ПРИМЕНЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ СХЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИМЕНЕНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ СХЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Истомин А.А. 1, Слепкова Т.И. 1
1Национальный Исследовательский Московский Государственный Строительный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

В статье говорится о применении ментальных схем в организации строительного производства с помощью связей, контуров и различных условий.

Ключевые слова: ментальные схемы, связи, модель, система, обратная связь, двойной цикл, динамическое равновесие, двойной усиливающий контур, организационно-технологическое решение, ментальные модели, условия.

Annotation

The article refers to the application of mental schemes in the organization of building production with the help of connections , paths and different conditions .Keywords: mental schemes, communication, model, system, feedback, double loop, dynamic balance, double reinforcing loop, organizational and technological solution, mental models, terms.

Рубеж конца ХХ - начала XXI веков, связанный с бурным развитием информационных технологий, появился принципиально новый подход в архитектурно-строительном проектировании, заключающийся в создании компьютерной модели нового здания, несущей в себе все сведения о будущем объекте. Возникает в результате концепция информационного моделирования. Любую нашу деятельность направляют глубоко ускорившиеся идеи, стратегии, способы понимания и руководящие идеи. В литературе по системному мышлению они известны как ментальные модели. Почему мы их так называем? «Ментальные» - потому что они существуют в нашем уме и направляют наши действия, а «модели» - поскольку мы строим их на основании своего опыта. Они представляют собой общие идеи, которые формируют наши мысли и действия, а также представления о желаемых результатах. Эти теории, которыми мы руководствуемся, вырастают из опыта и наблюдений, но они окроплены общепризнанной мудростью и разбитыми надеждами.

Истоки возникновения ментальных моделей следует искать в работах, где повседневный опыт человека рассматривается как целостная система, сопоставляемая по этому параметру с теоретическими построениями науки. Это работы Липмана и Богена, исследовавших «наивную физику» (обыденные представления и знания о физических закономерностях), Дж.Келли, сравнивавшего обычного человека, познающего мир, с ученым, строящим научную концепцию. В работе Б.Троссея и П.Розенцвейга, анализирующий данную проблему и ссылающихся на работу Вельмана и Гельмана, встречаются термины «наивные теории», «теории житейского толка», «популярные» и «дилетантские» теории. Под «теорией» они понимают связанность и системную организацию знания, наличие базовых принципов, схем интерпретации и прогноза, возможность определить знания одно через другое. Данное направление напрямую связанно с теорией ментальных моделей. Собственно термин «модель» и «моделирование» широко используются и в научных теориях. Вот как модель в таком понимании определяет В.А.Штофф: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об объекте».

Ментальные модели – знание и представление о реальности в виде системы взаимосвязанных фактов и причинно-следственных связей. Но что значит иметь системные ментальные модели?:

1.Вы исходите из того, что на данный момент ваши ментальные модели лучшие из всего, что было вам доступно, но не прекращайте поиска более совершенных.2.Вы не имеете широкий круг интересов.3.Не бойтесь неопределенности.4 .Проявляете любознательность и уделяете особое внимание тому, что, похоже, противоречит вашим ментальным моделям. 5. Ищете причины событий в системе обратных связей, действующих в разные временные периоды.6.Столкнувшись с проблемой, исследуете не только ситуацию, но и свои предположения о ней.7. Обращаете внимание на взаимную связь факторов, добиваясь понимания того, как события согласуются друг с другом.8.Ищете объяснения с виде системы циклов и контуров обратных связей, к которых результат – следствие одной из причин – в свою очередь становиться причиной чего-то другого.

Но как же использовать принципы системных ментальных моделей в организации строительного производства? Приведем несколько примеров:

1.Обратная связь (обратная петля) – это реакция на принятие организационно-технологическое решение, которая иллюстрирует новые последствия. Это механизм усиливающей обратной связи: чем больше действие, тем сильнее реакция на них, что, в свою очередь, увеличивает количество новых решений.

2.Уравнивающая обратная связь (обратная петля) – связь приближающая ментальную систему к фактическим условиям, в которых необходимо принять ОТР. Данная связь учитывает отклонение фактических параметров от привычного ОТР, и зачет методов устранения этих отклонений приводят ментальную схему (модель) в равновесие.

3.Двойной цикл – это механизм, уравнивающий обратной связи, который позволяет вносить изменения для принятых ОТР.

-Усиливающий дополнительный контур, данный контур закрепляет принятое ОТР, и усиляет саму модель в целом, создавая условия для реализации принятого ОТР.

4.Динамическое равновесие – уравнивающий контур с задержкой во времени – возникает, при условии, что приняты ОТР может быть, в другой подсистеме или в этой же подсистеме, но с задержкой во времени.

Проблемы возвращаются. Краткосрочные меры не помогают.

5.Двойной усиливающий контур – успех предрешен стартовыми условиями. Везет везучим, паттерн монополизации.

Данный контур возникает при положительных предпосылках для применения ОТР, когда улучшения стартовые условия для принятия ОТР дают больший эффект.

6.Двойной уравновешивающий контур (сковывающий контур) – возникает, в случае когда принятое ОТР верно для каждой системы в отдельности, а при едином рассмотрении системы, сковывающий контур тормозит получение эффектов от принятого ОТР.

7.Побочный усиливающий контур при двойном уравновешивающем контуре – данный контур возникает при принятии ОТР, которое является не эффективным для данной системы, и подрывает возможность системы (модели) в целом. Проблемы обостряются. Акцент на краткосрочные решения. Общая эффективность падает. Болезненная зависимость, усиливающая побочные эффекты подрывают возможность фундаментального решения.

8.Контур с граничными условиями – определяет эффективность ОТР для данной системы (ментальные модели) с привязкой к существующему состоянию системы, с учетом принятых ограничений.

Список использованной литературы:

  1. Ященко А.А., Слепкова Т.И. Имитационно – информационная модель при оценке эффективности строительных инновационных процессов / Ященко А.А., Слепкова Т.И. // Международный журнал экспериментального образования.- 2015г.-№10-С.65-67

  2. Алаева А.В., Филиппов Г.Б., Слепкова Т.И. Виды инжиниринговой деятельности в строительстве[Текст] / Алаева А.В., Филиппов Г.Б., Слепкова Т.И. // 21 век: фундаментальная наука и технологии. Материалы VI международной научно-практической конференции. н.-и. ц. «Академический». - North Charleston, SC, USA, 20-21 апреля 2015 г.

  3. Звонов И.А., Анохина Д.Г. Комплексность факторного анализа в процессе перепрофилирования промышленных территорий / Развитие научной школы теории управления недвижимостью. Международный научно-практический семинар, посвященный 85-летию кафедры «Организация строительства и управление недвижимостью» НИУ МГСУ. 2015. С. 49-54.

  4. Румянцева Е.В., Манухина Л.А. BIM-технологии: подход к проектированию строительного объекта как единого целого // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 5 (18). С. 33-36.

  5. Кириллова А.Н., Манухина О.А. Система управления градообслуживающей сферой города / Недвижимость: экономика, управление. 2015. № 3. С. 48-53.

  6. Нарежная Т.К., Соколова М.С. Управление развитием городской среды на основе учета медико-экологических факторов В сборнике: Инновации в отраслях народного хозяйства, как фактор решения социально-экономических проблем современности Сборник докладов и материалов Международной научно-практической конференции. Институт непрерывного образования, Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства. Москва, 2011. С. 258-261.

Просмотров работы: 659