ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЕ ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Фрайфельд И.В. 1
1ГАОУ ДПО СО "ИРО"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Концепции дошкольного воспитания указывается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребён­ка и его психологическом благополучии. Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит, что для воспитания детей дошкольного возраста, действует сеть дошкольных образовательных учреждений, которые создают условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и пси­хического здоровья воспитанников.

Однако в настоящее время все более «модным» становится раннее обучение детей. В детских садах и школах развития родителям предлагается огромный выбор различных занятий для их детей, к сожалению, в ущерб реализации в полной мере двигательной активности дошкольников. Современные дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимое ими в течение дня, ниже возрастной нормы. По данным Института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, численность абсолютно здоровых детей к концу ХХ века составила 15% от общего числа дошкольников.

Если сдерживать активность ребенка, помимо ухудшения в физическом развитии, это вызывает из­менения в эмоциональном самочувствии дошкольника. Если же спокойная деятельность чередуется с разнообразными играми, с прогулками, с физическими уп­ражнениями, то это приводит к улучшению эмоционального тонуса, делает эмоциональное самочувствие и поведение более ровным.

В настоящее время многими учёными фиксируются у детей повышенная тревожность, агрессивность, качественные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни. Все эти признаки свидетельствуют о том, что многие дети не испытывают эмоционального комфорта, эмоций удовольствия, как содержания преимущественно положительного фона настроения, состояния безопасности, переживания успеха в достижении целей, т.е. не испытывают эмоционального благополучия.

Между тем, от эмоционального благополучия зависит насколько счастливым, внутренне защищённым и уравновешенным растёт ребёнок, как он уживается со взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов, насколько уверен в себе и своих способностях, насколько он доброжелателен или равнодушен, как он реагирует на незнакомую ситуацию. (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова и др.). Именно это эмоциональное состояние является основой для развития ребёнка дошкольного возраста.

В связи с этим возникает задача разработки и апробации пе­дагогической методики по организации двигательной деятельности, направленной на создание эмоционального благополучия дошкольников.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и проверить опытно-поисковым путем методику организации двигательной деятельности в целях создания эмоционального благополучия дошкольников 4-5 лет.

Объект исследования: физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методика организации двигательной деятельности, способствующей созданию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Реализация цели исследования осуществлялась через постановку и решение научных задач.

Задача 1. Осуществить теоретический анализ и обобщение философской, психолого-педагогической литературы по проблеме двигательной деятельности и эмоционального благополучия.

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными занятиями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов). Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств (Л.П. Матвеев, 1989).

Поскольку это определение достаточно широкое, рассмотрим понятие физической культуры, предложенное А.М. Максименко. Физическая культура – это вид культуры, содержанием которой является оптимальная двигательная деятельность, построенная на основе материальных и духовных ценностей, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека.

Под двигательной деятельностью понимается совокупность двигательных актов.

Опираясь на достижения возрастной физиологии, нейропсихологии о том, что многие функции центральной нерв­ной системы зависят от активности мышц, а также на тот факт, что потребность в движении является незаменимой биологической потребностью ребенка-дошкольника, логичным будет предположение, что от реализации двигательной деятельности зависит не только физическое совершенствование, но и эмоциональное благополучие ребенка.

Проблема эмоционального благополучия дошкольника стала предметом исследований коллег, учеников и продолжателей дела А.В. Запорожца (А.Д. Кошелева, Л.А. Абрамян, Г.Г. Филипова и др.).

В профильной литературе существует несколько определений, соотносимых с понятием «эмоциональное благополучие». В психологическом словаре М.И. Дьяченко понятие «эмоциональ­ное состояние» определяется как особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта–дискомфорта (мне хорошо, мне плохо), как интегральные ощущения благополучия–неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.

Понятие «эмоциональное благополучие» соотносимо также с понятием «эмоциональное самочувствие», понимаемым как ощущение или переживание ребенком эмоционального комфорта – дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

И.Б. Куркина и Т.К. Марченко к благоприятному нервно-психическому состоянию ребёнка относят: хорошую и быструю адаптацию, поведение и чувства ребенка адекватны окружающим условиям и со­бытиям, социально-приемлемые способы самоутверждения и самовыраже­ния, положительный эмоциональный фон, оптимистический настрой, спо­собность к эмоциональному сопереживанию, доброжелательное отноше­ние к другим людям, равномерное и своевременное развитие психических процессов.

