В этой работе будет рассмотрено создание виртуального прибора на основе LabVIEW для исследования трехосного МЭМС акселерометра MPU6050.
Виртуальный прибор представляет собой комбинацию персонального компьютера (ПК), универсальных аппаратных средств ввода-вывода сигналов и специализированного программного обеспечения (ПО), которое определяет и конфигурацию и функционирование законченной системы [3]. С целью исследования трехосного МЭМС акселерометра был создан виртуальный прибор, который представляет собой комплекс инерциального измерительного модуля с беспроводной передачей и компьютера с установленной программой LabVIEW (рис.1).
Инерциальный измерительный модуль с беспроводной передачей предназначен для преобразования измерительных значений ускорения в цифровой сигнал. В инерциальном измерительном модуле находятся микросхема MPU6050, содержащая МЭМС трёхосный акселерометр и модуль радиопередачи 443 МГц. По беспроводному радиоканалу цифровой сигнал передаёт на компьютер и в программе LabVIEW отражается в графическом виде. На рис. 2 приведен общий вид конструкции инерциального измерительного модуля с беспроводной передачей. Принципиальная схема ВП показана на рис.3. ВП работает таким образом: МЭМС акселерометр измеряет кажущееся ускорение объекта и преобразует иго в цифровой сигнал с помощью АЦП. Цифровой сигнал передается через модуль радиопередачи на компьютер, в котором установлена программа LabVIEW. С помощью вычисленного алгоритма в программе LabVIEW вычисляется и отражается сигнал на экране ВП.
Рис.1. Виртуальный прибор для обработки и передачи информации от МЭМС акселерометра
Рис. 2. Измерительный модуль с радиоканалом связи: 1- модуль радиопередачи, 2- микросхема MPU6050 с МЭМС акселерометром, 3- аккумулятор, 4- модуль радиоприемника
Выходной сигнал от МЭМС акселерометра представляется сочетание значений истинного, смещения нуля, нелинейности масштабного коэффициента, неортогональности его осей относительно одной опорной оси и белого шума. Так как сигнал на выходе МЭМС акселерометра имеет вид (1) [4]:
(1)
где – вектор показаний датчика, состоящий из проекций на оси измеренного истинного линейного ускорения и угловой скорости;– вектора ускорения по осям; – смещение нуля (систематическая погрешность);– нелинейности масштабного коэффициента;– неортогональности осей акселерометра; – белые шумы; – температура окружающей среды.
Рис. 3. Структурная схема ВП
В предположении, что окружающая среда не изменяется и шум фильтрован, модели сигналов с МЭМС акселерометра можно представить в виде:
или (2)
Видно, что на выходе акселерометра присутствуют погрешности. Для уменьшения этих погрешностей нужно выполнить калибровку. Сущность калибровки состоит в том, чтобы определить все постоянные параметры . В неподвижном условии акселерометр чувствует только силу тяжести. По трем осям (рис. 4) записано матричное уравнение выходных сигналов (3)
Рис. 4. Шесть определенных положений датчика
(3)
где g - значение ускорения свободного падения
Из матричного уравнения (3) получим:
После калибровки проведены измерения акселерометром ускорения свободного падения на Земле при некоторых наклонах:
Рис. 5. Значения проекции свободного ускорения падения на оси акселерометра при угле наклона 30 град от горизонта (x=0,y=gsin30, z=gcos30)
Рис. 6. Значения проекции свободного ускорения падения на оси акселерометра при угле наклона 60 град от горизонта (x=0,y=gsin60,z=g cos60)
Рис. 7. Значения проекции свободного ускорения падения на оси акселерометра при угле наклона 90 град от горизонта (x=0,y=g,z=0)
Результаты измерений откалиброванным акселерометром сведены в таблицу 1.
Таблица 1. Результат измерений
30 градусов |
60 градусов |
90 градусов |
|||||||||
X |
Y |
Z |
X |
Y |
Z |
X |
Y |
Z |
|||
Истинное значение |
0 |
4.905 |
8.4957 |
0 |
8.4957 |
4.905 |
0 |
9.81 |
0 |
||
Измеренное значение |
-0.051 |
4.925 |
8.4917 |
-0.0182 |
8.4827 |
4.9454 |
0.0210 |
9.8138 |
0.0715 |
||
Абсолютная погрешность |
±0.051 |
±0.02 |
±0.004 |
±0,0182 |
±0,013 |
±0.0404 |
±0.021 |
±0.0038 |
±0.0715 |
||
Относительная погрешность |
- |
0.41% |
0.047% |
- |
0.15% |
0.82% |
- |
0.039% |
- |
Заключение
Погрешность измерения откалиброванным акселерометром не превосходит 0,9%. Такая невысокая погрешность позволяет применять исследованный микроэлектромеханический акселерометр MPU6050 для решения многих технических задач.
Список литературы
1. Бромберг П.В. Теорема инерциальных систем навигации. - М.: Научка.1979.-196 с.
2. МЭМС-технологии простое и доступное решение сложных системных задач [электронные ресурсы]. Адрес доступа- http: // www.electronics.ru/ files/ article_pdf/ 0/ article_288_258.pdf.
3. Коннова А.А., Зубченко Е.С. Виртуальные информационно-измерительные приборы. –2011.–№7–С. Режим доступа: [http://www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7797150].
4. Adem Gokhan Hayal. Static Calibration of the Tactical Grade Inertial Measurement Units.- The Ohio State University,2010.-118.c.