ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Лугинова Л.В. 1, Ушницкая В.В. 2
1МДОБУ ЦРР Д/С№12 "Улыбка"
2СВФУ, педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности.

Результаты современных психологических и педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков, И.Д. Зверев, В.В. Запорожец, И.Я. Лернер, А.И. Савенков, Г.И. Щукина и др.) показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.[1]

Термин «экспериментирование» понимается нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает уребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляют задачу экспериментальной деятельности. Для обозначения подобной формы деятельности применительно к детям используется введенное Н.Н. Поддьяковым понятие «детское экспериментирование». Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. [2]

Организация самостоятельнойэкспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев - насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решения задачи или ситуации. Постановка цели и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия - таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам. Именно такое познание способствует обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, творческого, созидательного отношения к нему. Разрешение проблемной ситуации возможно различными способами - позитивными, негативными, и в зависимости от выбора способа ее разрешения формируется общая негативная или позитивная картина мира в сознании ребенка, а, следовательно, и стратегия его поведения во взаимоотношениях с людьми и объектами.

Таким образом, экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Регистрационная форма участника

1.Ф.И.О. авторов: Ушницкая Виктория Вильямовна, Лугинова Лилия Васильевна

2.Название статьи: Экспериментирование как необходимое условие развития личности ребенка

3.Страна Россия Республика Саха (Якутия)

4.Город Якутск

5.Ученая степень Ушницкая В.В.- к.п.н.

6. Должность Ушницкая В.В.- доцент, Лугинова Л.В. - магистрант

7. Место работы Северо-Восточный федеральный университет, институт зарубежной филологии и регионоведения, кафедра иностранных языков по гуманитарным специальностям

8. Объем в страницах – 3

9.Почтовый адрес: 677009 РС (Я) г. Якутск, ул. Дзержинского, 61 кв. 104

10. Телефон 8914 281 21 20

11. [email protected]

12.

13. Количество оплаченных сборников- 1

14. Сертификат на имя автора – Лугинова Лилия Васильевна

1.Название статьи: Экспериментирование как необходимое условие развития личности ребенка

2.Сведения об авторах: Ушницкая Виктория Вильямовна, Лугинова Лилия

Васильевна

-место работы: Северо- Восточный федеральный университет, ИЗФиР,

кафедра иностранных языков по гуманитарным специальностям

- контактная информация: vushniz @ mail.ru

3. Аннотация: Статья посвящена проблеме развития исследовательской

активности дошкольников. Рассмотрено детское экспериментирование как

способ духовно-практического освоения действительности.

4.Ключевые слова: эксперимент, личностно-развивающее обучение, познание

окружающей действительности, развитие личности

5.Тематический рубрикатор (УДК/ ББК): 37/74

6.Библиографический список литературы

  1. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. – М.: Изд. Педагогическое общество России; 2003. 80 с.

  2. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. 266 с.

  3. Кастрыкина В.Н., Попова Г.П. Организация деятельности детей на прогулке. Изд. Учитель, 2012. 200 с.

Просмотров работы: 905