ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

ЛЮБИМОВА Е.С. 1, Лапп Е.А. 1
1ФГБОУ ВПО ВГСПУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время страна переживает политический, экономический и социальный кризис, влияющий на нравственные устои общества. Отказ от прежних идеалов, отсутствие четко определенных целей, задач и ценностей вызывали нежелательные последствия в нравственном становлении подрастающего поколения.

Социологические, педагогические исследования свидетельствуют о том, что в эпоху социально-экономических перемен к наиболее сложным вопросам современной педагогической теории и практики относятся вопросы, связанные с нравственным становлением личности.

Катастрофические потери морально-этических норм и представлений требуют усиленной активной работы со стороны педагогических коллективов образовательных учреждений. В данных условиях особая ответственность за нравственное воспитание ложится на учителей и воспитателей специальных коррекционных образовательных учреждениях, выпускники которых сталкиваются с огромными трудностями как социальной адаптации в целом, так и в осознании моральных устремлений современного общества.

Многие психологи внесли свой вклад в разработку проблем нравственного развития личности. В их числе Ж.Пиаже, Л. Кольберг, К.А. Абульханова-Славская, К. Муздыбаев, С.Г. Якобсон, Б.С. Братусь, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.Э. Чудновский и др.

Большой вклад в разработку проблем нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта внесли отечественные исследователи A.C. Белкин, Л.C. Выготский, Г.М. Дульнев, В.П. Кащенко, М.И. Кузьмицкая, В.Ф. Мачихина, Н.Г. Морозова, Т.И. Пороцкая, Б.П. Пузанов, В.Н. Синев, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева и другие.

По мере становления и совершенствования личности нравственные ориентации превращаются в ведущие. Младший школьный возраст является периодом активной социализации личности, поэтому изучение содержания нравственных ориентаций важно уже в этом возрасте.

В последние годы проблема воспитания нравственных качеств у младших школьников исследуется в работах Р.Н. Абакаровой, Р.А. Агаева, Г.И. Веденеевой, Г.Х. Махмудовой, Н.М. Трофимовой, Г.Т. Цап и др.

В специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении формирование начальных этических представлений и нравственных чувств начинается в младших классах и продолжается на протяжении всех лет обучения. Процесс этот длительный и сложный в силу особенной высшей нервной деятельности учащихся. Специфические особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы школьников проявляются в более позднем по сравнению с нормально развивающимися детьми формированием нравственных чувств и представлений. Одна из главных и очень сложных задач школы - сократить, по возможности до минимума, разрыв между уровнем развития нравственного сознания и нравственного поведения, добиться в определенной степени их единства. Овладение учащимися этическими нормами предполагает формирование четких представлений о содержании каждой этической категории. Необходимо воспитывать в детях эмоционально-положительное отношение к общечеловеческим нормам, желание и привычки действовать соответственно этим нормам [5, стр.63.].

Нравственные ориентации человека, с одной стороны, детерминированы факторами среды и воспитания, с другой – индивидуальностью и уровнем психического развития личности. Поэтому раскрытие своеобразия формирования нравственных ориентаций у детей с нарушением интеллекта, на наш взгляд, может способствовать преодолению трудностей интеграции этой категории детей в социум.

Исходя из важности и актуальности проблемы, мы провели исследовательский проект направленный на изучение нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и условий их формирования.

Исследование проводилось в 1 «А» классе ГКОУ Волгоградской школы - интернат №2 . Участие приняли 10 детей 7-9 лет, с лёгкой степенью умственной отсталости.

При определении критериев уровней развития нравственных качеств Л.М.Фридман предлагает исходить из следующих положений:

1.Нравственная воспитанность человека характеризуется нравственными знаниями (пониманием того, что значит быть нравственным), отношением к ним (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок) и нравственным поведением (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).

2. В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах.

3. Наличие у учащихся этих качеств можно считать критерием нравственной воспитанности.

