ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ-СКАЛОЛАЗОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНОВ-СКАЛОЛАЗОВ

Маркушева Е.М. 1, Дейнега Е.М. 1, Сорокина М.А. 1
1Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важность специальной психологической подготовки в современном спорте трудно переоценить. Сегодня, уровень физической и технической подготовки у ведущих спортсменов практически выровнялся. Стабильно побеждают те спортсмены, чей уровень психологической подготовки выше, т.е. те, кто лучше научился управлять своим функциональным состоянием. В этом и проявляется роль саморегуляции.

Саморегуляция- процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Основные направления использования психической саморегуляции в спорте:

  • Ускорение и повышение качества технической подготовки (тренировка и разучивание новых элементов движений, исправление ошибок, формирование оптимальных двигательных стереотипов и т.п.).

  • Освоение способности вызывать оптимальное функциональное состояние перед стартом, во время тренировок.

  • Ускорение и повышение качества процессов восстановления после соревновательных и тренировочных (интенсивных) нагрузок.

  • Развитие специальных навыков (скорость реакции, выносливость и т.п.).

  • Коррекция характерологических особенностей, повышение мотивации к достижению максимальных результатов.

Цель исследования: установить уровень саморегуляции спортсменов, сравнить значения показателей девушек и юношей.

Метод исследования: опросник «Стиль саморегуляции поведения», созданный в 1998 году под руководством В.И.Морсановой и включающий показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств – гибкости и самостоятельности

Организация исследования: для исследования было взято 12 спортсменов, занимающихся скалолазанием (разной специализации) и имеющих разряды выше 3. Возраст спортсменов от 18 до 25 лет.

Испытуемым было предложено ответить на тест, состоящий из 46 вопросов с вариантами ответа: верно, пожалуй верно, пожалуй неверно, неверно.

Полученныерезультаты были систематизированы и проанализированы.

Результаты:

Результаты по всем уровням показателей саморегуляции спортсменов оказались в пределах средних значений:

1.Шкала планирование. Потребность спортсменов в планировании присутствует, но выражена слабо. Цели выдвигаются самостоятельно, но не устойчивы.

2.Шкала моделирование. Спортсмены способны выдвигать цели, но скорее всего не на дальнейшую перспективу, а на ближайший период. Их долгосрочные цели не реалистичны.

3. Шкала программирование. Спортсмены разрабатывают программы и планы, но они не являются гибкими и при встрече с помехами корректировка не происходит или оказывается неверной.

4. Шкала оценка результатов. Присутствует критичность к своим действиям, но самооценка бывает ошибочной. Либо самооценка адекватная, но до появления внешних трудностей, в случае чего возникает излишняя самокритика, переход от одной крайности в другую. Сопровождается частой сменой желаний и настроений.

5. Шкала гибкость. Регуляторные процессы пластичны, но недостаточно. Спортсмены с трудом подстраиваются под изменения обстоятельств, чувствуют неудобства, но обычно справляются с небольшими трудностями и преодолевают их. При серьезных помехах показатель сместится либо в сторону низкого, либо высокого.

6. Шкала самостоятельность. Средние показатели по шкале самостоятельности говорят о способности самостоятельно действовать в привычных ситуациях, но в стрессовых не могут полагаться на себя и прислушиваются к мнению других людей

7. Общий уровень саморегуляции. Присутствует относительная гибкость и самостоятельность. Программирование осознано, но при появлении серьезных помех адекватность теряется. Спортсмены уверены в знакомых ситуациях и несколько снижают активность в новой обстановке. Либо они справляются с помехами и мобилизуются, однако испытывают больше стресса по сравнению с испытуемыми с высоким показателем.

Сравнения значений уровня показателей саморегуляции девушек и юношей выявили:

У девушек общий уровень саморегуляции и показатели на шкалах планирование, самостоятельность значительно выше по значению. Это говорит о том, что такие спортсмены способны самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, а также потребности сформированы в осознанном планировании деятельности, планы в этом случае реалистичны.

У юношей выше по значению лишь показатель на шкале гибкость, следовательно они способны быстро оценить изменение значимых условий и перестроить программу действий.

Вывод:

Саморегуляция - важная характеристика для личности спортсмена. Она включает в себя разные компоненты. Знания об особенностях их развития может способствовать организации специальной работы по их совершенствованию.

Просмотров работы: 1207