ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ

Мустафина Э. Р., Фатхутдинова Д. Ф.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многие из нас в своей жизни сталкивались с понятием нравственности. Однако не каждый знает его истинное значение. Что такое нравственность человека? Как она связана с таким понятием, как «мораль»? Какое поведение можно считать нравственным и почему?

Открыв «Большой энциклопедический словарь» на слове «нравственность», прочтём: «нравственность» - см. «мораль». В «Толковом словаре русского языка» указано: «Мораль - это правила нравственности, а также сама нравственность». Нравственность же это те внутренние качества человека, которые определяют соответствие его поведения нормам, принятым в обществе. Г.В. Плеханов утверждал: «если человек черпает все свои ощущения, знания из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества…» [2]. Следовательно, нравственность в его понимании - это все то, что человек приобретает из опыта и окружающего его мира.

К сожалению, в истинном понятии «нравственность» мало известна современному обществу. Мы пытаемся не отставать от общества, стараемся соответствовать моде, ведем себя так, как предписывают нам наши «эталоны». Получается, что общество пропагандирует, навязывает нам безнравственность? Из этого следует, что быть нравственным не модно.

В своё время древнегреческий философ Демокрит изучал внутренний мир человека. Он выделял такие ценности, как «справедливость», «истина», «честность», «теплые доверительные отношения между людьми» и говорил: «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» [1].

Древнейшей этической нормой поведения человека является «Золотое правило нравственности». Его возникновение относят к середине 1 тыс. до н. э. – времени гуманистического переворота. Статус «золотого» оно приобрело в XVIII веке. Его формулировка гласит: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» [3]. «Золотое правило» встречается уже в ранних письменных памятниках многих культур (в учении Конфуция, в древнеиндийской «Махабрате», в Библии, в «Одиссее» Гомера и др.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы «Что людям желаешь, то сам получаешь».

Английский философ-материалист Томас Гоббс преподносил «Золотое правило нравственности» в качестве основы естественных законов, которые играют большую роль в жизни людей. Оно достаточно простое для понимания каждым человеком. Данное правило позволяет ограничить сугубо личные эгоистические притязания и, тем самым, создать базу для единения всех людей в рамках государства.

Английский философ Джон Локк не воспринимал «золотое правило морали» как что-то, данное человеку от рождения, а, напротив, указывал на то, что в его основе заложено естественное равенство всех людей, и если они осознают это посредством данного канона, то придут к общественной добродетели.

Немецкий философ Иммануил Кант довольно критически оценивал традиционные формулировки рассматриваемого канона. По его мнению, «золотое правило нравственности» в своем явном виде не дает возможности оценить степень этической развитости индивида: человек может занизить моральные требования по отношению к самому себе, либо занять эгоистическую позицию («я не буду мешать вам жить, не мешайте и вы мне»). Оно включает желание человека в его нравственное поведение. Однако, именно данные желания, страсти и мечты зачастую делают личность заложником своей природы и полностью отсекают его моральность – человеческую свободу.

В ХХ веке во всем мире произошло резкое падение нравов, это падение еще более стремительно продолжается в XXI веке. Действительно, в нашей стране процветает преступность, алкоголизм и наркомания. Молодежь стала забывать, что такое нравственность. Определение этого слова для многих молодых людей незнакомо. Очень часто современные люди, руководствуясь лишь своими эгоистичными потребностями, совершенно забывают о нравственности. Для современной молодежи нравственность – это то, что может помешать свободе, ограничить ее. Для решения проблемы нравственности молодежи потребуется не одно десятилетие и масса усилий со стороны родителей, преподавателей, правительства.

Таким образом, становится ясно, что каждый человек в течение всей своей жизни должен воспитывать в себе моральные качества, от которых зависят его жизненные взгляды и принципы.

Список литературы

  1. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987.

  2. Плеханов Г.В. Об атеизме и религии в истории общества и культуры // Избранные произведения и извлечения из трудов. Научно-атеистическая библиотека. / Г.В. Плеханов. - М. Мысль, 1977. - 355 с.

  3. Якушев А. В. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. - 224 с.

Просмотров работы: 813