Опыт зарубежных стран свидетельствует, что для стабильного развития малого бизнеса необходима активная государственная финансовая поддержка. С ее помощью определяются основные схемы и пути финансирования МСБ. При этом требуются усилия не только со стороны государства, но и со стороны самих предпринимателей и коммерческих банков. Сравним систему поддержки малого бизнеса в России и ведущих зарубежных странах.
На данный момент в России ежегодно разрабатывается большое количество программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Основным законом, регламентирующим развитие инфраструктуры МСБ, является Федеральный закон от 24.07.2007ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», вместе с ним существует ряд других нормативно-правовых актов – региональных и местных. В 2016 году в России действуют следующие формы государственной поддержки малого бизнеса: денежные субсидии, обучение, стажировки, льготный лизинг, бизнес-инкубатор, льготный или бесплатный аутсорсинг и гранты. Также Правительством РФ 29.12.2014 года был подписан закон о «налоговых каникулах» №477-ФЗ для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах.
Кроме того, в Российской Федерации с июля 2014 года функционирует гарантийный фонд поддержки малых и средних предприятий «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация «МСП»), которая в настоящий момент сотрудничает с ВТБ 24 и Сбербанком. Деятельность организации направлена на оказание помощи бизнесу в получении долгосрочных кредитов на их развитие. Ожидается, что деятельность Корпорации «МСП» будет способствовать росту доли сектора малого и среднего бизнеса в экономике России и увеличению количества высокопроизводительных рабочих мест. К 2017 году планируется выделить 14,4 млрд. руб. на развитие сегмента малого бизнеса.
Однако, несмотря на все эти меры, поддержка малого бизнеса в Российской Федерации пока еще недостаточно развита. Рассмотрим систему поддержки малого бизнеса в развитых зарубежных странах, начав с Соединенных Штатов Америки.
В США больше половины рабочих мест приходится на частный сектор экономики. Государственная поддержка МСБ очень сильна и осуществляется через федеральную структуру – Администрацию малого бизнеса США (SBA). Поддержка оказывается на всех стадиях жизненного цикла компании. На сегодняшний день в США действуют более 50 программ поддержки МСБ.
Например, программа «7а» предусматривает, что предпринимателю предоставляются гарантии при обращении за кредитом в банк, если он не имеет требуемого обеспечения. Сроки предоставления достаточно широки: до 10 лет – на оборотный капитал и до 25 лет – на основной. При этом процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.
В рамках программы «504» оказывается содействие в расширении и модернизации бизнеса. Предприятию предоставляется долгосрочный кредит для покупки элементов основного капитала при условии положительных результатов предварительной оценки. Гарантии предоставляются под 40% займа, но их сумма не может превышать 1 млн. долл. США. Также в США большое значение уделяется информационной поддержке и обучению начинающих предпринимателей.
Поддержка МСБ является одним из ключевых направлений финансово-кредитной политики США и за счет вышеперечисленных мероприятий США добивается прироста ВВП.
В Германии малый и средний бизнес составляет 80% от всех предприятий страны и 70% от всего занятого населения работают в этой сфере. Именно эти люди производят половину всего ВВП Германии.
Одним из главных инструментов государственной поддержки МСБ в Германии является стимулирование микрофинансирования. Для этого была создана финансовая группа KfWGroup, которая на 80% принадлежит Правительству Германии. Данная организация ориентирована на выполнение функций банка развития, агентства по финансированию экспорта и кредитной организации. Поддержка МСБ в Германии предполагает: долговременные кредиты – до 15 лет, невысокие ставки по кредитам (5-8%), освобождение от выплат по кредиту в первые два года, возможность долгосрочного возвращения кредита и долевого финансирования.
Также малый бизнес в Германии получает информационную поддержку в форме консультаций на всех стадиях развития бизнеса. В первые два года существования малое предприятие освобождается от всех выплат. Государственная поддержка МСБ в Германии является очень мощной и тем самым стабилизирует уверенный рост предприятий.
Большое влияние развитию и поддержке малого бизнеса уделяют в Китае. Более 80% производящейся новой продукции принадлежит именно малым предприятиям. В стране активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию МСБ. Например, «Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства», который призван способствовать защите интересов субъектов МСБ во всех экономических направлениях, и обеспечивает определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование.
Также в Китае существует специальная организация, основной задачей которой является создание специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке МСБ – Китайский центр по координации и кооперации бизнеса. В Китае финансирование малого бизнеса осуществляется через различные программы, применяемые центральными и местными финансовыми учреждениями.
Малый бизнес в Китае – научный двигатель страны. МСБ производит большое количество инновационной продукции и технических изобретений. Правительство Китая видит в малом бизнесе силу и мощь, которая непосредственно влияет на экономику страны и двигает ее вперед.
Обобщив и сравнив российский опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса с зарубежным, можно отметить, что все экономически развитые государства проводят активное регулирование малого бизнеса и способствуют его развитию. При этом используют формы и методы, разработанные с учетом стратегических целей национальных экономик.
Необходимо отметить, что программы государственной поддержки в России, в целом, схожи с основными направлениями поддержки МСБ в развитых зарубежных странах. Однако, на данном этапе развития в России, можно говорить о несформированных до конца отношениях банковского сектора и малого бизнеса. Коммерческие банки не являются доступным источником финансирования для МСБ.
В ходе проведенного исследования стоит сделать вывод о необходимости оптимизации имеющейся системы государственной поддержки МСБ в России, а также проведении реформирования банковского сектора с целью создания комфортных условий для кредитования малого бизнеса.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
2. Федеральный закон от 29.12.2014 N 477-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
3. Иванов В.В., Ю.С. Штурбабина. Международные программы поддержки малого и среднего бизнеса – Российский внешнеэкономический вестник №10, 2014.
4. Машкевич А.В., Шальнева М.С. Финансирование малого бизнеса: сравнительный анализ российского и зарубежного опыта – Финансовый вестник №6, 2014.
5. Исупова С.С. Поддержка малого предпринимательства: опыт Германии и России – Бюджет №7, 2015.