Появление этих рисунков историки связывают с особым охотничьим ритуалом. Первобытные люди тесно связывали себя с природой, с животными. Чувствуя это единство, человек, первобытный охотник, испытывал вину перед животным, просил у него прощения. Именно поэтому в рисунках чувствуется особая раскрепощенность, доля фантазии и воображения. По другой версии, у первобытного человека появилось стремление к эстетическому удовольствию, красоте, к пассивному созерцанию.
Помимо реалистичности изображения для палеолита характерны также особенно твердая рука и знание пропорций. Для создания таких больших (длина фигуры быка в пещере Ласко 5,2 метра) и совершенных произведений тогда, как и сейчас, надо было учиться. Точно не установлено как именно проводился образовательный процесс, но вероятнее всего это происходило через наблюдение, повторение за мастером. Молодое поколение с интересом запоминало приемы, а, становясь старше, некоторые уже применяли их в деле. Возможно, что камушки с нацарапанными на них изображениями зверей, найденные в пещерах, были именно ученическими работами.
Особый интерес представляют материалы рисования. Легкие, четкие линии-контуры наносились углем, а на некоторых рисунках гравировались заостренным камнем. Возможно, что углем делался набросок, а потом лучший контур закреплялся камнем. Красочные аккорды наносились с помощью непосредственно пальцев, полых трубок (распыление), а также примитивных кистей. Первые краски состояли из охры, окиси марганца и окиси железа, смешанные с животным жиром или водой.
Постепенно рисунки стали упрощаться, живой и реалистичный стиль становится все более схематичным и условным. К эпохе неолита рисунки в пещерах исчезают и переходят на предметы быта. Яркость наскальных рисунков превращается в переработанные формы, мастер учится абстрагироваться и обобщать увиденные образы.
Новое направление применения рисунка в этот период - украшение талисманов, предметов ремесла, что изменило подход к методу обучению. Художник становится ремесленником, для него важно передать свое умение, ученик становится помощником, продолжателем дела. Схематизм и условность изображения поспособствовали выработке методов и приемов обучения. В этот период появляются каноны, по которым складываться обучение. Мастер несколько раз показывает, как изображаются те или иные декоративные элементы, а дальше ученик совершенствует свое умение.
В поздний период первобытного общества обучение изобразительному искусству начало носить более организованный характер. Декоративные и геометрические элементы положили начало пиктографическому письму.
Список используемой литературы:
Н. Н. Ростовцев, «История методов обучения рисованию, зарубежная школа рисунка». Просвещение, 1981 год.
Н. Н. Ростовцев, «Очерки по истории методов преподавания рисунка». Изобразительное искусство, 1983 год.
В. Р. Виппер, «Введение в историческое изучение искусства». Москва, 2010 год.