ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УСПЕШНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УСПЕШНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Потапкин Д.И. 1, Сборцева Т.В. 1
1ФГБОУ ВПО Череповецкий государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В работе представлен теоретический анализ проблемы успешности соревновательной деятельности. Показано, что успешность соревновательной деятельности спортсмена представляет собой сложное комплексное системное образование, определяемое четырьмя основными группами факторов: биомеханическими, медико-биологическими, психологическими и морально-политическими.

Актуальность. Современный спорт предъявляет все более высокие требования к уровню подготовленности спортсмена и его умению максимально мобилизоваться во время соревнований. Вместе с тем, в настоящее время проблема успешности соревновательной деятельности изучается с разных точек зрения, но не описывается комплексно. В связи с этим, в своей работе мы решили провести теоретический анализ проблемы успешности соревновательной деятельности.

Организация исследования. Под успешностью соревновательной деятельности спортсмена понимается такая характеристика, которая свидетельствует о стабильном и эффективном выступлении на ответственных соревнованиях в течение длительного времени. Основным показателем успешности деятельности спортсмена является безошибочная работа высокой результативности.

Исследованием критериев, оценок, показателей успешности соревновательной деятельности занимаются многие отечественные специалисты. Так, например, Каськова Д.С. [7] показывает влияние социально-психологических факторов на успешность соревновательной деятельности. В работе Дамадаевой А.С. [4] представлены результаты исследования спортивно-важных качеств личности спортсменов разного пола. Автор показывает, что спортивная успешность мужчин и женщин определяется как одинаковыми, так и различными свойствами личности. Кузьмин Е.Б. [8] в своих работах показывает связь мотивационной сферы спортсмена и соревновательной успешности; анализирует особенности спортивной мотивации и их влияние на результат деятельности спортсмена.

Войтов В.Г. анализировал психологическую обусловленность успешности соревновательной деятельности фехтовальщиков и акцентировал свое внимание на личностных особенностях спортсмена. По его мнению, характеристики личностных особенностей спортсмена позволят строить прогнозы его деятельности в различных соревновательных ситуациях [3].

Изучением успешности соревновательной деятельности баскетболистов занимались Егоров В.В. и Баринов В.В.. Исследователями изучалось влияние индивидуальных особенностей баскетболистов, в частности состояния тревожности, индивидуальных свойств нервной системы, эмоциональной устойчивости, уровня спортивной мотивации на успешность соревновательной деятельности [2], [6].

Бакулев С.Е. и Таймазов В.А. занимались исследованиями прогнозирования успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости, а также изучали генеалогические основы прогнозирования успешности соревновательной деятельности спортсменов – единоборцев [1], [11].

Мы считаем, что применительно к спорту успешной можно считать такую деятельность, итогом которой является достижение поставленной цели, оцениваемое показанным соревновательным результатом. Эта проблема, в основном, решается на уровне количественных параметров: коэффициента спортивного мастерства, результативности в данном соревновании, модельных характеристик результативности, рейтинга спортсмена, соревновательной устойчивости.

Успешность соревновательной деятельности спортсмена можно определить, как сложное комплексное системное образование, определяемое различными факторами. В спортивной практике принято выделять четыре основные группы таких факторов: биомеханические, медико-биологические, психологические и морально-политические. Авторами выделялся также и педагогический фактор, но было указано на то, что он не определяет успешность спортсмена, а помогает формировать ее.

Биомеханический фактор определяет кинематический аспект деятельности, а медико-биологический фактор связан с изучением физиологических резервов организма. Последний включает в себя состояние здоровья спортсмена, его нервной и анализаторных систем, а также энергетические возможности организма. Экспериментальные исследования спортсменов дают возможность выделить наиболее информативные показатели медико-биологического фактора. Это, в первую очередь, показатели уровня максимального потребления кислорода и максимального кислородного долга.

В последнее время в медико-биологических исследованиях спортсменов большое внимание уделяется изучению вариабельности ритма сердца, как показателю реакции организма на нагрузку. А.А. Кылосов, А.А. Мельников в своей работе указывают на снижение общей мощности спектра в показателях вариабельности ритма сердца, а также повышение доли симпатических влияний в соревновательный период лыжников-гонщиков. Данный факт, по мнению авторов, может быть связан с увеличением интенсивности нагрузок, влиянием холодового фактора, а по нашему мнению, кроме этого, – с повышением эмоционально-психического напряжения в соревновательном периоде подготовки [9].

Связь эмоционального состояния с показателями вариабельности ритма сердца подтверждается многими работами, в частности, в исследованиях В.Г. Двоеносова показано повышение активности симпатической нервной системы в регуляции ритма сердца в период экзаменационного стресса у студентов [5].

Таким образом, мы можем говорить о том, что основой успешности соревновательной деятельности спортсмена является энергетика организма как биологической системы.

