МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Коренкова Е.А. 1, Колотай И.А. 1
1Сургутский институт экономики, управления и права ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном мире малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества, в США, в Японии на малые и средние предприятия приходится около 50 % общей численности занятых. Оборот малых и средних фирм в валовом внутреннем продукте ряда развитых стран Европейского сообщества составляет - 70 %, Японии и США - 50%, России – 20-25 %.

По данным федеральной службы статистики по состоянию на 1 января 2015 года в России было зарегистрировано 2 103,8 тыс. малых предприятий (в том числе 1 868,2 тыс. микропредприятий), что на 2 % больше аналогичного периода 2014 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей за прошедший год увеличилось в 52 регионах. Малые предприятия способствует переливу капитала в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов, поддерживая и развивая инфраструктурные отрасли экономики. Гибкость и мобильность малого бизнеса, позволяет ему оперативно реагировать на запросы рынка и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Вместе с тем, тяжёлое экономическое положение в стране способно стать решающим фактором сворачивания деятельности малых предприятий. Необходимо прогнозировать возможные потери для экономики в этом секторе.

Прогноз развития сектора малого предпринимательства определяется по следующим основным показателям:

  • количество малых предприятий;

  • численность занятых на малых предприятиях;

  • количество вновь созданных рабочих мест на субъектах малого предпринимательства;

  • доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в объеме валового регионального продукта;

  • выручка от реализации товаров и услуг;

  • инвестиции в основной капитал;

  • валовая добавленная стоимость;

  • оборот малых предприятий.

Прогнозирование сектора малого предпринимательства по основным показателям развития осуществляется в целом и по видам экономической деятельности. Источником информации при расчетах прогнозных показателей служат формы государственной статистической отчетности по общеэкономическим показателям и непосредственно по формам отчетности для малых предприятий. По малым предприятиям для построения прогноза используются отчетные данные федеральной службы статистики по формам: № П-1, П-2, П-4, ПМ. Достоверными являются данные о количестве предприятий и числе занятых на них, так как эта информация поступает в налоговые органы. Остальные параметры деятельности малого бизнеса, их достоверность и полнота зависят от ряда причин. Во-первых, отсутствует единый подход в предоставлении информации о предпринимаемых мерах и их эффективности в разрезе субъектов федерации. Установленные Минэкономразвития требования к публикуемой информации носят шаблонный характер и регионами понимаются по-своему. Во-вторых, имеются существенные пропуски при заполнении форм статистической отчётности, ряд малых предприятий и вовсе не предоставляют отчётность. В-третьих, имеет также место искажение предпринимателями отчётной информации.

Основными методами при прогнозировании развития малого предпринимательства в условиях неполной информации являются: метод экспертных оценок, метод экстраполяции, методы экономико-математического моделирования, линейного и выпуклого программирования. В практике прогнозирования в нашей стране и за рубежом метод экспертных оценок широко применяется для целей научно-обоснованного предвидения. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. В различных отраслях, объединениях и на предприятиях действуют постоянные или временные экспертные комиссии, формирующие решения по различным сложным не формализуемым проблемам. Область применения метода экспертных оценок весьма широка. Типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок, могут быть следующими:

  • составление перечня возможных событий в развитии малого бизнеса за определенный промежуток времени;

  • определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий, определяющих развитие малого бизнеса;

  • определение целей и задач развитие малого бизнеса с упорядочением их по степени важности;

  • определение альтернативных вариантов развития малого бизнеса с оценкой их предпочтения;

  • альтернативное распределение ресурсов для целей оптимального развития малого бизнеса с оценкой их предпочтительности;

  • альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.

Эксперты оценивают влияние изменений внешней среды (прогнозного фона) на показатели развития малого предпринимательства в баллах. По степени воздействия каждому фактору присваивается весовое значение, отражающее его значимость. Сумма весовых значений факторов должна составлять единицу. Значения в баллах присваиваются в зависимости от изменений внешней среды в благоприятную или неблагоприятную сторону. Пример балльной оценки влияния прогнозного фона приведён в нижеследующей таблице. За основу взята методика факторной оценки влияния внешней среды на деятельность предприятий [4].

Таблица 1

Экспертная оценка влияния факторов внешней среды

на развитие малого предпринимательства в регионе

№ п/п

Факторы

Весовое значение фактора (Фi)

Критерии оценки

Коэффициент (Кjзнi) значимости критерия

1

Влияние инфляции в экономике страны

0,2

Значительная

Средняя

Низкая

0,15

0,4

0,45

2

Уровень доходов населения

0,2

Снижение

Стабилизация

Рост

0,15

0,36

0,49

3

Налоговая политика государства

0,17

Значительное

Среднее

Незначительное

0,13

0,3

0,57

4

Воздействие снижения уровня занятости (роста безработицы)

0,11

Позитивное

Нейтральное

Негативное

0,49

0,41

0,10

5

Темпы экономического роста

0,14

Высокие

Стабильные

Низкие

0,49

0,40

0,11

6

Уровень предпринимательской активности в регионе

0,08

Высокий

Средний

Низкий

0,56

0,32

0,12

7

Социально-демографическая ситуация

0,05

Благоприятная

Нейтральная

Неблагоприятная

0,71

0,16

0,13

8

Политические условия

0,05

Благоприятные

Нейтральные

Неблагоприятные

0,59

0,2

0,21

Для определения комплексного влияния внешней среды на предприятие рассчитывается интегральный показатель оценки состояния внешней среды по формуле:

K = ∑ Фi x Кj знi, (1)

Где Фi - весовое значение i-го фактора;

Кj знi - коэффициент значимости j-го критерия i-тому фактору.