Говоря об эмоциональном благополучии ребенка в детском саду, А.Д. Кошелева отмечает, что ребенку эмоционально хорошо, когда он приходит в детский сад в хорошем настроении и в течение дня оно почти не меняется; когда деятельность его успешна или же переживается им как успешная благодаря внимательному отношению окружающих; когда отсутствует переживание опасности со стороны окружения; когда есть друзья, с которыми хочется играть и которые взаимно проявляют интерес; когда к ребенку хорошо относятся воспитатели и вообще все окружающие.

Г.Г. Филиппова расценивает эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребенка и психического здоровья. Эмоциональное благополучие ребенка, согласно этому автору, представлено следующими компонентами: эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения; переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта; переживание успеха – неуспеха в достижении целей; переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними; переживание оценки другими результатов активности ребенка.

Все эти определения характеризуют проявления эмоционального благополучия, но недостаточно, на наш взгляд, раскрывают причины его возникновения. На основе определения эмоционального благополучия младших школьников, предложенного Сергеевой Н.Ю. (положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка в усло­виях определенной социальной среды, характеризуемое ощущением защищенности, принятия, доверия, нужности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, в любви и принадлежности, в уважении, потребности в самовыражении, общении), нами было сформулировано авторское определение эмоционального благополучия дошкольника 4-5 лет, понимаемое как положительно-окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризуемое ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви и принадлежности, самовыражении и общении.

Перейдем к рассмотрению второй задачи исследования.

Задача 2. Теоретически обосновать модель организации двигательной деятельности дошкольников, способствующей их эмоциональному благополучию.

Одной из задач ФГОС ДОО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Здоровье» является «сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей».

Однако в современных программах по физическому воспитанию дошкольников целью организации двигательной деятельности являются формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических способностей, укрепление опорно-двигательного аппарата и т.д., нет цели создания эмоционального благополучия детей. Не осуществляются такие формы организации двигательной деятельности, как релаксационные мероприятия перед дневным сном, активизирующие мероприятия после дневного сна, физкультурные праздники, походы на природу. При организации двигательной деятельности не учитываются половые различия детей, а также свойства темперамента, психического состояния ребенка. В организованных формах двигательной деятельности недостаточно используютя средства физической культуры, наполненные психологическим содержанием. Очень часто занятиям с дошкольниками присущи командный стиль общения, формализм, заорганизованность, отсутствие игрового сюжета.

Лишь в некоторых программах по физическому воспитанию дошкольников удалось выявить отдельные средства физической культуры, направленные не только на физическое совершенствование ребёнка, но и способствующие нормализации его психического состояния:

- пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж («Са-Фи-Дансе», Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина);

- восточные психотехники («Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет», В.Т. Кудрявцев);

- точечный массаж, оздоровительный бег и оздоровительные игры (В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова и др.);

- физкультурные занятия на основе системы хатха-йоги и китайской оздоровительной системы (В.В. Антонова, Г.Ю. Вавер и др.);

- комплексы дыхательных гимнастик (Б. Егоров, С. Исаева, Н. Соловьева и др);

- релаксационные упражнения (А. Сиротюк, Т. Смирнова, Е. Лютова и др.);

- массажные упражнения (Н. Соловьева, А. Береснева, Б. Егоров и др.);

- глазодвигательные, упражнения, игры-физкультминутки, оздоровительные игры (О. Степанова, Р. Моисеева, В. Алямовская и др.).

На основании вышеперечисленных средств физической культуры, принципов активности, гуманизации, принятия ребенка как ценности, индивидуальности, возрастной адекватности, непрерывности процесса физического образования, индивидуально-дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам с различными уровнями эмоционального благополучия нами была разработана модель организации двигательной деятельности в целях создания эмоционального благополучия дошкольников, включающая цель, задачи, педагогические условия, со­держание, методические приемы, формы, средства, результат (рис. 1).

Преимущество данной модели состоит в интеграции разных видов средств физической культуры, возможности их варьирования с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Двигательная деятельность плавно вплетена во все время пребывания детей в ДОУ и не мешает, а даже помогает осуществлению режимных моментов.

Рассмотрим третью задачу.

Задача 3. Выявить уровни и показатели эмоционального благополучия дошкольников 4-5 лет.

