ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Мухаметшина Р.Р. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из актуальных проблем обучения детей с нарушением интеллекта, является проблема обучения чтению научно-познавательной литературы. Это объясняется как особенностями текстов, так и психолого-педагогическими возможностями учащихся.

Было изучено состояние проблемы в общей и специальной методической литературе, при этом были выявлены особенности воспитания навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта.

В ходе констатирующего эксперимента было проведено обследование школьников 3 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по параметрам, оказывающим значительное влияние на процесс формирования навыка чтения.

Экспериментальное исследование подтвердило выводы, основанные на анализе теоретических источников. Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают значительные затруднения при освоении полноценного навыка чтения научно-познавательной литературы в силу разнообразных причин: нарушение произносительных навыков, слабость зрительного восприятия, недостаточность звукового анализа и синтеза, затруднения в понимании логических связей и др.

На основе результатов обследования была организована коррекционная работа. При воспитании правильности чтения научно-познавательной литературы у детей с нарушением интеллекта в качестве важного направления работы было выделено совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие умения прогнозирования текст. Были соблюдены поставленные условия:

- учет индивидуальных речевых и познавательных возможностей школьников с нарушением интеллекта;

- комплексная работа над текстами научно-познавательной литературы. При подготовке воспитания навыка беглого чтения большую роль играла смысловая догадка.

Для отработки умений регулировать силу голоса, воспроизводить темп речи за учителем использовалось хоровое чтение какой-либо части произведения. Прием подражания образцу выразительного чтения оставался ведущим. Наиболее эффективным являлось чтение по ролям.

Подготовка навык беглого чтения достигалась при помощи прогнозирования буквенно-словесного выражения и смыслового содержания слова. Поэтому детей тренировали в узнавании звуко-буквенного образа слова, ориентируясь лишь на отдельные его элементы. Подобные упражнения обеспечивают довольно высокий уровень мыслительной активности ребят в процессе обучения чтению.

С учащимися с низким уровнем сформированности навыков чтения работа проводилась в том числе и индивидуально.

Учитывая сложность работы по воспитанию навыка чтения научно-познавательной литературы для детей с нарушением интеллекта, дополнительные приемы, активизирующие речь школьников и их заинтересованность.

Организованный после обучения контрольный эксперимент свидетельствует об эффективности коррекционной работы.

Положительные тенденции при формировании навыка чтения научно-познавательной литературы у учащихся с нарушением интеллекта подтверждают необходимость проведения специально организованной коррекционной работы с применением приёмов и методов, учитывающих особенности мыслительной деятельности, зрительного восприятия, фонематического развития.

Просмотров работы: 615