По расчётам минимальная комплексная оценка характера влияния внешней среды на развитие предпринимательства составляет 0,1033, максимальная – 0,4652. Согласно формуле американского статистика Герберта Стерджеса, получаем 4 группы однородных оценок характера влияния внешней среды (таблица 2).

Таблица 2

Шкала оценок влияния внешней среды на развитие

малого предпринимательства в регионе

№ п/п

Интервалы значений комплексной оценки внешней среды

Характеристика влияния внешней среды

1

0, 1033 – 0, 2151

Крайне неустойчивое состояние внешней среды. События неожиданные и совершенно новые. Будущее предсказуемо частично по слабым сигналам или непредсказуемо вовсе.

2

0,2152 – 0, 3270

Неустойчивое состояние внешней среды. События неожиданные, но имеющие аналоги в прошлом. Предсказуемы серьёзные проблемы и новые возможности (частично по слабым сигналам).

3

0,3271 – 0, 4389

Благоприятное состояние внешней среды. События привычны, распознаваемы в пределах тренда, сложившегося на основании прогноза. Будущее чаще всего предсказуемо в пределах экстраполяции.

4

более 0,4389

Устойчивое состояние внешней среды. События привычны, распознаваемы в пределах тренда, сложившегося на основании прогноза. Будущее предсказуемо в пределах экстраполяции.

В таком случае, методы экспертной оценки позволяют получить представление о характере влияния на развитие предпринимательства внешней среды и обеспечивают методическую основу для использования формализованных методов прогнозирования.

Основным, из числа формализованных методов, используют метод экстраполяции, сущность которого заключается в изучении динамики изменения экономического явления в предпрогнозном периоде и перенесении выявленной закономерности на будущие периоды. Обязательным условием применения экстраполяции в прогнозировании является устойчивость наблюдаемых тенденций в изменении факторов прогнозного фона, под которым понимают совокупность внешних предметов, явлений и процессов, оказывающих на результаты прогноза существенное влияние. Точность таких прогнозов также в значительной мере определяется правильностью определения основания прогнозирования и прогнозного горизонта – предельного периода, на который составляется прогноз. Этот метод прогнозирования обладает определенными достоинствами, среди которых незначительна трудоемкость вычислительного алгоритма, универсальные расчетные схемы. Кроме указанных преимуществ, он имеет несколько существенных недостатков. Во-первых, все фактические наблюдения являются результатом закономерности и случайности, следовательно, основываться на ретроспективном наблюдении, не всегда оправдано. Во-вторых, нет возможности оценить правомерность использования среднего прироста в каждом конкретном случае. В-третьих, данный подход не позволяет сформировать интервал - границы, в которые попадает прогнозируемая величина. В связи с этим метод экстраполяции не дает точных результатов на длительный период прогноза. Такой метод дает положительные результаты лишь на ближайшую перспективу прогнозирования при условии устойчивости сложившегося тренда – тенденции развития явления, обусловленной устойчивым действием факторов прогнозного фона. Для повышения точности экстраполяции используются различные приемы. Один из них состоит, например, в том, чтобы экстраполируемую линию тренда корректировать с учетом реального опыта развития отрасли-аналога или объекта, опережающего в своем развитии прогнозируемый объект.

При прогнозировании важно учитывать не только изменение обобщающих и частных показателей во времени, но и влияние на них общеэкономических показателей развития России, а также изменения и направления взаимосвязей между ними. Так, например, экономический кризис существенно влияет на доступность кредитных ресурсов для малого предпринимательства, реализацию инвестиционных проектов, на потребительскую активность населения, что напрямую отражается на показателях деятельности малого бизнеса. Существенным образом на результаты прогнозирования деятельности малого предпринимательства и перспективы его развития влияет государственная политика. Высокий уровень заинтересованности государства в развитии малого предпринимательства не исключает наличия ряда системных проблем. В настоящее время многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочетается с общим повышением как федеральных, так и местных налогов. Неразвитость механизмов налогообложения и перераспределения налогов, постоянно изменяющееся налоговое законодательство, сложность и нечеткость принимаемых законов в области налогообложения, всё это существенным образом изменяет прогнозируемые показатели деятельности малого предпринимательства.

Динамичность внешней среды постоянно растет, поэтому отказ от прогнозирования равносилен отказу от борьбы за выживание. Наличие прогнозной информации о возможном состоянии внешней среды дает возможность своевременно подготовиться к грядущим изменениям, избежать разрушительных последствий для развития малого предпринимательства.

Список источников:

  1. Электронный портал федеральный проект развития предпринимательства в России «Бизнес нация» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bnation.ru/

  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/

  3. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 260 с.

  4. Политематический журнал научных публикаций [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=102

Просмотров работы: 1825