ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Абдуллаева З.М. 1, Николаева Л.В. 1
1Северо восточный Федеральный университет Педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обеспечение охраны прав детей – актуальная проблема современного общества. Именно в детстве закладываются основы знаний, норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано решать правовое образование. По рекомендациям ЮНЕСКО и педагогов-психологов обучение правам человека необходимо начинать с дошкольного возраста.

20 ноября 1989г. была принята Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка. В России Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990г. В преамбуле Конвенции говорится о том, что ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка в 1924г. и Декларацией прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959г., и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

Конвенция о правах ребенка состоит из трех частей: 1 часть содержит статьи 1 – 41, во 2 части представлены статьи 42 – 45, в 3 части изложены статьи 46 – 54, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе и правовой ответственности государств за охрану жизни и здоровья детей.

Положения Конвенции о правах ребенка органично вошли в нормативно-правовое и организационное обеспечение системы дошкольного образования. На федеральном уровне они представлены в Конституции РФ, семейном кодексе РФ, Законе об основных гарантиях прав ребенка в РФ, в Законе «Об образовании» [1].

По инициативе первого президента Республики Саха (Якутия) Николаева М.Е. в 1994г. был принят Закон «О правах ребенка».

Научно-педагогическое обоснование проблемы правового воспитания в разные периоды развития российского образования рассматривались в работах В.В. Тищенко, И.Ф.Рябко, Е.В.Татаринцевой. Основой для построения нравственно-правового сознания и поведения являются идеи Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, Л.С.Выготского, В.А.Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

Все вышеназванные документы о правах ребенка касаются всех участников образовательного пространства ДОУ – детей, педагогов, родителей. Необходима целенаправленная работа со всеми участниками педагогического процесса: педагогов ДОО, семьи и детей.

Организация работы по охране прав детей предусматривает следующие направления работы с педагогами:

1.Развитие профессиональной компетентности педагогов в области нормативных документов о правах ребенка на международном, федеральном, региональном и локальном уровнях.

2. Направление усилий коллектива ДОУ на выполнение охраны прав детей.

3. Повышение методического мастерства воспитателей по правовому воспитанию детей дошкольного возраста.

Правовые основы воспитания детей изучаются студентами в рамках таких дисциплин, как «Дошкольная педагогика», «Правовые основы управления образованием», «Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста», «Практическая психология», «Основы толерантности и межкультурной коммуникации» и др.[2].

Формирование правового сознания ребенка-дошкольника осуществляется посредством ознакомления детей с их правами. Материалы Конвенции о правах ребенка, Закона о правах ребенка включаются в сценарии праздников, спектаклей, дидактических игр, проводятся циклы занятий «Что я знаю о своих правах?», разрабатываются проекты «Изучаем свои права» и т.д.

Во время педагогической практики мы проводили различные мероприятия, такие как «Неделя игры и игрушки», выставки детских работ по темам «Моя семья», «Самый добрый человек», оформление альбомов детских рисунков на тему «Что я знаю о своих правах?». Проводили наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», т.к. дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семьи отношения и общение, что позволяет педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений. Имеются специальные методики для выявления положения ребенка в семье, его эмоционального благополучия и отношений в семье.

По работе с родителями в ДОО были запланированы и проведены следующие мероприятия:

1. Создание условий для объединения усилий ДОУ и семьи по охране прав детей, проведение лекции на родительском собрании «О правах ребенка».

2. Формирование правильной родительской позиции, стиля воспитания, ответственности. Проведение круглого стола «О стиле воспитания в семье».

3. Осуществление мониторинга семейного воспитания с целью выявления и коррекции нарушения прав детей.

При этом сотрудничество ДОУ и семьи должно строиться на взаимопонимании и взаимоуважении. Педагоги ДОУ должны осуществлять психолого-педагогическую поддержку семьи, оказывать помощь в воспитании ребенка, учить родителей понимать своего ребенка и принимать его таким, какой он есть. Современные молодые родители не всегда грамотны в педагогическом плане. Даже в благополучных семьях иногда по незнанию родители могут ущемлять права своего ребенка или бывают эмоционально глухи и жестоки к детям, не умеют организовывать детские игры, развивать и заниматься с детьми. Поэтому необходимо проводить школы молодых родителей, знакомить их с Конвенцией о правах ребенка, Законом о правах ребенка и другими правовыми документами, с возрастными, психологическими особенностями детей, проводить профилактику мероприятий по предотвращению жестокого обращения с детьми, семинары – практикумы «Охрана прав и достоинства маленького ребенка», дискуссии «Наказывая, подумай», оформлять информационные стенды «Правам ребенка посвящается».

В последнее время участились случаи жестокого обращения с детьми. Почти еженедельно в газетах публикуются статьи об избиении, даже со смертным исходом, детей самими же родителями. И нередко это бывают мамы. Поэтому мы считаем, что с родителями необходимо проводить профилактическую работу. А будущие педагоги детского сада должны овладеть правовой, психолого-педагогической и методической компетенциями по организации разнообразных форм работы с родителями и детьми по охране прав детей, созданию условий для того, чтобы дети росли в атмосфере любви и уважения и не страдали от жестокого обращения взрослых. Нравственный опыт первых лет жизни, атмосфера доброго окружения во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее.

Использованная литература

  1. Конвенция о правах ребенка// Бэтти Э.Риэрдон «Толерантность – дорога к миру». – М.: Изд. Бонфи, 2001. – с. 266-291

  2. Николаева, Л.В. Организация системы работы по охране прав ребенка в ДОУ// Республиканская научно-практическая конференция Лиги «Женщины – Ученые РС (Я) «Безопасность жизнедеятельности в РС (Я). - Якутск: Изд. ЯГУ, 2006

Просмотров работы: 672