"ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ". - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

"ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И ИНТЕРНЕТА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ".

Миронов Е.Е. 1, Григорьева Л.С. 1
1«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К.АММОСОВА» Педагогический институт дошкольное образование
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В жизнь нашего общества прочно вошли интернет-технологии. Молодежь нынче представляет себе жизнь без телевидения, мобильной связи, смартфонов и планшетов. Мы почти перестали общаться друг с другом, мало разговариваем, обмениваемся новостями.

Общение заменено Whatsаpp-ом, смотрим многочасовые телепередачи. Природой нам заложены защитные реакции в форме исследовательского рефлекса, при этом слуховая и зрительская реакции сигнализируют нас об опасности. Как объясняют ученые, когда работает телевизор, человек непроизвольно, независимо от своего желания или нежелания не может отвести взгляда от телевизора и чувствует себя загипнотизированным. При этом усиливаются процессы ее запечатления и программирование поведения.

Особенно наглядно такое явление можно видеть у детей младшего дошкольного возраста. У более старшего поколения под действием телегипноза красочная, яркая и назойливо-настойчивая реклама приводит к непроизвольному увеличению товарного потребления и они непроизвольно покупают то, что сегодня им не совсем необходимо.

Как утверждает д.п.н. М.Л.Скуратовская, исследующая эти проблемы, при этом стимулируются не духовные и нравственные интересы, а скорее материально-потребительские. По утверждению психолога, академика И.В.Смирнова «у людей отрицаются высшие , базисные понятия. Обесценивается то, ради чего имеет смысл жить и преимущество отдается ценностям материальным, развлечению и накоплению. При помощи телевидения выстраиваются определенные сценарии в жизненный цикл человека».

Не менее опасны и кинотехнологии. В кинофильмах как атрибут жизненного цикла человека больше демонстрируются сцены насилия, секса, эротики, грабежа, алкопотребления, карьерного роста. Такой жизненный цикл усваивается телезрителем, как программа действия на психологическом , подсознательном уровне. Можно согласиться с утверждением д.п.н. М.Л.Скуратовской о том, что на подсознательном уровне у людей возникает апатия, агрессия, которая делает насилие, жестокость признаком повседневной жизни. Чтобы переломить такую ситуацию , по утверждению психолога Прихожан А.М. «необходимо, чтобы количество позитивных с эмоциональной и нравственной точки зрения сюжетов перевесило поток негативной телеинформации».

У детей младшего дошкольного возраста защитные механизмы еще мало сформированы. Мозг у них генетически запрограммирован на развитие в условиях постоянного взаимодействия со взрослыми, окружающими его, идет наиболее эффективное формирование нейронных связей в коре головного мозга. Поэтому ребенок быстро развивается, познает окружающий мир. Для его нормального развития необходимы: эмоциональное, речевое общение с окружающими, совместная деятельность, игры со взрослыми и сверстниками, но не с телевизором.

По мнению исследовательницы из Калифорнии Сьюзен Джонсон, изучающей взаимодействие мозга и телевидения «телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка». Детские глаза предназначены только для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для ребенка – общение с родителями. По мнению Мэри Винн, американской исследовательницы при просмотре телевизора ребенок не участвует в вербальной коммуникации, отсутствует диалог, ребенок не может задать вопрос, получить на него ответ. Ведущий ученый Англии в этой области Салли Уорд наблюдала отставание ребенка уже с первого года жизни. А в три года дети, родители которых использовали в качестве няни телевизор, отставали от своих сверстников уже на один год. Фундаментальность привнесенных телевидением и информационными технологиями влияний ученые сравнивают с «визуальной» или «графической революцией».

Точно также дети младшего дошкольного возраста программируются на вредные социальные привычки, видя по фильмам по телевизору, как взрослые употребляют алкоголь, чокаются друг с другом, и в пьяном виде попадают в разные жизненные ситуации. Но правильно анализировать эти ситуации они еще не способны.

Социолог и культуролог Постман ( США) считает, что в результате этой визуальной революции единицей передаваемой информации стало не слово, как это было многие сотни тысяч лет до этого , а визуальный знак , к тому же по преимуществу рекламный.

Поэтому :

1. Изображение нельзя ни подтвердить , ни опровергнуть – оно просто предъявляется зрителю. Дети младшего дошкольного возраста не умеют отличить вымысел от реальности , критически отнестись к получаемой реальности.

2. Несмотря на наличие познавательных и образовательных передач, телевидение не способствует развитию устойчивого интереса к окружающему миру, другим людям. Пробуждает только любопытство, которое тут же удовлетворяется часто поверхностными или искаженными сведениями , поданными в занимательной форме. Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трех лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни, то есть к моменту поступления в школу. Дети не могут сосредоточиться, теряют возможность что-либо узнать и запомнить.

3. Появилась проблема исчезновения детского любопытства. Интернет и телевидение делают информацию общедоступной., хотя и далеко недостоверной. В результате чисто детское любопытство заменяется цинизмом или заносчивостью.

4. Поток телеинформации намного превышает возможности ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать. Нервная система ребенка не может сосредоточиться больше , чем на 15 мин. И начинается тормозная реакция в виде гипноидного состояния. Она резко ограничивает восприятие и переработку информации, зато усиливает процессы ее механического запечатления и программирования поведения. Ребенок теряет желание и не способен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения

5. Медики, психологи, педагоги отмечают синдром «гиперактивности и дефицит внимания». И с каждым годом их становится все больше. Он связан по мнению ученых именно с эффектом мелькания. Быстрая смена картинок дестабилизирует внимание и сосредоточенность ребенка. Ребенок становится импульсивным, не способным долго концентрироваться на каком-либо занятии.

Важно помнить: то, что заложено в ребенке с детства, влияет на всю оставшуюся жизнь.

Величайшее изобретение человечества – глобальные компьютерные сети, которые хранят в себе потенциальные угрозы для детей. Мышление становится отрывочным, чтение – поверхностным. Заголовки, аннотации просматриваются по диагонали. Практически атрофируются зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание. Формирующаяся теле или интернет зависимость меняет не только способности и психологические качества, но и изменяет мозг человека. Китайские ученые сканировали мозг 17 взрослых людей , у которых была выявлена интернет-зависимость и сравнили их с данными 16 здоровых людей. У тех, кто много времени проводил в Интернете быстро развиваются две области головного мозга – часть, отвечающая за кратковременную память и центр, ответственный за принятие быстрых решений. Однако те зоны мозга, которые ответственны за детальный анализ, глубокое продумывание проблемы, по существу остаются без нагрузки.

Для будущего страны важны – развитие культуры, духовности, интеллекта, науки. Государство , которое не может способствовать развитию этих качеств своих граждан, обречено на гибель. Вопросы культуры переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности. В современном мире могущество и будущее страны определяют не ресурсы и производительные силы, а в большей степени наука и искусство, духовность и нравственность нации. Для этого сегодня надо выключить телевизор и помочь нашим детям сохранить свою неповторимую уникальность.

Литература:

1.Григорьева Л.С. Педагогика семейного здоровья: учебно-методическое пособие/Л.С.Григорьева; под.ред. Л.С.Григорьевой, Е.М.Заморщиковой.- 2-е изд., доп.- Якутск : Издательский дом СВФУ, 2015.- 176 с.

2.Скуратовская М.Л. Влияние телевидения на детей./ «Соратник». сентябрь 2015 г. С.11

3. Углов Ф.Г. В плену иллюзий. – 2-е изд., дораб. И доп.-М.:Мол.гвардия,1986. – 288 с., ил.

Просмотров работы: 1186