Однако проблема адекватной подготовки педагогических кадров напрямую связана с разработкой соответствующего содержания. Одним из наиболее активно разрабатываемых направлений в процессе подготовки и переподготовки педагога становится сегодня компетентностный подход.
Принято считать, что компетентностью, с одной стороны, является круг полномочий, который определяет ответственность в решении практических задач должностного лица, с другой - знание, опыт, умение самого должностного лица, т. е. способность и реализация конкретным лицом этого круга полномочий (В.И.Байденко, А.С. Белкин, Л.В. Занин, Н.П. Меньшикова, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, И.П. Смирнов, К.М.Ушаков, Н.Н. Хридина, А.В. Хуторской и др.).
Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде.
Для развития профессиональной компетентности педагогов ДОО мы разработали систему внутрисадовского управления качеством образования – модель методической службы. Под моделью мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов, включающих в себя, развитие (объективно необходимых) профессиональных педагогических знаний и педагогической позиции, управление профессиональными компетентностями педагогов. Работа ДОО в режиме развития заставляет переосмыслить и по-новому строить систему управления, привлекая педагогов к разработке, применению и реализации управленческих решений. Требует активного переустройства ранее сложившего опыта работы в сторону изменения основного содержания деятельности и применяемых подходов, построения новой модели взаимодействия
На первом этапе был проведён мониторинг исследования уровня развития профессиональной кометентности педагогов ДОО, который включал в себя следующие методы исследования:
- анкетирование педагогов ДОО: «Готовность педагога к работе в инновационном режиме»; «Важные качества профессиональной деятельности педагога» (источник: журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" № 10, 2011 года);
- исследование «Изучение сформированности структуры профессиональной деятельности» по методике Е.А. Панько;
- конкурентоспособность педагогов ДОО (изучение и анализ портфолио педагога);
- IT- компетентность педагога ДОО (наблюдение).
Полученные данные позволили нам наметить план работы по развитию профессиональной компетенции педагогов посредством внедрения модели методической службы. Было разработано положение о методической службе, инструкции для экспертной комиссии методической службы, форма экспертного листа результатов комплексной оценки уровня развития профессиональной компетентности педагогических работников ДОО.
Далее в модели методической работы определили компоненты профессиональной деятельности:
Гносеологический компонент профессиональной компетентности педагога включает: знания теоретических и методологических основ определённых наук, знание современных информационных технологий, знание требований, предъявляемых к современному педагогу, знание нормативных документов, касающихся профессиональной деятельности, широта и глубина дополнительных знаний.
Деятельностный компонент (умения) профессиональной компетентности включает следующие умения: гностические, проектировочные, коммуникативные, информационные, творческие, аналитические, организаторские, развивающие
Личностный компонент профессиональной компетентности включает: готовность к проявлению личной инициативы, ценностное отношение к профессии, готовность работать в коллективе.
Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов нами была выстроена определённая система методической работы с педагогическими кадрами, которая подразумевала активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду. Данная система является элементом педагогического образования и направлена на:
- создание условий для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов;
- на совершенствование и развитие когнитивной, деятельностной и личностной характеристик профессиональной деятельности педагогов, что, на наш взгляд, составляет основу профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации, дало по всем показателям положительную динамику;
- реализацию на трех соответствующих управленческих уровнях (стратегическом, тактическом, информационно-аналитическом);
- построение работы с опорой на нормативные документы федерального и регионального уровней (работа педагогического совета на стратегическом уровне и экспертной комиссии на информационно-аналитическом уровне);
- коллективные, так и индивидуальные траектории развития профессиональной компетентности педагогов, реализующиеся через различные компоненты тактического уровня (предметно-педагогические циклы, творческие группы, школу-лабораторию и т.д.) и содержание педагогической деятельности (психолого-педагогическое, методическое, научно-исследовательское).
На третьем, контрольном этапе проводилась проверка эффективности разработанной модели, проводился анализ и обработка полученных результатов исследования, формулировка выводов и методических рекомендаций по исследуемой проблеме.
Таким образом, мониторинг профессиональной компетентности педагогов ДОО на контрольном этапе показал положительные изменения в показателях, характеризующих основные аспекты профессиональной деятельности педагогов, и позволил сделать вывод, что разработанная модель методической службы обеспечивает способность распознавать и решать методические задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности педагогов. Ее структуру определяют методическое мышление, методическая творчество, методическая культура, яка формует методическую профессиональную мобильность педагогов
Список использованной литературы
1. Алямовская, В.Г. Разработка годового плана дошкольного учреждения : Учебно – методическое пособие / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. – М. : «Восхождение», 2009.
2. Антонов Ю. Е. Проблемы методологии современного дошкольного воспитания // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 2. - С. 29-36.
3. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление дошкольным образовательным учреждением. -2010.- № 3.- С. 20- 23.
4. Афонькина, Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал/ Ю.А. Афонькина.- Волгоград: Учитель, 2014. – 115с.
5. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2010.
6. Педагогический анализ как функция управления дошкольным учреждением // Управление ДОУ. – 2002. - № 5. - С. 4 – 9.
7. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения : метод. рекомендации / Муницип. учреждение доп. образ. «Инфор.-метод. центр» / сост. Г.В. Анкина, Н.И. Терешина. – Новомосковск : ИМЦ, 2005. – 32 с.
8. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание. 2010. - № 7.-с.48-52.