КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КРИЗИСНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кулаева Т.В. 1
1Орловский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-экономический кризис в России, вызванный падением цен на нефть и введением санкций против России в середине 2014 года, привел к тому, что проблема инвестирования вышла на первый план в структуре российской экономики. Многие сферы жизни не могут развиваться из-за недостатка технической и научной базы или материальных средств. В настоящее время не только иностранные, но даже отечественные инвесторы не видят перспектив вложения своих средств в Россию, не уверены в достойной отдаче и прибыльности проектов. Из-за этого происходит утечка капитала за рубеж, где созданы более благоприятные условия для инвестирования.

Предкризисная стадия текущего спада экономики, продлившаяся не менее года, характеризовалась общим накоплением негативных тенденций и постепенным втягиванием экономики страны в стагнацию. Главными факторами развития спада в российской экономике в 2014 году стали: инвестиционный спад при исчерпании потребительского бума; внешний шок от падения мировых цен на нефть; резкое возрастание неопределенности в связи с введением санкций против финансового сектора. На желание компании вкладывать инвестиционные активы негативно сказалась и напряженная геополитическая обстановка, вызванная событиями на Украине. На фоне введенных против России санкций российские компании часто не имеют возможности привлекать средства из-за рубежа, финансируя расходы за счет имеющихся средств. Вследствие такого увеличения финансовой нагрузки, скорее всего, пострадали инвестиционные планы компаний, что привело к замедлению экономического роста.

Анализируя сложившуюся ситуацию в сфере инвестиций, рассмотрим динамику основных показателей текущего спада и сравним их с аналогичными кризисами 2008-2009 годов (таблица 1) [2].

Таблица 1. Основные характеристики результатов инвестиционной деятельности.

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Инвестиции в основной капитал:

             

млрд. руб.

8781,6

7976,0

9152,1

11035,7

12586,1

13450,2

13557,5

в процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

109,5

86,5

106,3

110,8

106,8

100,8

97,31)

1) В целях обеспечения статистической сопоставимости показатель рассчитан без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю.

Анализ статистических данных показал, что инвестиции в основной капитал в 2009 году сократились на 13,5% по сравнению с 2008 годом, в то время как в 2014 году этот показатель уменьшился лишь на 2, 7% по сравнению с предыдущим годом. Это связано, в первую очередь, со своевременным принятием в конце января 2015 г. антикризисного плана Правительством Российской Федерации.

Из крупных отраслей экономики сильнее всего сократился объем инвестиций в основной капитал в строительстве (–12,4%) и на транспорте (–8,5%), из обрабатывающих производств – в металлургии (–10%). Наибольший рост показали инвестиции в оптовую и розничную торговлю (+11%), а из обрабатывающих производств – в текстильное и швейное производство (+35%), производство кожи и обуви (+66%) (таблица 2) [3].

Таблица 2. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году).

Показатель

2011

2012

2013

20141)

Всего

110,8

106,8

100,8

97,3

в том числе по видам деятельности:

       

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

134,8

101,0

103,9

93,8

добыча полезных ископаемых

110,9

113,5

98,5

106,0

строительство

90,6

97,3

116,7

87,6

оптовая и розничная торговля

91,4

124,4

106,5

109,0

гостиницы и рестораны

109,4

74,7

160,0

96,3

транспорт и связь

123,0

100,6

95,4

91,5

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

154,9

94,7

101,3

97,8

образование

113,4

102,3

103,1

98,5

здравоохранение и предоставление социальных услуг

104,4

113,0

84,0

83,8

обрабатывающие производства

107,9

112,4

107,3

100,2

из них:

       

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

99,2

110,7

100,3

104,8

текстильное и швейное производство

92,5

103,4

119,6

135,1

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

136,3

80,0

102,4

166,3

обработка древесины и производство изделий из дерева

177,8

102,5

90,2

93,1

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

113,0

96,9

92,3

77,4

производство кокса и нефтепродуктов

103,0

124,1

131,8

102,5

химическое производство

124,8

124,6

102,2

99,8

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

104,9

102,1

92,1

90,0

из них:

       

металлургическое производство

106,4

100,4

90,5

91,9

производство готовых металлических изделий

97,9

117,0

103,9

82,9

производство машин и оборудования 2)

91,8

119,5

113,7

107,0

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

120,9

124,6

102,6

107,8

производство транспортных средств и оборудования

106,9

118,4

121,2

115,6

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

114,8

107,9

97,8

95,1

из них производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды

116,9

108,3

96,7

94,2

1) В целях обеспечения статистической сопоставимости показатели рассчитаны без учета данных по Республике Крым и г. Севастополю.

2) Без производства оружия и боеприпасов.