Уровень развития у школьника того или иного нравственного качества можно установить, изучив представления (знания) ученика о соответствующих этому качеству нравственных нормах, его отношение к ним, а также устойчивость и силу проявления этих отношений в конкретной деятельности.

На основании совокупности всех показателей можно определить три уровня сформированности нравственных качеств в младшем школьном возрасте у детей экспериментальной группы.

Низкий уровень обеспечивает развитие эмпатии, проявляющейся на основе слабо выраженного сопереживания или его отсутствия. Выражается в переживании субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой на основе отождествления с ним. Эти дети имеют обобщенные, часто ошибочные представления о гуманных качествах, их роли в жизни людей, неправильно оценивают смысл ситуаций, не объясняют причины поведения и настроения людей. По отношению к одноклассникам они не проявляют позитивных эмоциональных переживаний. В отношениях со сверстниками часто проявляют агрессивность, эгоизм, не объясняя причин собственного поведения и настроения. Их эмоциональные переживания часто имеют негативную окраску и не адекватны по отношению к сложившейся ситуации. Эти воспитанники не стремятся оказывать помощь и заботу (помощь оказывают редко и в тех случаях, когда преследуют личные интересы). Они не испытывают радости и удовольствия от взаимопомощи и заботы, не прощают обидчикам (за исключением родных и друзей). Эти дети не стремятся к участию в общих делах, часто проявляют несогласие с мнением одноклассников, не стремятся поделиться чем-нибудь с одноклассниками. Их поступки не соответствуют суждениям, они не руководствуются имеющимися знаниями в практической деятельности.

Средний уровень позволяет ребенку обрести свойства, присущие сопереживанию и сочувствию, такие как переживание субъекта по поводу чувств другого, обращенность к внутреннему миру другого. Включает в себя идентификацию субъекта с объектом эмпатии. К этому уровню относятся дети, не имеющие ясного представления о проявлениях гуманных качеств в жизни людей. Они не всегда правильно оценивают смысл различных ситуаций, затрудняются в оценке конфликтных ситуаций. Воспитанники могут проявлять сочувствие, сопереживание, сорадость по отношению к окружающим (близким, сверстникам), но эти проявления ситуативны, зависят от их личных интересов. Дети не всегда объясняют причины собственного эмоционального состояния, проявляют неадекватность эмоциональных переживаний. Чувство радости и удовольствия от оказания помощи другим выражают слабо. Дети ситуативно проявляют согласие, сотрудничество в совместной деятельности, чаше согласовывают свои действия с друзьями. Они могут простить обидчику, если это близкий друг или родственник. Воспитанники могут поделиться чем-то с одноклассниками, друзьями, но не бескорыстно. Они не всегда проявляют помощь, чуткость, заботу, чаще эти проявления обнаруживаются по отношению к родным. Их поступки не всегда соответствуют суждениям, имеющиеся знания зачастую не применяют на практике.

Высокий уровень. К этому уровню относятся воспитанники, знающие о проявлениях гуманных качеств в жизни людей, умеющие правильно оценивать различные ситуации (в том числе конфликтные), правильно понимающие и аргументирующие причины поведения и настроения других людей. Эти дети всегда проявляют сочувствие, сопереживание, сорадость по отношению к сверстникам. Осознают причины собственного эмоционального состояния и состояния других людей, умеют адекватно ситуации выражать свои чувства. Воспитанники всегда испытывают чувство радости и удовольствия от оказания помощи другим, от совместной деятельности со сверстниками. Они умеют сотрудничать, согласовывать свои действия с товарищами, готовы простить обидчику, бескорыстны в оказании помощи, всегда помогают обиженному. Эти дети всегда готовы прийти на помощь. Они умеют применять имеющиеся знания в различных ситуациях, их суждения всегда соответствуют поступкам.

Для определения, имеющегося у младших школьников экспериментальной группы уровня сформированности нравственных качеств была использована серия диагностических методик, направленных на выявление особенностей когнитивной, чувственно-эмоциональной, поведенческой сфер личности учащихся.