Опираясь на показатели определения уровней эмоционального благополучия младших школьников, разработанные Н. Ю. Сергеевой и критерии оценки эмоционального состояния ребенка при поступлении и в процессе биосоциальной адаптации к ДОУ А. С. Белкина, в качестве показателей для отбора диагностических методов, выявляющих уровень эмоционального благополучия дошкольников 4-5 лет, в нашей работе были определены следующие показатели: 1)активность, 2)преимущественно положительный фон настроения, 3)уверенность, 4)адекватная тревожность, 5)коммуникация со взрослым, 6)коммуникация со сверстниками.

На основе вышеуказанных показателей, анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы с детьми дошкольного возраста были определены три уровня эмоционального благополучия дошкольника 4-5 лет: недостаточный, допустимый, оптимальный (см. табл. 1).

 

Принципы активности деятельности ребенка, непрерывности процесса физического воспитания, гуманизации, индивидуализации, возрастной адекватности процесса физического воспитания.

Соблюдение оптимального двигательного режима, соответствующего возрастным потребностям детей 4-5 лет.

Индивидуально-дифференцированный подход к девочкам и мальчикам с различными уровнями эмоционального благополучия.

 

 

1 этап: диагностический

- диагностика эмоционального благополучия;

- подбор упражнений, направленных на увеличение показателей эмоционального благополучия.

 

 

2 этап: управленческий

- индивидуальные консультации для специалистов ДОУ;

- беседы, тренинги.

 

 

3 этап: работа с родителями

- участие в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ;

- консультации, фотовыставки;

- лектории, тренинги и т.д.

 

Рис. 1 Модель организации двигательной деятельности, способствующей

достижению эмоционального благополучия дошкольников 4-5 лет

Таблица 1

Уровни эмоционального благополучия дошкольника 4-5 лет

Показатели

Уровни

 

Недостаточный

Допустимый

Оптимальный

1.Активность

Безучастен, не проявляет эмоциональную вовлеченность в деятельность

Включается в игру после побуждения, поощрения лишь некоторых действий вызывает неярко выраженное удовольствие

Проявляет творческую активность в играх с детьми, легко вовлекается в совместную со взрослым деятельность

2.Преимущественно положительный фон настроения

Имеет угнетенное, по­давленное, печальное настроение, пессимистический на­строй

Имеет неустойчивое, переменчивое настроение, временами раздражен, возбужден

Имеет жизнерадостное, улыбчивое, бодрое настроение, опти­мистичный настрой

3.Уверенность

Опасается приступать к новым видам деятельно­сти. Если самооценка выше или ниже реаль­ных возможностей, име­ет место самоуверен­ность или неуверен­ность

Часто не сомневается в своих силах при усло­вии внешней поддерж­ки, помощи. Имеет не­адекватную самооцен­ку

Не сомневается в своих силах, смело приступает к новым видам деятельно­сти, имеет адекватную самооценку

4. Адекватная тревожность

Обладает повышенной тревожностью, полный мрачных опасений, страхов, которые могут прояв­ляться в агрессивности, апатии, депрессии

Обладает выраженной тревожностью

Обладает адекватной тре­вожностью, проявляет раскованность, свободу в самовыраже­нии

5. Коммуникация со взрослым

Отрицает возможность вступления в контакт со взрослым, практически не использует мимику, жесты, пластику движений

Иногда радуется вступлению в контакт со взрослым, используя при этом мимические средства общения, выразительные движения, иногда отрицает его возможность

Радуется при обращении к нему взрослого, инициативен, проявляет богатую мимику и жестикуляцию, движения выразительные

6. Коммуникация со сверстниками

На предложения сверстников практически не отвечает, час­то проявляет конфликт­ность, враждебность по отношению к ним, не имеет навыков совмест­ной деятельности

Проявляет избиратель­ную доброжелательность, не­редко бывает заботлив и внимателен по отно­шению к одним и резко враждебен, несправед­лив по отношению к другим, выборочно го­тов к сотрудничеству

Сам проявляет инициативу контактировать со сверстниками, живо разговаривает, стремится к общению, умеет не те­ряться в ситуациях обще­ния

Прямых методик, направленных на выявление уровня эмоционального благополучия дошкольников в настоя­щее время не существует. Поэтому в ходе диагно­стики уровня эмоционального благополучия дошкольников 4-5 лет мы использовали комплекс раз­личных методик, которые, во-первых, взаимно дополняли друг друга, и в то же время помогали определить основные причины эмоционального неблагополучия ребят.

