ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в условиях развития рынка основой функционирования практически любой организации является её финансово-хозяйственная деятельность, которой порой выходит на передний план, иногда заслоняя цели деятельности организации. Данное обстоятельство особенно актуально в социально-культурной сфере в целом и в сфере культуры в частности. При этом каждое учреждение сферы культуры имеет свою специфику.

Так, музеи много времени и сил затрачивают на подготовку экспозиций и выставок, поисковую и научную работу. Их деятельность связана с выявлением каналов частных коллекций, их приобретением и описанием, участием в экспедициях, идентификацией, реставрацией и хранением различных памятников истории и культуры, экскурсионным обслуживанием посетителей, поддержанием памятников в нормальном состоянии.

При этом музеи как некоммерческие организации обладают следующими характеристиками:

- они изначально не ориентированы на получение прибыли;

- цели их деятельности фиксируются законодательством;

- доходы или имущество ни полностью, ни частично не могут быть распре­делены между лицами, причастными к организации.

Вместе с тем, музеям присущи общие тенденции в развитии финансово-хозяйственной деятельности, свойственные для всех учреждений некоммерческого сектора в целом, и сферы культуры в частности. Так, в настоящее время маркетинг и менеджмент не только находят активное применение в коммерческом секторе, но и успешно используются в сфере некоммерческих организаций, в т.ч. и в учреждениях культуры. Изменяется отношение к роли и функциям учреждений культуры. «Просве­тительская» модель культуры сменяется так называемой «гедонистической» кон­цепцией, согласно которой культура должна доставлять удовольствие, развлекать, успокаивать. В современном мире люди постоянно испытывают стресс, перегру­жены на работе, устают от бытовых проблем, поэтому в учреждениях культуры они ищут возможности отдохнуть, отвлечься от проблем, а если обучаться, то играючи. На Западе термин «посетитель» потерял былое значение. В данном контек­сте теперь принято использовать слово «клиент», чем подчеркивается то, что музей должен предоставить продукт или услугу, обеспечив какую-то выгоду (духовную, эстетическую, информационную и пр.) для своего посетителя.

Работникам музеев в современных реалиях следует думать о том, что по­сетитель должен получить от визита в учреждение положительные впечатления, способные выдержать конкуренцию. Если клиент, покидая стены музея, остается удовлетворенным полученной услугой, то это означает, что он не только вернется сюда еще раз, но и посоветует посетить музей своим друзьям и знакомым.

Данные факторы дали достаточно мощный импульс для пересмотра места и роли музеев в обществе, управленческих технологий и способов работы учре­ждений с различными аудиториями, а также механизмов их финансово-хозяйственной деятельности.

Бесспорно, что приоритетными направлениями развития финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры в современных условиях является совершенствование их маркетинговой деятельности.

Применение маркетинга в музейном деле имеет ряд особенностей. Одна из них состоит в том, что музеи как часть социокультурной сферы используют не­коммерческий, или социальный, маркетинг.

С одной стороны, социальный маркетинг вбирает в себя достижения маркетинговых концепций и технологий бизнес-сектора, с другой стороны, адаптируются и динамично развиваются собственные подходы и стратегии, опирающиеся на специфику некоммерческих организаций.

Применение маркетинговой деятельности в организациях сферы культуры имеет свою специфику. В качестве продукта выступают различные услуги (например, в музее это выставочная и образовательная деятельность). Потребитель получает в обмен на денежные средства не материальные блага и услуги, а эстетическое и духовное удовольствие, удовлетворение потребностей в образовании и культур­ном досуге. Некоммерческие организации культуры во всех странах получают бюджетную финансовую поддержку, поэтому цены на их услуги, как правило, регулируются государством и не могут изменяться в широком диапазоне в зависи­мости от спроса. Большинство организаций культуры «привязано» к месту.

Обратившись к международному опыту маркетинговой деятельности учреждений культуры можно отметить, что существуют две основные модели её организации: американская и французская.

В американской моделиосновное внимание направлено на привлечение спонсоров, партнеров. Предоставление разнообразных услуг, прежде всего, ори­ентировано на извлечение максимально возможной прибыли.

Во французской моделиглавная задача предоставления услуг - максимальное удовлетворение спроса посетителей.

Основное различие данных моделей заключается в особенностях структу­ры финансовых источников. Например, во Франции доля государственных субси­дий составляет более 50%, а в США - менее 15%.

Общая черта американской и французской моделей - наличие службы по связям с общественностью, работающей над созданием имиджа учреждения. При этом внимание общественности привлекается через средства массовой инфор­мации, сотрудничество с другими учреждениями и организациями-партнерами, а также со спонсорами, благотворителями и органами государственной власти, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В настоящее время в России формируется промежуточная модель органи­зации маркетинга в сфере культуры. Она сочетает в себе различные элементы американской и французской моделей. Многие российские учреждения культуры продолжают советские традиции работы с посетителями. Эти традиции близки к французской модели. Безусловно, в крупных музеях городов-мегаполисов (в Эрмитаже, Русском музее и пр.) организация маркетинговой деятельности более продумана и слажена, но и региональные музеи тоже начинают уделять должное внимание маркетингу и менеджменту в своей работе.

Так, в настоящее время во многих музеях создаются специальные отделы, в работу которых входит круг вопросов, относящихся к рекламе, пропаганде, связям с общественностью и другим средствам, которые должны помочь организации наладить контакт с аудиторией. Специалисты по маркетингу предоставляют необ­ходимые данные для составления перспективного плана работы музея, проводят краткосрочные маркетинговые кампании в ходе отдельных музейных мероприятий, участвуют в привлечении внебюджетного финансирования и в работе со спонсо­рами.

Резюмируя всё сказанное выше, следует отметить, что музей является некоммерческой социально-культурной организацией, не ориентированной на извлечение прибыли из своей деятельности. Тем не менее, в настоящее время музей должен искать возможности модернизироваться, встроиться в современные эко­номические условия. Для успешного развития ему необходимо эффективно конкурировать на рынке досуга, привлекать внимание различных категорий посе­тителей, создавать дополнительные возможности для своих гостей, осваивать современные технологии деловой активности.

Список литературы

1. Организационно-экономические аспекты управления социально-культурной сферой, коллективная монография. Монография. – Орёл: АПЛИТ, 2014. – 288с.

2.Шубина О.А., Назаров П.В. Организация менеджмента и маркетинга в региональном музее // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2011. - №9. - С.17-35.

Просмотров работы: 1101