованных в стабилизации экономики. Также, развитие предпринимательской деятельности является одним из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды. Предприятия малого бизнеса могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства. Поэтому развитие предпринимательской деятельности и формирование благоприятной предпринимательской среды должно быть приоритетным направлением в проводимой политике не только страны в целом, но и каждого субъекта Российской Федерации.

Однако, достигнутый в настоящее время уровень развития предпринимательской деятельности, как в субъектах Российской Федерации, так и в России в целом, не в полной мере соответствует уровню развития экономики и в силу этого не позволяет малым и средним предприятиям в полной мере выполнять свою роль в развитии экономической системы региона и государства в общем. Кроме того, уровень развития малых и средних предприятий в России отстает от аналогичных показателей развитых стран. Поэтому актуальность исследований в области анализа особенностей развития малых и средних предприятий и необходимость разработки направлений развития предпринимательства не вызывает сомнений.

Повышенный интерес к развитию предпринимательской деятельности среди экономистов и государственных деятелей обусловлен местом данного субъекта в системе воспроизводства и его социально-экономическими функциями. Развитие и поддержка малого предпринимательства является одним из приоритетов Республики Мордовия. Роль предпринимательской деятельности сводится к развитию рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения региона, расширению ассортимента и повышение качества товаров, работ и услуг.

В таблице 1 представлена динамика развития некоторых показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства в Республике Мордовия.

Таблица 1 – Показатели развития малого предпринимательства в Республике Мордовия [7]

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Число малых предприятий, единиц

5621

6258

7146

6794

7147

Средняя численность работников малых предприятий, человек

55486

49586

45346

46335

41016

Оборот малых предприятий, тыс. рублей

52921098

53861932

65121882

65593275

66812814

Инвестиции в основной капитал малых предприятий, тыс. рублей

2180980

1518158

3016554

10164733

3685630

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности малых предприятий, млн. рублей

695,3

976,6

1608,8

3010,8

3602,7

Окончание таблицы 1

Удельный вес прибыльных малых предприятий, процентов

79,8

81,2

80,4

78,1

78,0

Как показывают данные, малое предпринимательство в Республике Мордовия за последние 5 лет динамично развивалось: увеличилось количество малых предприятий, росла их выручка, наблюдалась тенденция роста инвестиций в основной капитал малых предприятий.

Однако, результаты анализа работы малых предприятий в Республике Мордовия свидетельствуют о том, что уровень их развития значительно отстает от показателей других регионов и по объему деятельности, и по уровню эффективности.

Несмотря на то, что Республика Мордовия имеет положительные тенденции развития предпринимательской деятельности, на фоне других регионов Приволжского федерального округа ее показатели не являются достаточно высокими. Можно с уверенностью сказать, что регион занимает твердое 13-е место из 14 по показателям достигнутых результатов развития предпринимательской деятельности. Результаты анализа работы малых предприятий в Республике Мордовия свидетельствуют о том, что уровень их развития значительно отстает от показателей других регионов и по объему деятельности, и по уровню эффективности.

Аналитическим инструментом, позволяющим показать состояние внутренней среды предпринимательства в Республике Мордовия (его силы и слабости), а также внешней среды (возможностей и угроз) является SWOT-анализ (таблица 2).

Таблица 2 – Матрица стратегического SWOT-анализа развития предпринимательской деятельности в Республике Мордовия

Сильные стороны

Слабые стороны

Выгодное геоэкономическое положение республики.

Высокий рейтинг инновационной активности республики.

Эффективно функционирующая региональная исполнительная власть, конструктивно работающая с общественными объединениями и основными субъектами экономической деятельности.

Участие малых и средних предприятий в региональной кластеризации.

Сформированная база системной государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе, способствующая динамичному

Недостаточное ресурсное обеспечение (финансовое, имущественное и информационное) субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.

Дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки, недостаточный образовательный уровень руководителей и

Окончаие таблицы 2

количественному росту субъектов малого и среднего бизнеса.

Использование программно-целевого подхода как основного метода поддержки.

Функционирование «Бизнес-Инкубатора» на территории Республики Мордовия.

Организация обучения руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства по специальным программам, проведение семинаров.

