ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

Смирнова Е.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» – затягивать. С течением времени это слово претерпевает многочисленные изменения. Стресс стал обозначать не только физическое воздействие, но и любые отрицательные события, оказывающие негативный эффект на человека, вызывающие негативные эмоции.

Конечно, можно пожаловаться на отсутствия четкого определения стресса, т.к. в словарях даются разнообразные варианты пояснения данного термина, а не какое-то одно. Тем не менее, в кратком Оксфордском словаре – пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.

Разработав теорию стресса, Ганс Гуго Бруно Селье выделил в нем три фазы. Первая фаза – реакция тревоги, выражающаяся мобилизацией всех ресурсов организма. Вслед за первой фазой наступает вторая – стабилизационная фаза. Происходит сбалансированное потребление адаптационных резервов организма. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто бы налаживается, однако если стресс продолжается долгое время, то в связи с истощением ресурсов организма наступает третья фаза – истощение. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость – это определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих. В исследованиях современных ученых, стрессоустойчивость рассматривается сугубо как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

а) психофизиологического к. (тип, свойства нервной системы);

б) мотивации (сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость, изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость);

в) эмоционального опыта, накопленного в процессе преодолевая негативных или экстремальных ситуаций;

г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации;

д) проф. подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;

е) интеллектуального компонента – оценка требований ситуации.

Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. Более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса. Стрессотренируемые люди, в общем-то, готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным.

Ну и кого, как не студентов можно назвать самыми стрессоустойчивыми из людей?! Или так только кажется? Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Больше всего в этот период страдают студенты первого курса, когда начинается их первая в жизни сессия.

Для того, чтобы проверить стрессоустойчивость студентов и готовность их к тяжелой и упорной работе на протяжении месяца, пока будет идти сессия, им было предложено пройти «Диагностику стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях». Тест достаточно простой и не требует каких-либо специальных знаний. Человеку предлагается ряд вопросов, которые касаются особенностей жизни, активности в делах и общении или поведения в эмоционально-напряженных ситуациях.

Десять студентов, из которых 5 – первокурсники, 4 – второкурсники и 1 – пятикурсник, приняли участие в диагностике. По окончанию теста были получены такие результаты: у 4 из 5 первокурсников набранные баллы входят в промежуток от 168 до 335. Т.е. у них «диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А». Вот такую интерпретацию результатов дает для ребят тест:

«• преувеличенная потребность в деятельности – сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;

• постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на «поражение»;

• неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу;

• неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;

• нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения;

• энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и нередко сопровождающаяся напряжением мышц лица и шеи;

• импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника;

• соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;

• стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.»

В свою очередь, второкурсники и пятикурсник в тесте уложились в промежуток от 336 до 459. При этом диагностируется промежуточный (переходный) тип личностной активности – тип АБ. Результаты теста для ребят таковы: «характерна активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены. Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности».

Из проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что первокурсники врываются в новую студенческую жизнь с большим энтузиазмом и рвением, стремятся быть везде и всюду, но в тоже время именно они испытывают «напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех» и огорчаются поражениями так, будто наступил конец света.

Также стала заметна разница между старшекурсником и первокурсниками. Студенты, для которых уже миновала первая сессия, достаточно спокойно реагируют на все происходящее. Даже второкурсники уже способны сбалансировать свою деятельность как активную, так и пассивную, их речь и моторика уже не так экспрессивна, как у первокурсников. Стрессоустойчивость студентов старших курсов намного выше, но все же никто не защищен от разного рода стрессогенных факторов.

Но, чтобы не подвергаться излишнему стрессу, мы рекомендуем следовать ряду советов:

  1. Всегда, даже в условиях острого дефицита времени, старайся уделять время самому себе – чтобы заняться любимым делом, или просто расслабиться и отдохнуть.

  2. Всегда ожидай наилучшего. Даже если потом ты разочаруешься, время до этого разочарования пройдет без стрессов.

  3. Учись определять, какие именно ситуации вызывают у тебя стресс и обдумывать, как их можно избежать.

  4. Регулярно занимайся спортом. Физические упражнения являются одним из лучших способов профилактики стресса.

  5. Не будь перфекционистом – запомни, что ошибки совершают все и все делать идеально просто невозможно!

В данной статье мы рассмотрели проблему стресса и стрессоустойчивости. Мы выяснили, что стресс – это неотъемлемая часть нашей жизни, с ним надо уметь справляться, но ни в коем случае не избегать его. Каждый без труда вспомнит среди своих знакомых тех, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность и отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. А другие – болезненны и недоверчивы, хотя стрессов избегают и живут вроде бы без напряжения.

Необходимо помнить, что стресс может «повредить» не только психическое здоровье человека, но и физическую сторону нашего организма. Кстати, уже упоминавшийся Г.Селье выдвинул весьма интересную гипотезу о том, что старение – итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение своей жизни. Старайтесь придерживаться советов, которые помогут вам быть готовым к разного рода стрессовым ситуациям. Помните, что победить свои проблемы в одиночку не всегда просто, никогда не пренебрегайте помощью ваших близких, друзей и просто знакомых, тогда вы будите одни в своем горе, и проблема будет решена в два раза быстрее.

Литература

  1. Аболин Л.М. Психические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: изд-во КазГУ, 1987

  2. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования //Эмоциональный стресс /Под ред. Л.Леви. - Л.: Медицина, 1970

  3. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? - М.: Физкультура и спорт, 1990

  4. Тарасов Е.А. Как победить стресс. - М.: Айрис-пресс, 2002

  5. Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gurutestov.ru/test/191

Просмотров работы: 1400