Для решения поставленных задач мы адаптировали и интерпретировали следующие методики:

Метод изучения личностных особенностей:

Методика, "Какой я?" Диагностика развития личностных особенностей и межличностных отношений (Стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немов) [13, с. 39].

Эта методика предназначается для определения самооценки ребенка-младшего школьного возраста и его личностных качеств. В эксперименте мы использовали протокол, спрашивали у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности.

Протокол к методике, "Какой я?" (Стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немов).

Оценка результатов:

Оценки типа "да" оцениваются в 1 балл, ответы "нет" - в 0 баллов. Ответы "не знаю" или "иногда" оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития:

8-10 баллов - высокий;

4-7 баллов - средний;

0-3 балла - низкий;

Оценки, предлагаемые ребенком самому себе мы проставили в соответствующих колонках протокола, затем переводятся в баллы. Результаты исследования представлены в виде диаграммы 2.1.

Анализируя ответы детей по системе Р.С. Немова, выяснилось, что у 9 детей средний уровень самооценки. У 1 ребенка (Даша Л.) – высокий уровень. Показатель Даши Л. является самым высоким среди полученных результатов.

Участники экспериментальной группы достаточно на высоком уровне дали себе самооценку.

Уровень личностных особенностей в экспериментальной группе

Рис. 2.1.

На диаграмме мы видим, что 90 % детей находятся на среднем уровне личностных особенностей и 10 % на высоком. В основном все дети, входящие в экспериментальную группу адекватно воспринимают свои личностные особенности.

Вторым этапом в констатирующем эксперименте было исследование эмоционального отношения младших школьников к нравственным нормам.

Ученикам мы предъявляли картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Данная методика проведена нами индивидуально с каждым ребенком. В протоколе фиксировали эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок дал моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволило нам выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Методика выявила следующие результаты:

Низкий уровень (0 баллов). Дети в количестве 4-х человек неправильно раскладывали картинки и допускали много ошибок, эмоциональные реакции были неадекватными;

Средний уровень (1 балл). Это 4 ребёнка которые правильно раскладывали картинки, но не смогли обосновать свои действия, эмоциональные реакции у детей были неадекватными или вовсе отсутствовали;

Высокий уровень (2 балла). Только 2 испытуемых (Арина К., Даша Л.) при раскладывании картинок допустили несколько ошибок, но свои действия обосновывали, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными.

Полученные уровни мы отразили в диаграмме 2.2.

Уровень эмоционального отношения младших школьников с нарушением интеллекта к нравственным нормам

Рис.2.2.

На рисунке 2.2. мы наглядно можем увидеть, что основное количество детей экспериментальной группы находится на среднем 40 % (Игорь П., Костя Н., Валера В., Миша Н.) и низком 40 % (Пётр Г., Стёпа Х., Лёша Б., Настя Н.) уровнях и только двое детей (Арина К., Даша Л.) справились с заданием с наименьшим количеством ошибок, что составило 20 % от общего количества группы.

Третья методика была предназначена для диагностики развития нравственной сферы младших школьников, для этого мы использовали «Что такое хорошо и что такое плохо» Г.М.Фридмана [15, с. 327].

Критерии оценки: сформированность нравственных представлений у младших школьников.

В ходе диагностики мы показывали ребенку по 2 картинки, на одной изображен хороший поступок, на другой плохой. Всего картинок 10. Ребенок определял, на какой картинке изображен плохой поступок, а на какой хороший. Все результаты (реакции и ответы детей) фиксировались нами в протоколе. Методика проводилась нами индивидуально с каждым ребенком.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается:

- низкий уровень – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

- средний уровень – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

- высокий уровень – если сформировано полное и четкое представление.

Проведя анализ последней методики, полученные результаты для наглядности мы отразили на диаграмме (Рис.2.3.)

