ЗАДАЧИ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗАДАЧИ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Муратова Э.А. 1
1СФ БашГУ, г. Стерлитамак
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Как отмечается исследователями (Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М.С.Каган и др.) цели развития экологической культуры личности в процессе обучения математике должны быть достигнуты в той степени, чтобы выпускник имел не только соответствующие знания, но и имел возможность и желал их самостоятельно реализовывать в трудовой деятельности, быту и повседневной жизни, должен иметь устойчивую потребность и способность к самостоятельной практико-экологической деятельности и поведения в природе [7, с. 105].

Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности должно идти постепенно, в процессе исследования отдельных разделов математики. Экологизация курса математики будет «работать» как на реализацию целей и задач экологического образования, так и совершенствование качества математического образования за счет увеличение внимания к изучению математики. Отсюда следует, что задачи экологизации математики должны согласовываться с совместными принципами экологического образования.

Введение экологических аспектов в математику не является простым делом. Это требует от педагога свежих знаний, изменения сформировавшихся стереотипов мышления и преподавания, разработки новых методик и курсов и т. п. На многих занятиях в процессе исследования математики при разъяснении темы урока возможно подобрать такой материал, в котором будет присутствовать элемент экологического воспитания, а также будет содержаться компонент неотъемлемой программы по математике [6, с. 25].

Как показал анализ методической литературы и школьной практики, математика остается одним из школьных предметов, который пока еще недостаточно связан с процессом экологизации, хотя эти науки тесно переплетаются. К примеру, экологический материал может осознаваться и усваиваться учениками в процессе рассмотрения задач, решение которых возможно представить на персональном компьютере в виде презентации в процессе занятия. Также решение аналогичных задач можно реализовать в различных табличных процессорах персонального компьютера, что, в свою очередь, позволит увеличить внимание к изучаемому материалу со стороны учащихся.

Математические задачи с экологическим содержанием могут быть классифицированы по содержательному признаку [2, с. 189]:

  • информационные задачи (несущие конкретную информацию, которая дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической наукой;

  • практически направленные задачи (содержащие описание методик определения или же оценки величин на местности, в окружающем пространстве);

  • прикладные задачи (в содержании которых имеется постановка некоторой проблемы, имеющей экологическую направленность, решение которой возможно реализовать методами математики);

  • исследовательские задачи (имеющие целью выявление математических закономерностей в природных явлениях, процессах).

Математические задачи с экологическим содержанием классифицируют также по способу воздействия при формировании экологической культуры. Выделяют демонстрационные, проблемные, указательные задачи [1; c. 85]:

  • демонстрационные – это задачи, в которых дано описаниепамятников культуры, законов строения природныхобъектов.

  • проблемные – это задачи, в которых рассматривается какая – либо проблема имеющая экологическую направленность, и указываются возможные пути ее решения.

  • указательные – это задачи, в которых имеется указание некоторой экологической проблемы без демонстрации пути ее решения.

Существует также классификация задач с экологическим содержанием по цели и предназначению на уроке [6, с. 18]. Учителю полезно знать, что на разных этапах урока, можно использовать соответствующие этому этапу задачи:

  1. задачи, мотивирующие введение понятия.

  1. задачи, готовящие к исследованию понятия насодержательном уровне.

  1. задачи, иллюстрирующие введенное понятие.

  1. задачи, закрепляющие введенное понятие настадии его усвоения.

  2. задачи, демонстрирующие использование сформированногопонятия.

  3. задачи, позволяющие установить связи этого понятия с изученным ранее.

Следует отметить, что в отдельной теме не всегда применяются задачи всех обозначенных классов, а только в тех случаях, когда это целесообразно и имеются соответствующие примеры.

В результате анализа педагогической литературы и исследовательской работы, выполняемой в ходе педагогической практики, нами составлена копилка задач для учащихся 5-6-х классов с экологическим содержанием.

При этом мы использовали классификацию задач, используемую в исследованиях научно-образовательной лаборатории методических исследований СФ БашГУ (науч. руководитель – проф. С.С. Салаватова): по отношению к реализации экологической направленности текстовые сюжетные задачи условно разделены на задачи с нормативной, оценочной и регулятивной функциями. Сюжетная математическая задача будет отнесена нами к задачам с нормативной функцией, если в процессе ее решения обучающиеся приобретают знания, идеи, моральные понятия, принципы, отражающие нормы экологической культуры. Если же решение задачи позволяет школьникам выполнять оценку и самооценку своих действий по формированию гармонического отношения организмов с окружающей средой, то такая сюжетная задача относится к задачам с оценочной функцией. И, наконец, сюжетную математическую задачу отнесем к классу задач с регулятивной функцией, если результаты ее решения позволяют формировать нравственные убеждения, которые оказывают существенное влияние на поведение школьника и регулируют его. Дифференциация эта условная, поскольку одна и та же задача может выполнять несколько функций [5]. Кроме того, в ходе опытно-экспериментальной работы для реализации экологического воспитания, нами широко использовались задачи с краеведческим содержанием, приведенные в работах профессора С.С. Салаватовой [3; 4].

