РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Если ребёнка принимают и обращаются с ним дружелюбно

Он учится находить любовь в этом мире.

Дорис Лоу Ноулт.

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных состояний многонационального общества. Толерантность формируется под влиянием взаимоотношений в семье, отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Процесс этот происходит стихийно. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе. Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого из живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Перед современной жизнью насущной проблемой стало воспитание культуры толерантной личности – то есть личности, обладающей терпимостью к образу жизни, поведению, обычаям, верованиям и идеям других людей. В силу этого задачу воспитания толерантной личности, а соответственно, и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших задач в современной школе. Культура толерантности – понятие очень широкое, включающее в себя как культуру межнациональных отношений, так и веротерпимость, и способность выслушать иную точку зрения, и терпимость к инакомыслию, и общую культуру нравственного развития человека. Но устойчивость и степень зрелости морального сознания достигается только тогда, когда знания учащихся по вопросам терпимости к другим культурам в вопросе толерантности приобретают форму личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Формирование толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся с появления детей на свет, длящийся в период дошкольного и школьного детства и в какой-то мере протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающими среди них являются семья и образование. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребенок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими, какие они есть. А ведь каждый год к нам в школу приходит все больше детей разных национальностей, разного социального статуса семей, детей с разными материальными возможностями. И учителю начальных классов важно донести до каждого учащегося мысль о том, что разные индивидуальные качества людей лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и поэтому прекрасный мир. Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного коллектива. Не будем забывать о том, что образцом толерантного поведения всегда должен оставаться учитель.

Гумилёв Л.Н. считает, что национальная культура – это произведения рук и ума представителей этноса. Значит, если планомерно знакомиться с национальными культурами разных народов, населяющих Воронежскую землю, прилегающие области, и территорию всей России, то сможем понять что у них общего и в чём различие, сравнить и выявить причины, по которым представители разных народов так не похожи друг на друга [1].

Приобщение детей к национальным культурам и традициям разных народов невозможно без тесного сотрудничества с музеями. Там можно познакомиться с костюмами разных народов, играми, традициями и национальными праздниками, с семейно-бытовыми обычаями, обрядами и ритуалами.

В результате влияния музейной деятельности на личность детской души, эмоциональные переживания, впечатления от приобщения к быту и играм разных народов, происходит процесс приобретения знаний, связанных с приобретением определённых мировоззренческих идей, моральных ценностей и норм, эстетических идеалов, расширение жизненного пространства, активизирование интереса к прошлому и настоящему своей страны, разных народов.