Для оценки активности, преимущественного фона настроения, коммуникации со взрослым и со сверстниками мы использовали систематическое наблюдение за поведением детей. Для определения уверенности детей применялась методика «Какой я?» (Немов Р.С., 1995), для выявления адекватной тревожности дошкольников – тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В.Амен, 1999).

Для достоверности полученных результатов дополнительно проводились: адаптированная методика Е.В. Кучеровой на выявление эмоционального благополучия детей в группе детского сада; социометрический эксперимент «Выбор в действии» для оценки межличностных отношений детей в группе; анкетирование и беседы с родителями для выявления причин эмоционального неблагополучия детей; анкетирование педагогов с целью оценки их осведомленности по проблеме эмоционального благополучия и неблагополучия дошкольников.

Результаты диагностики были зафиксированы в виде таблиц по шести показателям эмоционального благополучия. Каждый показатель в зависимости от степени выраженности имел оценку от 1 до 6. Максимально высокая величина общей оценки - 36 баллов, минималь­ная - 6 баллов. Поэтому для выделения уровней эмоционального благополучия мы условно выбрали следующую классификацию: 36-26 - оптимальный уровень эмоционального благополучия; 25 - 16 - допустимый; 15-6 - недостаточный.

Перейдем к рассмотрению 4 задачи.

Задача 4. На основе полученных теоретических и эмпирических данных осуществить организацию двигательной деятельности в ДОУ, способствующей эмоциональному благополучию дошкольников, и определить ее результативность.

I. Первым компонентом методики организации двигательной деятельности являлась утренняя гимнастика, которая была направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности, а также на создание положительного эмоционального фона в группе. В содержание утренней гимнастики помимо общеразвивающих упражнений, проводимых ранее, мы включили танцевальные упражнения; дыхательные упражнения; игровые имитационные упражнения; беговые упражнения; игры и упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения; игры на развитие умения чувствовать настроение, распознавать эмоции и сопереживать окружающим; подвижные игры, направленные на сплочение детского коллектива; подвижные игры с остановкой движения; игры по преодолению страхов. Утренняя гимнастика включала только хорошо известные детям упражнения, простые по структуре, т.к. использование элементов обучения неизбежно создаёт ситуацию напряжения.

II. Релаксационные мероприятия перед дневным сном до насв базовых детских садах не проводились. Т.к. самым низким показателем эмоционального благополучия во всех базовых детских садахявилась адекватная тревожность, а эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи, также им свойственно зажатие мышц живота, для расслабления, снятия мышечного и эмоционального напряжения детей в гимнастику перед дневным сном мы включили больше упражнений, способствующих расслаблению мышц лица и рук, снятию мышечных зажимов и повышению уверенности в себе (релаксационные упражнения;упражнения дыхательной гимнастики; глазодвигательные упражнения;водные процедуры).Для уменьшения тревожности, расслабления, снятия психоэмоционального напряжения иногда перед дневным сном детям давали послушать спокойную, лирическую, классическую музыку.

III. После дневного сна в режиме детских садов никаких форм двигательной активности организовано не было. Дляактивизации нервной системы и обменных процессов, создания позитивного эмоционального настроя в группе, в организацию двигательной деятельности детей мы включили активизирующие мероприятия после дневного сна: закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирания стоп, контрастное обливание ног) при отсутствии медицинских противопоказаний, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия, разнообразные виды массажа: игровой само­массаж (рук, ног, лица, ушных раковин), точечный массаж, прохлопывания, потягивания; упражнения беби-йоги.

IV. Неотъемлемым компонентом двигательной деятельности явились физкультурные паузы. Стандартно физкультпаузы проводились на различных занятиях с целью предупреждения утомления детей и включали только лишь физические упражнения динамического характера. Физкультурные паузы по нашей методике проводились во время свободной деятельности детей, прогулок, а также в качестве физкультминуток. В базовых детских садах преобладал высокий процент дошкольников с выраженной тревожностью, больше половины детей испытывали трудности в общении, поэтому варианты физкультурных пауз были наполнены психологическим содержанием, помогающим детям распознавать и выражать различные эмоциональные состояния, не выплескивать свои негативные эмоции на сверстников (массажные упражнения для ушных раковин; танцевальные упражнения; упражнения для снятия психоэмоционального напряжения; пальчиковая гимнастика; игровые имитационные упражнения под стихотворный текст; упражнения с элементами психогимнастики). Отобранные нами варианты физкультурных пауз снимали утомление, разные психические зажимы, способствовали эмоциональному развитию детей, помогали ребятам свободно и раскрепощено выражать свои эмо­ции, желания, чувства, восстанавливали эмоционально-положительное со­стояние ребёнка.

