СТРАХОВАЯ КУЛЬТУРА НАСЕЛЕНИЯ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТРАХОВАЯ КУЛЬТУРА НАСЕЛЕНИЯ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ

Мильцина Л.В. 1, Яблочкина Е.Е. 1
1ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Страхование является развивающейся финансовой структурой. Важность страхования заключается в том, что:
  • государство может переложить часть своих обязательств по выплатам на страховщиков;

  • страховые компании выступают как субъект экономики. Они обеспечивают рабочими местами население, платят налоги государству, участвуют в формировании ВВП и т. д.;

  • страховая компания инвестирует свои временно свободные средства, тем самым помогая развиваться другим отраслям;

  • все слои населения могут получить социальную защиту в обязательной или добровольной форме, и т. д.

Сейчас государство направило свой взор на страхование и даже разработало Распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293 «Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года». В этом документе говорится о нынешнем состоянии страховой отрасли, определены цели, задачи и основные направления развития страхового дела до 2020 года в Российской Федерации.

Целью стратегии по развитию страхового дела является повышение страховой культуры населения. А. Г. Кораблева считает, что страховая культура – это уровень познания общества и его процессов, а также широта кругозора, способствующие уяснению сущности и значения страхования, а также позволяющие его внедрять и использовать в общественной жизни [1]. Также страховую культуру можно описать так, что это отрицание или принятия всеми ее потенциальными потребителями отрасли страхования.

На данный момент можно выделить преграды для улучшения страховой культуры к ним можно отнести следующие:

  • убеждения населения в том, что государство должно нести обязательства по обеспечению страховых гарантий за счет государственных средств, благосостоянию и брать на себя все заботы граждан;

  • финансовая неграмотность населения. Не осознанность роли страхования до конца;

  • низкий уровень доверия к страховым институтам со стороны страхователей;

  • низкая информативность по предоставляемым услугам;

  • низкая платежеспособность населения.

Одним из способов улучшения страховой культуры является выделение обязательных видов страхования, чтобы в какой-то мере приобщить население к страхованию и мотивировать заключать договора и не дать страхованию как отрасли «погибнуть», ведь эти преграды достаточно значительные, а некоторые вообще будет сложно искоренить в обществе в течение долгого времени. Также можно отметить, что обязательные виды страхования в большинстве случаев обеспечивают компании страховыми премиями, которые платит страхователь.

Ещё одним из путей повышения финансовой грамотности населения является положительный опыт в страховании, но, к сожалению, наши страховые компании пока не могут прославиться качеством выполнения договорных обязательств, высоким участием страховщиков в возмещении убытков и оказанием услуг страхователю на высшем уровне.

Одним из возможных способов повышения финансовой грамотности населения может быть государственная программа, направленная на обучение людей финансовой грамотности. Тогда бы снизилось число дел по финансово-экономическим преступлениям, люди смогли бы контролировать свои средства, вкладывать их, и получать от этого доход, а где-то и расходы. Контроль доходов и расходов  это путь к самостоятельности современного человека и ответственности за себя, за свои действия и за свою жизнь, путь к тому, что население начнёт понимать, что государство не должно восстанавливать жильё после наводнения, или столкновения общественного транспорта или рейсового автобуса, что ты человек-потребитель сам должен задуматься об этом. Но возможно это достаточно сложно осуществить.

Также необходимо дать больше информации в виде рекламы уличной, телевизионной или по радио, для потребителя. Выделить плюсы и минусы и сделать так чтобы эти плюсы были весомой зацепкой, для того чтобы население желало подписать договор со страховой компанией. Ведь большинство людей потребителей не в курсе, что такое страхование и чем оно полезно. А те, кто даже и просвещенны, не могут приобрести страховку, так как у них недостаточно средств для приобретения таких видов услуг.

Еще одной преградой для улучшения страховой культуры является то, что население проживающее на территории Российской Федерации живет за чертой бедности. По данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России в 2015 году составляет 22,9 млн. человек, следовательно, их заработок ниже 9 662 рубля в месяц. Для сравнения в 2014 года эта величина составляла 19,8 млн. человек [2]. Так же на эту разницу, в большей мере, повлиял «полномасштабный кризис» который переживает экономика России, люди, может быть, и хотели приобретать услуги, предлагаемые страховыми компаниями, но они не в состоянии так, как все денежные средства идут на покупку продуктов, медикаментов, оплату коммунальных и других услуг и т. д.

Сейчас мы живем в эпоху рыночной экономики, где роль государства снижается и в большинстве случаев основывается на регулировании. Следовательно, мы  люди сами должны задумываться о том, чтобы защитить свои имущественные интересы с помощью имеющихся финансовых институтов, в том числе с помощью страхования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Кораблева А.Г. Место страхования в сфере финансовых услуг: препринт. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. – 24 с.

2 Федеральная служба государственной статистики. О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации в I квартале 2015 года

4

Просмотров работы: 1129