Б

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных состояний многонационального общества.В наше время, которое специалисты называют эпохой «взбунтовавшейся этничности», особенно остро встает проблема педагогического управления развитием двух объективно существующих процессов: возрождением этнического самосознания и формированием межэтнической терпимости, взаимопонимания представителей различных народов. При этом следует учитывать, что эти процессы часто противоречат друг другу. Важной задачей современной педагогики является воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирования­ у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем – и других народов, формирование у них высокой культуры межнациональных отношений.Перед современной жизнью насущной проблемой стало воспитание культуры толерантной личности – то есть личности, обладающей терпимостью к образу жизни, поведению, обычаям, верованиям и идеям других людей. В силу этого задачу воспитания толерантной личности, а соответственно, и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших задач в современной школе.Культура толерантности – понятие очень широкое, включающее в себя как культуру межнациональных отношений, так и веротерпимость, и способность выслушать иную точку зрения, и терпимость к инакомыслию, и общую культуру нравственного развития человека. Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного коллектива. Не будем забывать о том, что образцом толерантного поведения всегда должен оставаться учитель. Седьмой аспект – проявление толерантности педагогом. Это находит своё отражение в следующих особенностях поведения учителя: доверие учителя к ученикам, сотрудничество с ними; искренний интерес к личности ученика; уважение уникальности, самобытности ребёнка; предоставление ученику необходимого пространства для творчества, принятия самостоятельных решений, уважение его мнения. Что послужит естественным импульсом развития толерантности учащихся.С момента рождения человек общается с другими людьми. Но часто так бывает, что, достигнув высоких результатов в материальном мире, человек оказывается беспомощным в межличностных отношениях. Отсюда вытекает необходимость изучения правил взаимодействия с другими людьми. В этом ключе говорить о терпимости достаточно сложно как в психологическом, так и в политическом смысле. Скорее, контекст толерантности должен быть смещен к понятию «ДРУГИЕ» среди «НАШИХ», где приобретают значимость размер и состав общности «НАШИХ». Если под оперантом «НАШИ» понимается население страны в целом, толерантность предполагает постановку вопроса о национальном и государственном самосознании индивидуумов, которых можно воспитывать в процессе социализации.В то же время «ЧУЖИХ», как правило, не воспитывают – в отношении них совершают тактические­ действия, в которых одним из средств может быть демонстрация толерантности на фоне сдерживания внутренних импульсов, что, в ассоциативной связи со словом «терпимость», наводит на мысль о том, что толерантность может быть внешней, лишь демонстрируемой, и внутренней, связанной с невысоким уровнем эмоционального возбуждения.Если внешняя толерантность есть тактическое средство, то внутренняя связана с системой регуляции человека, его темпераментом, системой отношений в целом и отношением к частному случаю социального взаимодействия, объемом фрустрации и блокированных потребностей.Кроме того, толерантность можно трактовать как безразличие и как снисходительность. Если это не снисходительность родителей к детским шалостям, то оба указанных типа отношений могут быть фрустрирующими и приводить респондента отнюдь не в то состояние, которое предполагается целевой установкой толерантного взаимодействия. Даже наоборот, некоторая нетолерантность сигнализирует «ДРУГОМУ», что он значим, интересен адресанту [47,48,49].С другой стороны, трактовка термина «толерантность» всегда должна быть этнокультурной и конкретно-исторической. Понимая толерантность­ как «терпимость», мы, думается, производим подмену понятий: терпят боль, то есть, то, что заведомо негативно сказывается на нас. Таким образом, трактовка понятия «толерантность» оказывается весьма далекой от идеи толерантности.

ольшинство элементов национальных культур одновременно являются средствами народной, практической педагогики. Во многих семьях дети ещё до школы знакомятся с загадками, пословицами и сказками. Особое внимание хочется уделить народному декоративно-прикладному искусству и другим жанрам народного творчества.

 

Все эти жанры национальных культур включаются в образовательный процесс, но использование данных средств народной практической педагогики не позволяет раскрыть весь их богатый потенциал и тем более они не воспринимаются детьми как элементы национальных культур. Некоторые авторы образовательных программ (Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд»), желая приобщить детей к культуре разных народов и сформировать интерес учащихся к народному творчеству, ставят перед собой более глобальные цели: заложить «фундамент» межнациональной толерантности учащихся начальной школы.

Формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека – это «драгоценный» пласт любой национальной культуры, благодаря которому происходит усвоение социального опыта подрастающим поколением. Многообразие культур не случайно – оно выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде складывается его жизнь, его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом основа своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания, которое должны постичь дети.

Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как целостную художественную личность.

Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присущи чуткость, стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.