Уровень сформированности нравственных представлений

у младших школьников

Рис. 2.3.

По результатам третьей методики, можно сделать вывод об уровне сформированности нравственных представлений у младших школьников с нарушением интеллекта: у 40 % детей средний уровень, у 30 % детей низкий уровень, у 30 % детей высокий уровень. В общем, по группе достаточно не плохие показатели.

Проведя констатирующий эксперимент, мы подвели итоги, по всем методикам и сделали количественный и качественны анализ общего уровня сформированности нравственных качеств личности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (Рис.2.4.)

Уровень сформированности нравственных качеств личности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

(констатирующий эксперимент)

Рис.2.4.

Диагностика компонентов, определяющих уровень сформированности нравственных качеств личности младших школьников с нарушением интеллекта, является существенной для рассмотрения путей активизации нравственного воспитания в современных условиях. На рисунке 2.4. мы видим что большинство детей экспериментальной группы находятся на среднем 60 % и низком 20 % уровнях. Два ребёнка получили самое большое количество баллов и по результатам методик находятся на высоком уровне, но их знаний всё равно не достаточно, чтобы комфортно чувствовать себя в едином социокультурном пространстве окружающего мира.

В процессе проведения диагностического исследования наиболее полное раскрытие получили понятия: доброта, честность, смелость, отзывчивость, справедливость; менее всего принципиальность, ответственность, порядочность; у многих респондентов отсутствуют представления о поступках людей; у большинства испытуемых достаточный (средний) уровень нравственных качеств личности они обладают определенным объемом знаний о нравственных ценностях, умеют выделить их существенные признаки, привести примеры их проявления на практике; Младшим школьникам экспериментальной группы с низким уровнем характерны отрывистые знания о нравственных качествах личности, не всегда проявляется умение связать их с реальными проявлениями в жизни, редки оценочные суждения о своем поведении и поведении окружающих людей, а иногда вообще отсутствуют в зависимости от внешних факторов, проявляется сочувствие на уровне намерения.

Практически у всех испытуемых отсутствует устойчивая позиция по отношению к нравственным ценностям, имеются случаи проявления отрицательного поведения.

У младших школьников с нарушением интеллекта наблюдается начальный и средний уровни развития эмпатии, проявляющиеся на основе слабо выраженного сопереживания или переживания субъекта по поводу чувств другого, обращенности к внутреннему миру другого.

Одной из основных задач формирующего этапа нашего исследования является развитие способности детей с нарушением интеллекта к дифференциации эмоциональных состояний через осознание собственных переживаний.

Формирование произвольного поведения, коррекция недостат­ков в поведении ребенка с нарушениями интеллекта происходят в совместной целенаправ­ленной деятельности взрослых и детей, в ходе которой осуще­ствляются развитие личности ребенка, его образование и воспи­тание (ребенок усваивает не только знания, но и нормы, прави­ла поведения, приобретает опыт социально одобряемого пове­дения). Для реализации этой задачи в нашей работе мы использовали метод игротерапии.

Для проведения формирующего эксперимента нами была реализована коррекционно-педагогическая программа, основанная на игровой терапии, для чего мы отобрали и адаптировали для детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, следующие учебно-методические направленные на социаль­но-нравственное развитие детей: Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Я, ты, мы» [10], Ковалец И.В.; «Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере» [11]; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии [8].

Формирующий эксперимент проходил на протяжении 3 месяцев по 1-2 занятия в неделю, таким образом, было проведено 18 занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющими лёгкую степень умственной отсталости.

Опираясь на программу О.Л. Князевой и Р.Б. Стеркиной [10, с.15 ] мы проводили занятия по развитию социальных навыков, обучали детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми, что способствовало формированию коммуникативных навыков, умению установить и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Обучали детей экспериментальной группы нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко разработали программу игровой терапии, которую можно использовать в различных ситуациях консуль­тирования и психокоррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе формирования социальных навыков. В их программе выделяется несколько видов игр, мы взяли для своей программы игры направленные на развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навы­ков.

