ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Иванова М.К. 1, Баина М.А. 1
1СВФУ педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: в данной статье приводятся результаты изучения влияния мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста на интеллектуальную готовность детей к обучению в школе.

Ключевые слова: мелкая моторика, интеллектуальная готовность.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе как компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделять учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности (Л.С.Выготский, А.Анастази). Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

• Дифференцированное восприятие

• Аналитическое мышление

• Рациональный подход к действительности

• Логическое запоминание

• Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий

• Овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и применению символов

• Развитие движений руки зрительно – двигательной координации [2, c.82].

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, также проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5–6 лет [1, c.13].

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [2, c.82]. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Развитие моторики играет важную роль в овладении письмом. Последнее является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений, как правило, уже достигших необходимого развития к началу младшего школьного возраста [5 c.170].

Таким образом, развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте осуществляется по нескольким направлениям. Моторное развитие связано с анатомическим и функциональным дозреванием нервных волокон, их модернизацией налаживанием работы координационных уровней. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров» (в т.ч. и моторных), начинается формирование функциональных систем высших психических функций.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать неотъемлемой частью подготовки ребенка к школе.

Для изучения влияния развития мелкой моторики рук на интеллектуальную готовность к обучению в школе мы провели диагностику, включающую выявление развития мелкой моторики рук старших дошкольников (методики «Полоски», «Дорожки», «Лес», «Узоры») и определение интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе (тест-опросник Керна-Йирасека, методика «Четвертый лишний», «Назови одним словом»). В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста МБДОУ ЦРР №26 «Кустук» г. Якутска. Сопоставив результаты двух диагностик, мы увидели, что те дети, которые показывали средний уровень развития мелкой моторики рук, показывают также средний уровень развития интеллектуальной готовности (70%), а дети, которые имеют высокий уровень развития мелкой моторики рук – соответственно показывают высокий результат и по интеллектуальной готовности к обучению в школе (30 %). Таким образом, после проведенных методик пришли к выводу, что мелкая моторика влияет на интеллектуальную готовность ребенка в школе так как: дети, у которых развиты тонкие движения руки и зрительно-двигательные координации, владеют планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием, а также у них достаточно развита память, внимание и связная речь. У детей, которые показали средний уровень, скорость выполнения задания соответствует возрасту, но при этом коэффициент точности ниже. Это указывает на то, что объем оперативной памяти еще недостаточен, но визуальное восприятие достаточно развито, что позволяет выполнять задание достаточно быстро.

Итак, мы видим, что развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью интеллектуальной готовности, а также показателем физического и нервно-психического состояния ребенка.

Тонкая моторика - основа развития, своего рода всех психических процессов. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка рук ребенка к письму. При этом родителям необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования устной речи. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать неотъемлемой частью подготовки ребенка к школе.

Список использованной литературы:

  1. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения /С.Е. Большакова – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  2. Реан, А.А. Как подготовить ребенка к школе. /А.А. Реан, С.Н. Костромина; - СПб: Питер Ком, 1998 -160 с.

  3. Соколов, Г. «Большая книга развития мелкой моторики и быстрого обучения грамоте» Соколов, Г., Афоничева, Е., Павлычева, Н.,2011.-160 с.

  4. Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук. // Тезисы докл. 20-го Всесоюзногосовещания по проблемам высшей нервной деятельности. М., 1974, с, 281 – 282 с.

Просмотров работы: 1709