специалистов, работающих в субъектах малого и среднего предпринимательства.

Низкий уровень развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальных районах Республики Мордовия.

Межмуниципальные различия в уровне жизни населения и, следовательно, разные возможности для организации собственного бизнеса.

Территориальный и структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

Недостаточная конкурентоспособность продукции малых предприятий в условиях растущего давления со стороны импортных товаров и продукции крупных отечественных производителей.

Возможности

Угрозы

Вовлечение в предпринимательскую деятельность незанятного населения, в том числе молодежи.

Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства, разработка инновационных технологий в продвижении на рынок его товаров.

Концентрация ресурсов для сопровождения приоритетных бизнес-проектов по созданию новых конкурентоспособных производств, развитию социальной инфраструктуры в сельской местности и обеспечению предоставления широкого спектра услуг населению республики.

Предоставление возможности постоянного участия предпринимателям в позиционировании своего имиджа и имиджа товара (выставки, ярмарки).

Рост спроса на продовольствие, способствующий расширению рынка сбыта и увеличению объемов продаж продукции, производимой предприятиями республики.

Рост спроса на туристические и рекреационные ресурсы республики в преддверии чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Рост спроса на экологически чистую продукцию.

Общее замедление социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Мордовия.

Существенное снижение либо превышение прогнозируемого уровня инфляции, неустойчивый курс рубля, падение роста производства, снижение темпов роста доходов населения.

Сохранение существующего уровня административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности либо его усиление.

Превышение роста цен на производственно-технологические ресурсы над темпами роста доходности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Отсутствие изменений на финансовом рынке в интересах малого и среднего предпринимательства (форс-мажор, кризис финансового рынка).

Согласно проведенному анализу, можно сказать, что основными проблемами, которые препятствуют переходу предпринимательской деятельности в Республике Мордовия на более качественный уровень развития, являются:

– Дефицит персонала требуемой квалификации на рынке труда. Недостаточные навыки эффективного ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний у руководителей малых и средних предприятий.

– Сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов для ведения предпринимательской деятельности, как на этапе организации бизнеса, так и на этапе его последующего функционирования. Несмотря на увеличение на финансовых рынках свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности препятствует широкому доступу к ним субъектов малого и среднего предпринимательства.

– Ограниченная доступность производственных и офисных помещений, обусловленная высокой стоимостью строительства (приобретения) объектов, краткосрочностью арендных отношений и высокими ставками коммерческой арендной платы, недостаточностью площадей государственной и муниципальной собственности, предназначенной для сдачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

– Низкие темпы модернизации действующих производств и внедрения новых, в том числе энергосберегающих технологий. Необходимость привлечения заемных источников финансирования (в силу отсутствия собственных) делает приобретение производственного оборудования, прежде всего сложного высокотехнологического оборудования и приборов, малодоступным для малого и среднего предпринимательства.

– Недостаточная конкурентоспособность продукции малых предприятий в условиях растущего давления со стороны импортных товаров и продукции крупных отечественных производителей, и, как следствие, слабое продвижение ее на внутренний, межрегиональный и международный рынки. Отсутствие средств, для осуществления маркетинговых мероприятий, программ поиска торговых, кооперационных и инвестиционных партнёров приводит к низкой информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о состоянии товарных рынков, конкурентной ситуации, потребительских предпочтениях.

– Недостаточно развиты интеграционные отношения малых и средних предприятий с крупным бизнесом, государственно-частное партнерство, механизмы взаимодействия «бизнес для бизнеса».

– Наличие на практике административных барьеров во взаимоотношениях бизнеса и власти на всех уровнях, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.

Указанные проблемы развития малого и среднего предпринимательства в большей мере взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Следовательно, необходим комплексный подход к их решению, как на региональном и муниципальном уровнях, так и в межведомственном сотрудничестве. Комплексный подход позволит учесть важнейшие взаимосвязанные и взаимозависимые факторы внутренней и внешней среды — экономические, социальные, политические и др. Поэтому, на основе результатов SWOT-анализа была разработана матрица стратегических решений SWOT-анализа. Данная матрица позволит использовать ситуационный подход, реализуя принцип адаптивности, являющийся основополагающим принципом стратегического развития предпринимательской деятельности региона (таблица 3).