Так же в свою программу мы включили элементы занятий, предложенные И.В. Ковалец, для работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере направленные на то, чтобы помочь ребёнку научиться понимать эмоциональные реакции окружающих, анализировать эмоции и понимать чем они вызваны, под влиянием чего меняются на примере рассмотрения ситуаций с плохими и добрыми поступками, для анализа нравственных качеств личности.

Темы, предложенные в нашей коррекционно-педагогической программе, предполагают обучение детей с нарушением интеллекта анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления — драки.

На своих занятиях мы помогали ребенку с нарушением интеллекта понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствовали осознанию причин конфликтов, обучали способам и приемам их самостоятельного разрешения.

Учителя, дефектологи, воспитатели должны объяснить своим ученикам, как можно познакомиться с незнакомым сверстником, как самостоятельно устанавливать новые контакты, например: показать и дать подержать свою игрушку; назвать свое имя и спросить, как зовут незнакомого мальчика или девочку; завести разговор о том, что ребенок любит, и спросить, что любит собеседник (назвать любимую игру, еду, любимое занятие); просто сказать: «Давай играть вместе» и др.

Данная программа предполагает также обучение детей нормам и правилам общения. При этом педагоги должны помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договориться, соблюдать очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение.

Для того чтобы научить младших школьников с нарушением интеллекта строить отношения с другими людьми, уважительно и деликатно вести себя со сверстниками, мы предлагали детям проблемные ситуации, разрешая которые они овладевали определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр-драматизаций различного содержания. Например, «отнял игрушку», «толкнул», «долго катается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «нечаянно разрушил постройку товарища», «в группу пришел новенький и играет один» и др.

В своей программе мы учили детей с такими ситуациями, как поведение за столом, обмен приветствиями при встрече и прощании и др. Взрослые должны помочь понять детям, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией. Здесь нет мелочей: это и опрятный внешний вид, и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, угостить гостей, когда сам выступаешь в роли хозяина дома. А для лучшего понимания другого порой так важно поинтересоваться, что он любит, как это отражается на его манере одеваться, обустраивать свое жилище — ведь вещи и дом всегда немножко похожи на своих хозяев.

Очень важно, было помочь детям осознать, что социально принятые правила нравственного поведения (этикет) личности обусловливают лишь внешний слой общения. Хорошие манеры не только приятны окружающим, за ними скрываются очень полезные способы регуляции межличностных отношений: деликатность, чуткое и внимательное отношение к переживаниям другого.

В предложенной программе содержатся темы, которые позволили нам побеседовать с детьми об одиночестве; объяснить преимущества дружбы на примере того, насколько коллективные игры богаче и разнообразнее индивидуальных.

Ряд тем знакомит детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе. Мы старались обучить детей анализировать с этих позиций себя и своих знакомых, обсуждали с детьми такие качества, как лживость — правдивость, внимательность — равнодушие, смелость — трусость, доброта — жадность и их роль в дружбе.

Во время проведения игротерапии обучали детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. Мы помогали им понять, что дружба дает радость общения, и надо уметь доставлять эту радость другому: вовремя поздравить с каким-нибудь праздником или днем рождения, изготовить и преподнести подарок другу или просто проявить внимание, сказав хорошие добрые слова (похвалить за что-либо, высказать свою симпатию и пр.).

Для формирования у ребенка образа «Я» важно, чтобы он осознавал свои предпочтения и вкусы («Уверенность в себе»), понимал, что иногда они могут не совпадать со вкусами и желаниями других людей. Лучше понять это несовпадение помогает внимательное отношение к сверстникам во время совместной игры или при других формах общения.

Итак, в течение длительного времени с детьми велась систематическая работа по формированию и развитию у детей нравственных качеств.

Для того, чтобы проверить эффективность применявшихся методов и приемов, необходимо было посмотреть насколько изменилась ситуация с уровнем развития нравственных качеств личности у детей экспериментального класса. С этой целью среди школьников было проведено контрольное исследование.