П

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. Сегодня этническая нетерпимость уже является реальной формой проявлений кризисных состояний многонационального общества.В наше время, которое специалисты называют эпохой «взбунтовавшейся этничности», особенно остро встает проблема педагогического управления развитием двух объективно существующих процессов: возрождением этнического самосознания и формированием межэтнической терпимости, взаимопонимания представителей различных народов. При этом следует учитывать, что эти процессы часто противоречат друг другу. Важной задачей современной педагогики является воспитание навыков и привычек позитивного межэтнического общения, культивирования­ у школьников уважения к истории и культуре своего народа, а затем – и других народов, формирование у них высокой культуры межнациональных отношений.Перед современной жизнью насущной проблемой стало воспитание культуры толерантной личности – то есть личности, обладающей терпимостью к образу жизни, поведению, обычаям, верованиям и идеям других людей. В силу этого задачу воспитания толерантной личности, а соответственно, и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших задач в современной школе.Культура толерантности – понятие очень широкое, включающее в себя как культуру межнациональных отношений, так и веротерпимость, и способность выслушать иную точку зрения, и терпимость к инакомыслию, и общую культуру нравственного развития человека. Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребенка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно – это и осознание ребёнком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника, и формирование чувства сплочённости классного коллектива. Не будем забывать о том, что образцом толерантного поведения всегда должен оставаться учитель. Седьмой аспект – проявление толерантности педагогом. Это находит своё отражение в следующих особенностях поведения учителя: доверие учителя к ученикам, сотрудничество с ними; искренний интерес к личности ученика; уважение уникальности, самобытности ребёнка; предоставление ученику необходимого пространства для творчества, принятия самостоятельных решений, уважение его мнения. Что послужит естественным импульсом развития толерантности учащихся.С момента рождения человек общается с другими людьми. Но часто так бывает, что, достигнув высоких результатов в материальном мире, человек оказывается беспомощным в межличностных отношениях. Отсюда вытекает необходимость изучения правил взаимодействия с другими людьми. В этом ключе говорить о терпимости достаточно сложно как в психологическом, так и в политическом смысле. Скорее, контекст толерантности должен быть смещен к понятию «ДРУГИЕ» среди «НАШИХ», где приобретают значимость размер и состав общности «НАШИХ». Если под оперантом «НАШИ» понимается население страны в целом, толерантность предполагает постановку вопроса о национальном и государственном самосознании индивидуумов, которых можно воспитывать в процессе социализации.В то же время «ЧУЖИХ», как правило, не воспитывают – в отношении них совершают тактические­ действия, в которых одним из средств может быть демонстрация толерантности на фоне сдерживания внутренних импульсов, что, в ассоциативной связи со словом «терпимость», наводит на мысль о том, что толерантность может быть внешней, лишь демонстрируемой, и внутренней, связанной с невысоким уровнем эмоционального возбуждения.Если внешняя толерантность есть тактическое средство, то внутренняя связана с системой регуляции человека, его темпераментом, системой отношений в целом и отношением к частному случаю социального взаимодействия, объемом фрустрации и блокированных потребностей.Кроме того, толерантность можно трактовать как безразличие и как снисходительность. Если это не снисходительность родителей к детским шалостям, то оба указанных типа отношений могут быть фрустрирующими и приводить респондента отнюдь не в то состояние, которое предполагается целевой установкой толерантного взаимодействия. Даже наоборот, некоторая нетолерантность сигнализирует «ДРУГОМУ», что он значим, интересен адресанту [47,48,49].С другой стороны, трактовка термина «толерантность» всегда должна быть этнокультурной и конкретно-исторической. Понимая толерантность­ как «терпимость», мы, думается, производим подмену понятий: терпят боль, то есть, то, что заведомо негативно сказывается на нас. Таким образом, трактовка понятия «толерантность» оказывается весьма далекой от идеи толерантности.

риобщаясь к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

 

В результате приобщения детей к прикладному народному творчеству происходит процесс приобретения знаний, связанных с усвоением определённых мировоззренческих идей, моральных ценностей и норм, эстетических идеалов, расширение жизненного пространства, развивается чувство композиции, формируется творческое воображение, художественный вкус, активизирование интереса к прошлому и настоящему своей страны.

С момента рождения человек общается с другими людьми. Но часто так бывает, что, достигнув высоких результатов в материальном мире, человек оказывается беспомощным в межличностных отношениях. Отсюда вытекает необходимость изучения правил взаимодействия с другими людьми.

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН Тишков В.А., говоря о необходимости «межнациональной толерантности». По его определению «толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда – многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу». Он определил, что толерантность выражается на психологическом уровне (как внутренняя установка и отношение личности и коллектива) и политическом уровне (как действие или осуществленная норма).

Каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Но склонность вести себя так или иначе могут стать устойчивой личностной чертой. В психологии рассмотрены основные черты и отличия:

Толерантные люди. Знание самого себя – относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах, в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантные люди. Знание самого себя – замечают достоинства только у себя, обвиняют других. Защищённость – опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Толерантность следует определять как уважение к другим людям, мнениям, верованиям, поведению, если они не несут в себе угрозы для нашего физического и морального состояния.

Таким образом, формирование толерантности не должно быть некоей отдельной линией в воспитании человека, ее следует органично включать в процесс целостного воспитания и самовоспитания личности.

Список используемой литературы:

  1. Гумилёв Л.Н. Энтогенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометиоиздат, 1990. – 528 с.

  2. Педагогика [Текст]: большая соврем. энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск: Соврем. слово, 2005. – 720 с.

  3. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Рос. энцикл., 2002. – 528 с.

Просмотров работы: 1286