ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСАГО - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСАГО

Хренова Ю.Ю. 1, Яблочкина Е.Е. 1
1Хабаровский Университет Экономики и Права
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С 1 июля 2003 года на территории Российской Федерации действует закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Основной целью Федерального закона «Об ОСАГО» – гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и транспортному средству вследствие дорожно-транспортного происшествия. Так же закон определяет права страхователей на возмещение ущерба в случае ДТП и обязательства страховщиков компенсировать ущерб, выплатив страховую сумму, оговоренную договором страхования, при страховом случае. [1].

Абсолютно каждый владелец автотранспортного средства каждый год сталкивается с полисом ОСАГО. При этом автовладельцы считают, что стоимость полиса завышена.

Цена полиса складывается из коэффициентов и тарифов, которые устанавливает государство. Страховые компании не имеют право занижать или завышать стоимость страховки.

Стоимость страховки зависит от:

  • мощности автомобиля, она измеряется в лошадиных силах. Если двигатель до 50 лошадиных сил, то коэффициент для расчёта будет самым маленьким 0,6. Самый дорогой коэффициент 1,6 для автомобилей, у которых мощность выше 150 лошадиных сил;

  • региона регистрации. У каждого региона установлен свой коэффициент ОСАГО. Чем больше регион по населённости, тем выше риск дорожно-транспортного происшествия, и, следовательно, коэффициент будет выше, так как не одной страховой компании не захочется работать себе в убыток;

  • возраста и стажа водителя. Чем больше возраст и стаж, тем ниже коэффициенты;

  • аварий. Государство поощряет тех водителей, которые ездят аккуратно и не попадают в аварии, а тех, кто пренебрегает этому, обязывает платить больше. Если водитель в течение времени страховки не попадал в аварию, то за год он может получить скидку 5 %, тем самым сократить затраты на полис;

  • числа водителей. Если вы позволяете управлять неограниченному числу водителей, то за это придётся заплатить максимальную цену, а если вы ограничиваете этот список, то коэффициент будет минимальный;

  • срока действия полиса. Если вы выбрали страховку на 3-9 месяцев, то устанавливается понижающий коэффициент от 0,5 до 0,95. После продливания полиса каждые 3 или 6 месяцев, придётся переплачивать страховщику, поэтому выгоднее делать страховку на 10 месяцев и более.

После этого все коэффициенты перемножаются на базовый тариф, и получается конечная стоимость полиса[2].

Сейчас очень много говорят о том, что полис ОСАГО стал стоить дороже на 40 %, а то и больше. Да, именно так оно и есть.

В обмен на существенно подорожавшие полисы (в некоторых регионах стоимость страховки возросла в несколько раз), автомобилисты получили увеличенный предел выплат за причинённый вред жизни и здоровью со 160 до 500 тысяч рублей, также возможность купить полис ОСАГО в любом регионе.

Существует много причин повышения цен на ОСАГО. Одна из них заключается в том, что в стране произошёл обвал рубля, инфляция и увеличение размера страховых выплат. Страховщики, испугавшись этого, настояли на повышении роста цен, беспокоясь о том, что бизнес будет убыточным.

Центральный банк указывает на то, что меры являются необходимыми в ситуации, сложившейся на страховом рынке и в экономике страны в целом. По словам его представителей, если бы тарифы не были изменены, это могло бы привести к множеству негативных последствий:

  • существенно уменьшилось бы количество страховщиков, предлагающих ОСАГО, что негативно повлияло бы на доступность полиса;

  • оставшиеся участники рынка начали бы предлагать ОСАГО в пакете с другими услугами, что привело бы к существенному удорожанию тарифа[3].

Ещё одной причиной повышения цен является убыточность данного вида страхования. Размер собираемых премий до увеличения тарифов не покрывал убытки возникающие при наступлении страховых случаев. В некоторых компаниях убыточность достигала 80 – 90 %.

Также некоторые считают проблемой обвала рубля и кризиса, выражение в народе «Крым наш!». Очень многие автомобилисты говорят о том, что государство и страховые компании не должны решать свои проблемы за счёт простых людей.

Кроме того число жалоб на страховщиков ОСАГО в России остаётся очень высоким, как и доля жалоб на отказ в выплатах и особенно на недоплаты. Жалобы водителей на страховщиков, справедливы: очень часто автовладельцы получают от них возмещения только треть потраченных на ремонт автомобиля денег. Кроме того, компании снижение выплат списывают на износ автомобиля, а уровень износа, как представляется владельцам транспорта, устанавливается страховщиками весьма произвольно.

Пути решения проблем урегулирования убытков и повышения цен в ОСАГО:

  • включить изменения в закон согласно которому виновник ДТП будет выплачивать пострадавшему разницу между суммой фактической выплаты по ОСАГО и реальной стоимостью ремонта;

  • снизить стоимость полисов, так как сейчас много мошенников, которые продают не настоящие полисы ОСАГО, а люди их покупают, потому что стоимость их в несколько раз меньше оригинального полиса. Внешне эти полисы практически невозможно отличить, что даёт преимущество мошенникам;

  • ужесточить методику расчета выплаты по ОСАГО, которая бы не позволила страховщикам произвольно применять повышающие и понижающие коэффициенты;

  • в случае наличия не менее 50 судебных решений в год по конкретной страховой компании, связанных с нарушением методики расчета, а также задержки выплаты, автоматически аннулировать лицензию страховой компании.

ОСАГО необходимо, так как решает много спорных вопросов при возникновении ДТП. Снижает преступность, связанную с ситуациями на дорогах, так называемые «подставы» и другие вопросы. Но при этом необходимо сбалансировать стоимость данного полиса, условия страхования ОСАГО и положение закона об ОСАГО, которые бы привели к выполнению своих обязанностей по ОСАГО страховщиками.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 http://base.garant.ru/5432761/#help (дата обращения: 25.02.2016).

2 http://www.sravni.ru/osago/info/ot-chego-zavisit-stoimost-polisa/ (дата обращения: 25.02.2016).

3 http://365cars.ru/news/podorozhanie-osago.html (дата обращения: 25.02.2016).

4

Просмотров работы: 608