ФАНДРЕЙЗИНГ В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФАНДРЕЙЗИНГ В НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие «фандрейзинг» и соответствующие ему функции в России не были известны до конца 1980-х. В начале 1990-х социалистическая культура полностью финансировалась государством ввиду запрета каких-либо других источников финансирования организаций культуры.Ситуация изменилась в 1988-1989 гг. когда Советом Министров СССР были одобрены «Основные положения нового хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы» и приняты на их основе «Новые условия хозяйствования». Учреждения культуры впервые получили право иметь прочие поступления помимо средств государственного бюджета и доходов от основной деятельности. С этого времени благотворительные и спонсорские вложения в искусство перестали быть свойственны только буржуазному образу жизни, у российских организаций появилась возможность привлекать альтернативные источники финансирования.

Американское понятие фандрейзинг (fundraising) в дословном переводе – «возрастание денежных средств», а по смыслу – «поиск денег». В современном толковании фандрейзинг практикуется как деятельность по последовательному привлечению новых сторонников, друзей, а также инвесторов и партнеров для осуществления их социально значимой миссии.

В учреждениях культуры фандрейзинг – это целенаправленный систематический поиск средств для осуществления социально значимых проектов в своей области. От простого поиска инвесторов фандрейзинг отличает лишь то, что инвесторов обычно ищут на более долгий срок для создания основных фондов, и отдача от инвестиций предполагается спустя довольно длительное время, тогда как фандрейзинг связан обычно с поиском оборотных средств на реализацию проектов и программ – не на создание основных фондов, а на деятельность.

Целью современного фандрейзинга является обеспечение некоммерческих организаций (НКО) в частности и общественно-значимой деятельности в целом денежными средствами и другими ресурсами. По фандрейзингу издаются книги, проводятся исследования, научно-практические конференции и семинары. В результате НКО получают существенную финансовую, правовую и методическую поддержку.

Задача фандрейзинга в учреждениях культуры состоит в том, чтобы попытаться достичь гармонии между интересами дарителя и нуждами данного учреждения. Следовательно, он должен осуществляться в открытой, этичной, сбалансированной взаимовыгодной манере. Об успехе фандрейзинга можно говорить лишь тогда, когда он обеспечивает дарения, позволяющие реализовать стратегию развития данного учреждения; дарения в данном случае должны обеспечивать возможности достижения целей, а не препятствовать организации в выполнении ее миссии.

Помимо этих двух норм необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Успех фандрейзинга зависит от менеджмента и активного участия в процессе непосредственно директора.

  2. Наиболее эффективно развитие осуществляется там, где отсутствует формальный подход, существует понимание сильных и слабых сторон каждой организации, ее персонала, группы возможных дарителей и обстоятельств, в которых организация существует.

  3. Наиболее эффективно развитие осуществляется там, где имеет место отказ от распространенного заблуждения, будто основу успеха фандрейзинга составляет широкая база дарителей. Статистика показывает, что до 90% всех дарений делается всего десятью процентами от общего числа дарителей.

  4. Развитие фандрейзинга осуществляется наиболее эффективно там, где отвергаются подходы и терминология, традиционные для коммерческого маркетинга. Поскольку подходы эти односторонни, они противоречат самому духу двусторонних, сбалансированных методов фандрейзинга, заявленному в первой норме.

Правильный фандрейзинг основан на стратегическом подходе, который подразумевает следующие этапы:

Этап 1: Определение потребностей организации. На данном этапе дается анализ текущей деятельности и выявляются приоритетные потребности.

Этап 2: Формулировка предложения: для чего необходимы ресурсы.

Этап 3: Анализ потенциальных источников фандрейзинга. На данном этапе важно помнить о диверсификации источников (компании, частные лица, фонды, государственные органы). От грантоотдающих фондов можно получить большую сумму на целевой проект, но при этом процесс рассмотрения заявок занимает месяцы и не дает гарантированного результата. Частные доноры более скромны в финансировании, но для некоммерческой организации это возможность получить быстрые и нецелевые деньги, которые можно потратить по обстоятельствам.

Этап 4: Выбор необходимой методологии. На данном этапе в качестве способов привлечения денежных средств можно использовать систему членских взносов, заявки на гранты, письма спонсорам, массовые рассылки (директ-мэйл), участие в партнерских проектах, прямой диалог, социальные мероприятия и др.