Мы провели повторную диагностику нравственных качеств младших школьников с нарушением интеллекта. С целью изучения эмоционального отношения школьников к нравственным нормам мы повторно провели методику Р.Р. Калининой «Сюжетные картинки».

Для диагностики развития нравственной сферы младших школьников мы повторно провели методику Г.М. Фридмана «Что такое хорошо, что такое плохо».

С целью выявления уровня развития эстетической воспитанности у детей мы провели повторное анкетирование.

Важно отметить, что после повторного проведения методик мы выявили следующие результаты: у Игорь П., Костя Н. и Валера В, Стёпа Х. уровень нравственных представлений повысился со среднего до высокого, а у Леши Б., Пётра Г. повысился с низкого до среднего. Остальные дети остались на прежнем уровне: Настя Н., Миша Н. – средний и Арина К., Даша Л. – высокий. Таким образом, у 5 детей – высокий уровень, у 5 детей – средний уровень. Результат методики представлен в виде диаграммы (Рисунок 2.5.).

Сравнительный анализ уровня сформированности нравственных качеств личности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Рис.2.5.

Таким образом, на рисунке мы видим, что высокий уровень увеличился на 40 %, средний на 20 % и на низком уровне не осталось ни одного испытуемого.

Можно сделать вывод, что при обработке результатов показатели многих детей повысились, все дети стали более активно выражать свои эмоции, чем вначале исследования. Мы хотим отметить, что уровень понимания таких отрицательных качеств, как грубость, лень, жестокость, равнодушие и упрямство повысился. Снизилось количество учащихся, которые считают выраженными у себя эти качества

Полученные данные показывают, что понимание у детей положительных ка­честв повысилось. Учащиеся стали лучше понимать такие морально-этические понятия, как коллективизм, бескорыстие, дисциплинированность, заботливость, настойчивость, самостоятельность, скромность, решительность, героизм, сдер­жанность.

Итогом проделанной работы по формированию нравственных качеств личности и связанных с ними привычек культурного поведения является наличие положи­тельных качеств у большего, чем в начале года, количества учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Сравнительный анализ данных первоначального и контрольного исследований по этим показателям позволяет констатировать позитивные изменения в уровне сформированности нравственных качеств у детей экспериментального класса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская.- М.: Издательский центр Академия, 2009г

  2. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М., 2010. – 246 с.

  3. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ Сост. А.Д. Виноградова. М.: Просвещение, 2005. - 144 с.

  4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: / http://www.twirpx.com/file/391290/

  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ под ред. В.В. Давыдова – М.: Педагогика - Пресс, / http://www.twirpx.com/file/391290/

  6. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию. «Практический материал для проведения психолого – педагогического обследования детей». Владос, 2003

  7. Залеская И. Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста: коррекционно-развивающая программа//Школьный психолог. – 2006. - № 1.

  8. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.. Игры в сказкотерапии.-СПб., Речь, 2006. 208 с.

  9. Изард К.Э Психология эмоций. – СПБ.: 6 Питер, 2009. – 378 с.

  10. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы : Учебно-методическое пособие по социаль­но-эмоциональному развитию детей дошкольного возрас­та.— М.: Дрофа, ДиК, 2009.— 128 с. — (Маленький чело­век и большой мир).

  11. Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. Образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.- 136 с.

  12. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция/Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2006. - 95 с.

  13. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ.высш. пед.учеб.заведений: в 3 кн. – 4-е изд..- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2008. - кн.2: психология образования – 608 с.

  14. Пузанов Б.П., Селиверстов В.И., Шаховская С.Н., Костенкова Ю.А. Под ред. Б.П. Пузанова. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студ. сред. пед.. Учеб. заведений /– М.: изд. Центр «Академия», 2005. – 160 с.;

  15. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 2008 г.

20

Просмотров работы: 7436