V. Одним компонентом из организованной нами двигательной деятельности, способствующей созданию эмоционального благополучия дошкольников, явилась оздоровительная прогулка.Ранее на прогулке организации двигательной деятельности не осуществлялось. При проведении оздоровительной прогулки мы применяли подвижные игры с остановкой движения; подвижные игры, направленные на сплочение детского коллектива; подвижные игры, направленные на снижение мышечного напряже­ния; подвижные игры по преодолению страхов; игры на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций; игры и упражнения, направленные на распознавание и выражение эмоций; беговые упражнения. Подвижные игрына свежем воздухе, в которых участво­вали все дети, несли в себе большой эмоциональный заряд, способствовали повышению мышечного и психического тонуса де­тей. Радостное настроение и мышечная нагрузка давали возможность ребятам свободно выражать свои эмоции, обретая умиротво­ренность, открытость, внутреннюю свободу, уверенность, создавались благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, свободного самовыражения и раскрепощенности.

VI. Неотъемлемым компонентом нашей деятельности, направленной на создание эмоционального благополучия детей, явилось физкультурное занятие. Физкультурные занятия проводились три раза в неделю: два в спортив­ном зале и одно на открытом воздухе по 30 минут. Занятия были построены на основе традиционной трехчастной структуры и дополнены физическими упражнениями, способствующими созданию эмоционального благополучия дошкольников (вводная часть: оздоровительный бег, дыхательные упражнения; основная часть: подвижные игры по преодолению страхов, с остановкой движения, направленные на сплочение детского коллектива, упражнения беби-йоги в динамике, упражнения общеразвивающего характера под стихотворный текст; заключительная часть: дыхательные, релаксационные упражнения, упражнения на растягивание, для снятия психоэмоционального напряжения). В процессе формирующего этапа опытно-поисковой работы педагогу предоставлялась воз­можность варьирования содержания физкультурного занятия. Занятия проводились под бодрую, веселую музыку из детских мультфильмов, что способствовало радостному положительному настрою детей. В заключительной части преобладала спокойная, релаксирующая музыка, способствующая возникновению чувства умиротворенности, безопасности, обретению гармонии и успокоению детей после эмоционального возбуждения.

VII. Одним из компонентов двигательной деятельности, являющейся условием эмоционального благополучия дошкольников, явились физкультурные праздники. Различные праздники в детских садах проходили, но двигательная активность детей на них была реализована недостаточно. Физкультурные праздники давали ребятам возможность выплеснуть эмоции, подвигаться так, как им хочется, подурачиться, тем самым, создавалась непринужденная атмосфера, помогающая детям сбросить эмоциональное напряжение, способствующая увеличению активности и положительного фона настроения у дошкольников.

VIII. Помимо физкультурных праздников для создания эмоционального благополучия детей мы применяли походы на природу с участием родителей, которые ранее тоже не проводились. Цель этих походов - оздоровление организма детей, снятие психоэмоционального напряжения и стрессовых ситуаций. Предстоящий туристический поход всегда вызывал много положительных эмоций - ребята относились к нему с восторженным интересом. Родители имели возможность развивать чувствительность к переживаниям собственного ребенка, обогащать опыт позитивного взаимодействия с ребенком, а также оптимизировать свою эмоциональную сферу, испытывая радость, удовольствие, учась способам снятия психоэмоционального напряжения, борьбы со стрессами.

При организации двигательной деятельности, направленной на создание эмоционального благополучия использовались следующие методические приемы:

1. Поощрение и мотивация детей.

По мнению многих ученых (Г.Г. Филиппова, А.Д. Кошелева, И.М. Никольская, Т.Л. Хвиюзова, Л.А. Рояк, Р.В. Кисловская, и др.), неуспех в какой-либо дея­тельности при­водит к формированию эмоционального неблагополучия. Поэтому педагогам нужно хвалить детей, когда у них что-либо получалось, поощрять активность детей, тем самым, формируя мотивы, связанные не только с получением удовольствия в процессе занятий, но и желания стать сильнее, быстрее, смелее и т.п., т.к. интерес к любому виду деятельности зависит от успеха в этой деятельности.

2. Использование музыкального сопровождения.