Этап 5: Назначение ответственных лиц. При наличии отделов развития, методического отдела и отдела маркетинга в организации нет необходимости привлекать дополнительные кадры; в том случае если собственный кадровый потенциал не отвечает требованиям фандрейзинговой деятельности, целесообразно задействовать (на постоянной или временной основе) новых специалистов. Зачастую главным фандрейзером становится руководитель организации, который обладает наибольшим административным ресурсом и общественным авторитетом.

Этап 5: Установление промежуточных целей и реалистичных сроков: важный элемент стратегии – создание серии промежуточных результатов с предполагаемыми сроками выполнения.

Этап 6: Определение размера бюджета: бюджет может включать разовые расходы, выплату сотрудникам, затраты на покупку оборудования и материалов для проекта, публикации и иные специфические расходы.

Только на основе четко сформулированной стратегии возможно дальнейшее составление бизнес-плана проекта и других документов, которые адресованы потенциальным источникам финансирования (например, спонсорское предложение, заявка на грант и др.).

В современных российских условиях большую долю доходов некоммерческих организаций культуры составляют поступления из бюджета, которые, однако, в последнее время обесцениваются в связи с инфляцией, и организации вынуждены искать альтернативные источники финансирования. Среди поступлений от доноров, которые по разным подсчетам в России составляют от 5 до 15% доходов организаций, на первом месте – взносы от коммерческих структур, на втором – от разного рода благотворительных организаций, на третьем – статистические малозначимые поступления от частных лиц. Такая структура поступлений закономерна для страны, где еще не сформирован средний класс, уровень жизни населения остается крайне низким, а государство не поощряет благотворительность.

В России одним из основных направлений фандрейзинга остается обращение за дополнительными средствами в государственные и муниципальные органы власти, которые помимо средств, предназначенных для ведомственных организаций культуры, как правило, располагают финансовыми ресурсами, необходимыми для поддержки инновационных проектов и программ, проведение общественно значимых фестивалей, конкурсов, информационной инвестиционной деятельности. Эти средства концентрируются в федеральных, региональных и муниципальных целевых программах развития культуры, искусства и кинематографии.

Сегодня немалую часть благотворительных поступлений в российские организации культуры обеспечивают коммерческие структуры (фирмы, банки, агентства). Практика показывает, что именно в них прежде всего обращаются менеджеры культуры, и именно у них чаще всего по сравнению с благотворительными фондами или частными лицами находят необходимую поддержку.

Все больший вклад в российскую сферу культуры вносят зарубежные и отечественные организации, особенно фонды. Тем не менее, приоритет пока сохраняется за зарубежными организациями, именно они, в большинстве своем, являются основными организаторами конкурсов в России.

Сегодня деятельность российских благотворительных организаций и всех структур, участвующих в благотворительности, ведется не благодаря, а во многом вопреки действиям государства. Культурная политика не стимулирует тех, кто помогает некоммерческому сектору. В отличие от Америки, в нашей стране не создается атмосфера престижности взносов, нет политики встречных субсидий – наоборот, государство на законодательном уровне пытается внедрить и так используемые на практике методы бюджетозамещения (отнятие у организации альтернативных доходов).

Бесспорно, что в современных российских условиях фандрейзинг является перспективным механизмом развития некоммерческого сектора экономики. Вместе с тем, его развитие как технологии финансирования оставляет пока желать лучшего. В такой ситуации нам представляется целесообразным использовать зарубежный передовой опыт фандрейзинговой деятельности, разумно адаптируя его к современным российским условиям.

Список литературы

  1. Дымникова А.И., Фандрейзинг в сфере культуры. Справочник руководителя учреждения культуры, 2013. – №2 – с.22-45

  2. Комлев Ю.Э., Особенности менеджмента фандрейзинга в учреждениях культуры. Вестник.: МГУКИ, 2014. – №6 – с.137-140

  3. Рутковская М., «PR-технологии в привлечении инвестиций. Спонсоринг и фандрайзинг» – М.: ИНФРА-М, 2013. – 308с.

  4. Шекова Е. Л., Управление учреждениями культуры в современных условиях: Учебное пособие. – СПБ.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2014. – 416с.

Просмотров работы: 1066