Начиная с 2012 г. доля привлеченных средств в структуре инвестиций в основной капитал неуклонно снижалась: в 2011 г. она составляла 58,1%, а в 2014 г. только 54,2% (таблица 3). Доля банковского кредитования даже незначительно выросла (на 2%). Тенденция сокращения доли бюджетных средств в структуре инвестиций в основной капитал прослеживается с 2012 г. (доля бюджетных инвестиций сократилась с 19,2% в 2011 г. до 17% в 2014 г.). Общее сокращение доли бюджетных инвестиций происходило за счет сокращения инвестиционных ресурсов бюджетов субъектов Федерации, что также является тенденцией последних лет [2].

В российской практике средства вышестоящих организаций чаще всего представлены крупными холдингами, акционерными компаниями, финансово-промышленными группами с государственным участием. Ослабление активности этих институциональных инвесторов на протяжении 2011–2014 гг. крайне негативно отразилось на общей динамике инвестиций. Доля инвестиций за счет средств вышестоящих организаций в структуре источников финансирования сократилась с 19% в 2011 г. до 13,1% г. в 2014 г. И, скорее всего, следует ожидать нового витка сокращения внутрикорпоративного финансирования.

Таблица 3. Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования

(в фактически действовавших ценах), млрд. рублей.

Показатель

2011

2012

2013

2014

Инвестиции в основной капитал, всего

8445,2

9595,7

10065,7

10376,8

в том числе:

       

собственные средства

3539,5

4274,6

4549,9

4749,2

привлеченные средства

4905,7

5321,1

5515,8

5627,6

из них кредиты банков

725,7

806,3

1003,6

1098,3

в том числе кредиты иностранных банков

149,4

113,7

107,7

266,4

заемные средства других организаций

485,8

588,2

626,1

658,5

инвестиции из-за рубежа

76,4

87,8

бюджетные средства

1622,0

1712,9

1916,3

1764,5

в том числе из:

       

федерального бюджета

855,1

926,6

1009,9

945,2

бюджетов субъектов Российской Федерации

665,7

677,0

753,3

668,1

средства местных бюджетов

109,3

153,1

151,2

средства внебюджетных фондов

18,2

33,3

27,9

23,9

средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства

172,7

259,5

294,9

366,5

из них средства населения

111,6

197,1

234,7

280,5

прочие

1881,3

1920,9

1570,6

1628,1

из них

       

средства вышестоящих организаций

1604,0

1615,5

1304,1

1358,8

средства от выпуска корпоративных облигаций

0,4

4,2

1,9

5,9

средства от эмиссии акций

82,0

95,6

100,2

117,0

Спад инвестиций в 2015 году шел по нескольким направлениям: сжатие возможностей малого и среднего бизнеса, сокращение мегапроектов больших компаний, сокращение правительственных расходов на инвестиции. Традиционная направленность российской экономической политики на социальную стабильность ведет к перераспределению средств на «поддержку населения», доходов, менее развитых регионов.

В то же время антикризисная программа на 2016 год, разработанная Правительством РФ, содержит пункты о поддержке малых и средних предприятий, улучшении условий ведения бизнеса в России и инвестиционного климата. Предполагается, что Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;

Повышение эффективности и надежности банковской системы будет еще одним приоритетом деятельности Правительства. Будут предприняты шаги по повышению эффективности банковского и финансового регулирования. Это будет способствовать повышению доступности финансово-кредитных услуг, формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования.

Правительство не будет фокусироваться только на решении вопросов поддержки существующих предприятий. Задача формирования новой экономической основы для будущего роста диктует необходимость поддержки - финансовой, административной, инфраструктурной - создания новых предприятий на основе новых технологий и высокой производительности труда. В этих целях будет реализовываться деятельность по привлечению инвестиций в российскую экономику, в том числе прямых иностранных инвестиций.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // [Электронный ресурс]// СПС Консультант Плюс

  2. Инвестиции в России: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2015.

  3. Статистический ежегодник: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2015.

  4. Лосева О.В., Финогеев Д.Г. Факторы повышения инвестиционной привлекательности регионов // Современные научные исследования. Выпуск 2 / Под ред. П. М. Горева и В. В. Утемова. Концепт. 2014. Приложение № 20.

  5. Лытнева Н.А., Кыштымова Е.А. Аудиторская проверка учета инвестиций в капитальном строительстве //Аудиторские ведомости. -2009. -№ 7.- С. 21-28.

  6. Парушина Н.В., Дёминова С.В. Теория и практика оценки эффективности деятельности организаций в системе комплексного экономического анализа// Экономический анализ: теория и практика. – 2012. - № 19.

  7. Парушина Н.В., Руднев Р.В. Методика экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности строительной организации в целях подтверждения непрерывности развития // Аудитор.- 2012. - № 9. - С. 47-54.

  8. Полянин А.В. Основные аспекты взаимовлияния уровня активности инвестиционных процессов в регионе и темпов экономического роста // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - №4.

  9. Строева О.А., Лаврикова Н.И. Особенности реализации государственной политики в социально-экономической сфере // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - №2.

  10. Сухорукова Н.В., Цвырко А.А., Иващенко Т.Н. Финансовые аспекты функционирования субъектов малого бизнеса в РФ // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - №3.

Просмотров работы: 657