Еще В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Музыкальные игры помогали снимать психоэмоциональное напряжение в группе, воспитывали навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого, т.е. социализировали детей.

3. Применение образности.

Воспоминания дошкольника обладают ярко выраженным наглядным, образным характером (А.В. Запорожец). Наряду с образной памятью начинает складываться словесно-логическая память, детям 4-5 лет присуща склонность к подражанию. Поэтому, чем эмоциональнее, доступнее, используя речевое сопровождение и яркие образы, понятные детям 4-5 лет, педагоги показывают выполнение упражнений, тем успешнее проходит процесс их разучивания и закрепления.

4. Использование игровых приемов.

Так как игра является ведущей деятельностью дошкольников (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.), двигательная деятельность должна проводиться в игровой форме, в связи этим требуется постоянно обращаться к игровым приемам как к «компенсации» (разрядке избытка энергии), «восстановителя» (дети способны играть даже в состоянии усталости; в это время в игровой деятельности актуализируются силы и свойства, которые не были задействованы ранее), коммуникативного средства (вовлечение детей в дружеские отношения друг с другом) и т.д.

Даная двигательная деятельность была организована в трех детских садах с детьми 4-5 лет в течение полугода. Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 150 детей. Перейдем к результатам исследования.

После проведения опытно-поисковой работы девочек с низким уровнем эмоционального благополучия стало меньше, чем мальчиков во всех базовых детских садах, в детском саду «Индра» после осуществления опытно-поисковой работы девочек с низким уровнем эмоционального благополучия не выявлено (рис.2).

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

НЧДОУ №585 НОУ д.с. «Индра» МДОУ №11

Рис. 2 Перераспределение количества мальчиков и девочек по уровням

эмоционального благополучия на констатирующем и итоговом этапах

исследования

М, кэ – мальчики (констатирующий этап); М, иэ – мальчики (итоговый этап); Д, кэ – девочки (констатирующий этап); Д, иэ – девочки (итоговый этап).

Как видно из рис.2, в НЧДОУ №585 количество мальчиков с высоким уровнем благополучия возросло с 23,8% до 71,4%, т.е. прирост составил 47,6%, а девочек с высоким уровнем эмоционального благополучия было 31,6%, стало 63,2%, прирост составил 31,6%. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в НЧДОУ №585 методика оказала влияние на мальчиков больше, чем, на девочек из этого же детского сада. Противоположная ситуация сложилась в детском саду «Индра», где количество мальчиков с высоким уровнем эмоционального благополучия возросло на 24,9%, девочек – на 35,7%. В МДОУ №11 прирост детей с высоким уровнем эмоционального благополучия для мальчиков и девочек различается незначительно, для мальчиков он составил 37,6%, для девочек – 36,8%.

Повторная диагностика выявила положительную динамику в изменениях показателей эмоционального благополучия дошкольников, посещавших базовые детские сады (рис. 3-5).

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Рис. 3 Динамика показателей эмоционального благополучия

дошкольников НЧДОУ №585

I – активность, II – преимущественно положительный фон настроения, III - уверенность, IV – адекватная тревожность, V – коммуникация со взрослым, VI – коммуникация со сверстниками.

Достоверность различий в значениях показателей эмоционального благополучия до и после проведенной опытно-поисковой работы установлена t-критерием Стьюдента для двух зависимых выборок.

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Рис. 4 Динамика показателей эмоционального благополучия

дошкольников НОУ д.с. «Индра»

I – активность, II – преимущественно положительный фон настроения, III - уверенность, IV – адекватная тревожность, V – коммуникация со взрослым, VI – коммуникация со сверстниками.

Полученные данные свидетельствуют о том, что к концу эксперимен­та произошли значимые изменения по всем показателям эмоциональ­ного благополучия детей экспериментальной группы. Повысилась их активность, уверенность в себе и положительный фон настроения, увеличился показатель адекватной тревожности во всех группах, а также эмоциональная выразительность и коммуникация со сверстниками. Ребята стали проявлять творческую активность в играх с детьми, легче вовлекаться в совместную деятельность со взрослым, а также смелее приступать к новым видам деятельности. Многие дошкольники сами стали проявлять инициативу контактировать со сверстниками и со взрослыми, у них появился оптимистический настрой, преимущественно бодрое, жизнерадостное настроение, дети проявляли раскованность и свободу в самовыражении.