Предлагаем из этой копилки несколько примеров задач, которые возможно применить в процессе обучения математики

Задача 1. Пример задачи с нормативной функцией

Национальный напиток кумыс – кисломолочный напиток из кобыльего молока – содержит много полезных для жизнедеятельности человека витаминов и минералов. В 100 г (100 мл) кумыса витамина В1 (тиамина) содержится 23,9 мкг, витамина В2 (рибофлавина) – 26,6 мкг, витамина С (аскорбиновой кислоты) – 7,9 мг. Определите количество витаминов в 1 литре кумыса в миллиграммах (микрограмм – это одна миллионная часть грамма, а миллиграмм – одна тысячная часть грамма). Рассчитайте возможно максимальную дозу целебного башкирского напитка – кумыса для человека в сутки [5, с. 463].

Задача 2. Пример задачи с нормативной и оценочной функциями.

В учебнике «Экология Башкортостана» для 9 класса приводятся такие сведения: Для того, чтобы горожанину хорошо дышалось, по санитарным нормам на него должно приходиться 350 м2 лесов (в том числе 50 м2 – непосредственно в городе, остальное – в зеленой зоне вокруг него). Ни один из городов Башкортостана не имеет такого количества лесов. В Стерлитамаке на одного жителя приходиться 6,9 м2, в Бирске на 4,11 м2 меньше, чем в Стерлитамаке. В Белебее на 0,49 м2 больше, чем в Бирске. В Уфе на 3,97 м2 больше, чем в Салавате, а в Салавате в раза больше, чем в Бирске. А в Туймазах в раза меньше, чем в Уфе. Вывод очевиден: вокруг всех городов Башкортостана надо сажать лес, необходимо разбивать новые скверы, парки и аллеи внутри городов. Сколько лесов надо посадить в каждом из городов для соответствия санитарным нормам? [ 3, с. 15].

Отметим, что для решения этой задачи учащиеся обращались к справочной и статистической литературе: необходимо знать количество жителей в каждом из городов.

Эта задача представляет ученикам не только информацию о нормах леса, но и призывает составить оценку соответствия этим нормам действительного положения дел.

Задача 3. Пример задачи, которая может нести как информационную, так и оценочную и регулятивную функции) [ 5, с. 463].

Вода – один из наиболее важных компонентов человеческого организма, составляющий 2/3 его массы. Средняя потребность воды в сутки для организма человека составляет: в 10-летнем возрасте 70-85 мл на кг массы тела, в 14 лет – 50-60 мл на кг массы тела. 14 –летняя Люзия и ее братишка Ахмед, съев с утра почти целую селедку, естественно, стали испытывать большую жажду и употребили в течение дня целых 7,5 литров жидкости, причем Люзия в 1,5 больше, чем Ахмед. Сколько лишней жидкости употребил каждый ребенок, если масса Люзии 42 кг, а масса Ахмеда – 32 кг? Рассчитайте собственную суточную потребность в воде.

Задача 4. В Башкирии под отходы занято 250 тыс. га земельных угодий. Это составляет 0,5% всей площади. Какова площадь земельных угодий в России?

Какое значение играет природа в жизни человека? Люди знают, что разрушать природу нельзя, так зачем же они это делают? О чем бы ты написал в сочинении «Природа и здоровье человека»?

Примеры экологических задач решаемых количественным методом.

Следующие задачи могут быть рассмотрены при изучении соответствующих величин [1, с. 95].

Задача 1.

За день в среднем кожа человека выделяет 800 г воды, почки – 1600 г, лёгкие – 400 г. Какие вопросы нужно поставить, чтобы решением задачи были следующие выражения:

а) 800+1600+400

б) 1600-400

в) 1600:400

г) 1600:800

д) 1600-(800-400)

Задача 2.

Улитка делает 20 дыханий в минуту, кошка – 300, воробей – 60. На какие вопросы можно ответить, выполнив только действие деления? А какие – сделав вычитание?

Задача 3.

Подумай, в каком веке могла родиться встреченная тобой черепаха, если продолжительность её жизни – 150 лет?

Следующие задачи носят познавательно-экологический характер, развивают вычислительные способности.

Задача 1.

В 1984 г в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?

Задача 2.

Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

Задача 3.

Липа живёт 200 лет, а дуб – 600 лет. Во сколько раз меньше живёт липа, чем дуб? На сколько лет дуб живёт дольше липы?

Результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе МОУ СОШ № 23 г. Салавата Республики Башкортостан, подтвердили эффективность использования задач с экологическим содержанием: обучаемые не только получали определенную числовую информацию, но стимул, побуждения к соответствующей экологической деятельности по охране как собственного здоровья, так и природного окружения.

Литература

  1. Василькова Ю. В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова Т. А. Василькова. – М.: Высшая школа, 2014. – 105 с.

  2. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. П. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 218 с.

  3. Мой Башкортостан: математические задачи с краеведческими сюжетами: учеб.пособие для учащихся 5-6 классов/ Автор-составитель С. С. Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2011. – 103 с.

  4. Салаватова С. С. Спецкурс «Преподавание математики в национальной школе на основе билингвизма» // Журнал «Искусство и образование». – 2009. – №7. – С.16-21.

  5. Салаватова С. С. Реализация здоровьесберегающей направленности учебно-воспитательного процесса / С. С. Салаватова, М. Х. Салаватов, Л. М. Сандулова // Бесконечномерный анализ, стохастика, математическое моделирование: новые задачи и методы. проблемы математического и естественнонаучного образования. Сб. ст. Междунар. конф. под ред. А. И. Кириллова, С.А. Розановой. – Москва: Изд-во РУДН, 2015. – С. 461-465.

  6. Экологическое образование и воспитание. Метод. рекомендации. – Улан-Удэ, 2012. – 29 с.

  7. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение, 2011. – 303 с.

Просмотров работы: 3183