ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА.

Каменка Н.В. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Занятия ручным трудом позволяют организовать ребенка с интеллектуальной недостаточностью, мобилизовать все его познавательные возможности, способствуют развитию общих интеллектуальных умений: осознание поставленной взрослым цели деятельности, способы выполнения задания, умение планировать, последовательность действий, самоконтроль и адекватная самооценка. В процессе ручного труда решаются и специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, развивается разговорная речь, подготавливается появление связной речи.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.

Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, возможно, возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала.

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.

Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога.

Демонстрация применяется учителем преимущественно при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала.

Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации. Обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

-применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

-наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

-наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

-необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

-детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

-демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

-привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему пониманию учебного материала учащимися.

Наглядные методы обучения развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание, восприятие.

Предметом изучения на уроке труда является технологические операции и техника. Технологические сведения нужно диагностировать, как дети владеют базовыми операциями, и использовать наглядные методы для формирования знаний, умений и навыков выполнения технологических операций.

Наглядные методы реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных предметов и их образов. Демонстрационные методы активизируют сенсорные и мыслительные процессы ребенка, облегчая ему усвоение учебного материала.

Особенно полезными на уроках трудового обучения являются демонстрации, сочетаемые с эвристическими беседами. В этом случае в процессе наблюдения дети побуждаются к самостоятельному поиску рациональных путей проведения трудового процесса.

Сочетание демонстраций изображений с письменным словом в настоящее время получает все большее распространение на уроках труда. При знакомстве учащихся с трудом взрослых учитель демонстрирует картины, диафильмы, кинофильмы о целлюлозно-бумажной, полиграфической, текстильной, керамической, строительной промышленности. При изучении материалов, инструментов, приемов работы, организации трудовой деятельности, изучении техники безопасности широко используются таблицы. В одних случаях учитель использует таблицы как иллюстрации, в других - как инструкции. Например, таблицы, показывающие процессы сгибания бумаги, при объяснении приемов работы используют как иллюстрации, а во время практической работы- как инструкцию. По некоторым темам на уроках трудового обучения возникает необходимость продемонстрировать учащимися серию картин по какой-нибудь определенной теме.

На уроках наряду с демонстрацией готовых изображений учителю приходится выполнять рисунки, эскизы и чертежи на классной доске изображения со строгим соблюдением всех требований ГОСТа.

Успешность практической деятельности школьников на уроках труда зависит от способности детей усваивать предметные образы изделий, планировать и контролировать работу. Необходимым наглядным средством при трудовом воспитании детей служит изделие – образец, от качества которого во многом зависит способность учащихся изготавливать продукцию.

Таким образом, использование наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида будет достигаться высокая эффективность обучения трудовым навыкам и умениям.

Просмотров работы: 1396