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Рис. 5 Динамика показателей эмоционального благополучия

дошкольников МДОУ №11

I – активность, II – преимущественно положительный фон настроения, III - уверенность, IV – адекватная тревожность, V – коммуникация со взрослым, VI – коммуникация со сверстниками.

В целом, после осуществления опытно-поисковой работы во всех базовых детских садах увеличилось число детей с оптимальным уровнем эмоционального благополучия и уменьшилось с допустимым и недостаточным (рис.6).

кэ иэ кэ иэ кэ иэ

НЧДОУ №585 НОУ д.с.«Индра» МДОУ №11

Рис. 6 Динамика уровней эмоционального благополучия дошкольников

экспериментальной группы.

кэ – констатирующий этап, иэ – итоговый этап

К концу проведения опытно-поисковой работы помимо положительной динамики в эмоциональном благополучии, произошла положительная динамика и в уровнях развития физических качеств детей экспериментальной группы. Уровень развития физических качеств (координационных, скоростно-силовых, гибкости, силовых) выявлялся как среднее значение по результатам выполнения детьми контрольных упражнений, предложенных Ж.К. Холодовым и В.С. Кузнецовым (Таблица 2).

Таблица 2

Уровни развития интегративных физических качеств детей 4-5 лет

Физические способности

Контрольные упражнения

Возраст, лет

Мальчики

Девочки

Уровень

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Координационные

Метание малого мяча в горизонтальную цель с расстояния 3 м (отклонение от цели в см)

4

5

110-86

70-51

85-55

50-35

≤55

≤35

120-91

100-71

90-60

70-40

≤60

≤40

Равновесие: стойка босиком на одной ноге, с

4

5

2-3

3-5

4-5

6-7

>5

>7

2-5

3-7

6-7

8-10

>7

>10

Скоростно-силовые

Прыжки в длину с места, см

4

5

61-75

91-100

76-90

101-114

>90

>115

61-75

86-98

76-90

99-110

>90

>110

Гибкость

Наклон вперед из положения сидя, см

4

5

4-8

2-5

9-12

6-9

>12

>9

5-9

3-6

10-13

7-10

>13

>10

Силовые

Поднимание туловища из положения лежа с согнутыми коленями (количество повторений на 30 с)

4

5

9-10

11-13

11-12

14-15

>12

>16

7-9

10-12

10-11

13-14

>11

>14

На рис. 7 представлены результаты развития физических качеств детей контрольной и экспериментальной групп на начало и конец исследования. Полученные данные свидетельствуют о том, что физические качества существенно улучшилась у мальчиков и девочек экспериментальной группы и изменились незначительно у дошкольников контрольной группы.

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

НЧДОУ №585 НОУ д.с. «Индра» МДОУ №11

Рис. 7 Перераспределение количества мальчиков и девочек по уровням развития физических качеств на констатирующем и итоговом этапах исследования

М, кэ – мальчики (констатирующий этап); М, иэ – мальчики (итоговый этап); Д, кэ – девочки (констатирующий этап); Д, иэ – девочки (итоговый этап).

Рассчитаны коэффициенты корреляции Пирсона между группами детей, находящимися на оптимальном, допустимом и недостаточном уровнях эмоционального благополучия и группами детей, находящимися на высоком, среднем и низком уровне развития физических качеств (n= 110; 0,68 – между оптимальным уровнем эмоционального благополучия и высоким уровнем развития физических качеств, 0,71 – между допустимым уровнем эмоционального благополучия и средним уровнем развитития физических качеств, 0,62 – между недостаточным уровнем развития эмоционального благополучия и низким уровнем развития физических качеств).

Поскольку коэффициенты корреляции отличны от нуля при статической значимости на 1% уровне, установлена высокая степень взаимосвязи между эмоциональным благополучием ребенка и его физическими качествами.

Исходя из того, что отмечена положительная динамика и в эмоциональном благополучии, и в уровнях развития физических качеств детей экспериментальной группы (что практически не прослеживается у детей контрольной группы), можно утверждать, что предложенная модель организации двигательной деятельности способствует достижению эмоционального благополучия детей и улучшению их физических качеств.

Таким образом, многоаспектный анализ результатов экспериментальной работы, качественные методы диагностики и статистический метод обработки результатов подтвердили эффективность предлагаемой методики организации двигательной деятельности, способствующей созданию эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.

Итак, представленное тематическое исследование, будучи завершённым и нацеленным на решение актуальных задач в дошкольном образовании, открывает возможности для перспективных исследований.

 

18

 

Просмотров работы: 2869