Таблица 3 – Матрица стратегических решений SWOT-анализа развития предпринимательской деятельности в Республике Мордовия

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

Расширение внутренних возможностей на основе использования преимуществ (сильных сторон)

Снижение угроз путем использования преимуществ

Обеспечение постоянного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами для совершенствования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Поддержка начинающих предпринимателей.

Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и высоких технологий.

Устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия.

Организация подготовки и повышения квалификации кадров для малого и среднего предпринимательства.

Обеспечение большей доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства.

 

Использование возможностей для слабых сторон

Устранение слабых сторон для снижения угроз и рисков

Слабые стороны

Создание системы поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах Республики Мордовия.

Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе на муниципальном уровне.

Оказание консультационных, информационных, образовательных, юридических услуг субъектам малого и среднего предпринимательства.

Снижение диспропорций в развитии малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах Республики Мордовия.

Слабые стороны

   

Реализация государственной политики по обеспечению благоприятного предпринимательского климата на макроуровне, её адаптация в регионе и муниципалитетах будет способствовать решению проблем, которые препятствуют переходу предпринимательской деятельности в Республике Мордовия на более качественный уровень развития.

Политика региона в области малого и среднего предпринимательства до 2018 года будет направлена на формирование благоприятных условий для его устойчивого развития. Её приоритетными направлениями будут [8]:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей развитие государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

  • устранение административных барьеров, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства;

  • усиление взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами в целях развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

  • обеспечение более высоких темпов развития малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере;

  • повышение квалификации и переподготовки лиц, занятых в сфере малого и среднего бизнеса;

  • вовлечение малых и средних предприятий во внешнеэкономическую деятельность, привлечение зарубежных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса;

  • развитие инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства;

  • проведение мероприятий по государственной поддержке предпринимательской деятельности (развитие механизма финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, информационное, консультационное, имущественное обеспечение малого и среднего бизнеса, повышение квалификации кадров, формирование благоприятной социальной среды для малого и среднего предпринимательства).

Таким образом, дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства играет важнейшую роль в экономике Республики Мордовия. Это обуславливается в первую очередь тем, что малое и среднее предпринимательство создает конкуренцию на рынках товаров и услуг, заполняет рыночные ниши, не занятые крупным бизнесом. Предпринимательская деятельность имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности, активизации научно-технического прогресса и внедрению его достижений в экономику. Развитие малого и среднего предпринимательства способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Создание благоприятных условий субъектам малого и среднего предпринимательства будет способствовать в перспективе реализации главных для Республики Мордовия целей с участием предприятий данного сектора экономики – повышению благосостояния и улучшению условий жизни населения, обеспечению высоких темпов экономического роста и устойчивости территориального развития.

Библиографический список

  1. Азизова Е. А. Оценка состояния и развития малого предпринимательства / Е. А. Азизова // Вестник Астраханского государственного университета. Серия «Экономика». – 2010. – № 1. – С. 112-117.

  2. Беспалов М. В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России : Учеб. Пособие / М. В. Беспалов. – М. : ИНФРА-М, 2016. – С. 53-62.

  3. Горфинкель В. Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика : Учебное пособие / В.Я. Горфинкель. – М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. – С. 243-250.

  4. Долгова Т. В. Место и роль предпринимательства в современной экономике / Т. В. Долгова // Вестник Чувашского университета. – 2009. – № 3.– С. 19-24

  5. Кучерова Н. В. Проблемы развития предпринимательства в условиях рынка / Н. В. Кучерова, Н. А. Сивуха, Е. В. Денисова // Известия Оренбургского государственного университета. – 2012. – № 6 (38). – С. 18-24.

  6. Малышев О. М. Развитие предпринимательства в современной России: проблемы и перспективы / О. М. Малышев, А. П. Соломонов // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – № 6. – С. 135-141.

  7. Мордовия: статистический ежегодник / под ред. А. Г. Шкурихина, Ю. В. Сажина, Л. Ф. Занькина и др. – Саранск: Мордовиястат, 2015. – 458 с.

  8. О республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РМ от 8 октября 2012 г. № 363] – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9

Просмотров работы: 6793