Психологические факторы успешности соревновательной деятельности спортсменов, по нашему мнению, изучены недостаточно. А в современном спорте, особенно с ростом спортивного мастерства и возрастанием уровня соревнований, значение данных факторов очень велико.

Среди психологических факторов, способствующих повышению успешности соревновательной деятельности спортсменов, можно назвать самоконтроль, способность управлять своим вниманием и эмоциями, уровень тревожности, уровень мотивации достижения и мотивации избегания неудач и др. Успешность выступления спортсмена в соревновании во многом определяется его предстартовым состоянием, на формирование и проявление которого в значительной степени оказывает влияние установка.

Рассматривая психологические факторы соревновательной успешности, необходимо отметить, что соревновательная деятельность спортсмена протекает в экстремальных условиях, которые в свою очередь требуют значительных физических и психических усилий. Важно подчеркнуть взаимосвязь исследований психической или эмоциональной устойчивости спортсмена и успешности выступлений в соревнованиях.

В.А. Плахтиенко и Ю.М. Блудов, опираясь на исследования Н.А. Худадова и анализируя показатели психической надежности спортсменов, достигавших на протяжении многих лет высоких результатов в крупных соревнованиях, обнаружили следующее сочетание показателей: оптимальная мотивация достижения, повышенная эмоциональная устойчивость, высокая способность к волевому самоконтролю. Среди показателей психической устойчивости важнейшим фактором выступает психическая концентрация, т.к. от нее в большей степени зависит способ выполнения соревновательного упражнения [10].

На снижение соревновательной надежности оказывает влияние целый ряд причин, среди которых мы можем выделить:

  1. низкий уровень мотивации к выступлению в соревновании, к достижению максимально возможного результата;

  2. астенизация нервной системы в связи с длительным неблагоприятным функциональным состоянием из-за различных заболеваний, утомления и переутомления, нарушения режима тренировок, графика соревнований и отдыха и т.д.;

  3. неблагоприятное эмоциональное состояние, обусловленное различными причинами (длительный неуспех в соревновательной деятельности, получение и последствия травм, личные проблемы и т.п.).

  4. недостаточные волевые усилия, связанные с преодолением трудностей подготовки и выступления в соревнованиях.

В настоящее время определяется тенденция к делению явлений на энергетические и информационные. Исходя из данного положения, целесообразно подразделять трудности, преодолеваемые спортсменами в соревновании, на энергетические и дифференцировочно-интегративные. Преодоление указанных трудностей приводит к созданию психического напряжения (стресса) и осуществляется в основном за счет волевых усилий, которые можно охарактеризовать как активное проявление сознания, направленное на эффективную психическую саморегуляцию и мобилизацию резервов человека для реализации поставленных целей.

Выводы. Таким образом, еще раз подчеркнем, что проблема успешности соревновательной деятельности спортсмена чрезвычайно важна и сложна, и к ее изучению необходимо подходить с системных, комплексных позиций, с учетом всех факторов, ее определяющих.

Библиографический список

1. Бакулев С.Е., Таймазов В.А. Генеалогические основы прогнозирования успешности соревновательной деятельности единоборцев. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2006. №19.

2. Баринов В.В. Влияние индивидуальных особенностей личности баскетболиста на успешность соревновательной деятельности. Автореф. дис….канд. пед. наук. М., 2001.

3. Войтов В.Г. Психологическая обусловленность успешности соревновательной деятельности юных фехтовальщиков на саблях /Войтов В.Г., Мовшович А.Д., Рыжонкин Ю.Я. // Фехтование: Сб. статей. М., 1984. – С.21-22.

4. Дамадаева А.С. Спортивно-важные качества личности спортсменов 20111.33(73) С.44-49 - режим доступа: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/5323

5. Двоеносов В.Г. Особенности функционального и психологического состояния студентов с различным вегетативным тонусом в условиях экзаменационного стресса. // Ученые записки Казанского университета. Серия: Естественные науки. 2009. Т. 151. № 3. С. 255-265.

6. Егоров В.В. Влияние состояния тревожности на эффективность соревновательной деятельности баскетболистов – юниоров. http://vestnik-mgou.ru/Articles/Doc/2646

7. Каськова Д.С. Психологические факторы успешности спортивной деятельности в избранном виде спорта 2011.№6 (76) С.30-35 – режим доступа: http://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/5063

8. Кузьмин Е.Б. Формирование сортивной мотивации как психолого-педагогическая проблема.-Монография, 2009. - №11. – С.112-133. Режим доступа: http://kamgifk.ru/magazin/4_09/4_2009_11.pdf

9. Кылосов А.А. Динамика физической работоспособности, вариабельности ритма сердца, биохимических и гематологических показателей в течение годичного цикла подготовки у юных лыжников: дисс. … канд. биол. наук. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2009. – 158 с.

10. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.

11. Таймазов В.А., Бакулев С.Е. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности спортсменов с учетом генетических основ тренируемости. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2005.№18. С.81-90.

Просмотров работы: 977