ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Центральную роль в определении долгосрочной динамики роста экономической системы стран с рыночной экономикой играют инвестиции. Инвестиции способствуют качественному обновлению основного капитала и технического базиса экономики.

Инвестиционный процесс, регулируя основной капитал, формирует материальную базу инновационного и структурного процессов, дает им исходный импульс [1].

Современная отечественная и зарубежная литература дает разные варианты определений понятий «инвестиции» и «инвестиционная деятельность». Современные трактовки указанных понятий отображают множественность подходов к пониманию их экономической сущности. Это связано с особенностями эволюционных процессов в экономике и имеющимся опытом историко-экономического развития.

Инвестиции - это долгосрочное вложение капитала в какие-либо объекты, социально-экономические программы, проекты в собственной стране илиза рубежом с целью получения дохода и социального эффекта. В мировой практике инвестиции делятся на три группы: реальные (капитальные вложения), портфельные (финансовые) и интеллектуальные (вложения в нематериальные активы).

Инвестиционная деятельность - это вложения средств (инвестирование) и осуществление практических действий в целях получения дохода и достижения полезного эффекта.

Выделяют несколько видов субъектов инвестиционной деятельности, представленных на рисунке 1[2].

 

Инвесторы

Заказчики

 

 

Субъекты инвестиционной деятельности

 

 

Исполнители работ

Пользователи объектов инвестирования

 

Рисунок 1 – Субъекты инвестиционной деятельности

Инвестором является субъект, который вкладывает собственные, заемные или привлеченные средства и обеспечивает их целевое использование. Заказчиком считается субъект, который непосредственно реализует инвестиционный проект. Пользователями объектов инвестирования могут являться любые юридические или физические лица, для которых создаются объекты инвестиционной деятельности и пользование которыми закреплено договором с инвестором [3].

Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников инвестиционных ресурсов и их взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта. Инвестор наделен правом самостоятельного определения предполагаемых объемов инвестиционных ресурсов, их характера, контроля за целевым использованием.

Объекты инвестиционной деятельности классифицируются на пять основных групп, представленных на рисунке 2.

 

Вновь создаваемые или модернизируемые предприятия различных отраслей народного хозяйства

Различные видов ценных бумаг: акции, облигации и др.

Целевые денежные вклады

 

 

Имущественные права и права на интеллектуальную собственность

 

 

Научно-техническая продукция и другие виды собственности

 

Рисунок 2 – Объекты инвестиционной деятельности

Объектами инвестиционной деятельности являются, прежде всего, вновь создаваемые и модернизируемые производственные и непроизводственные основные фонды и оборотные средства во всех сферах национальной экономики. Именно сюда направляется основная часть реальных капиталообразующих инвестиций. Следует подчеркнуть, что реальные инвестиции играют исключительную роль в отечественной экономике. Инвестиции в новейшие технологии позволяют сохранить конкурентные преимущества как отдельного хозяйствующего субъекта, так и национальной экономики в целом.

Другими объектами инвестиционной деятельности для владельцев средств являются ценные бумаги, целевые денежные вклады. Однако эти объекты вложения средств являются соподчиненными по отношению к вложениям в создание новых или модернизацию действующих основных фондов. В конечном итоге средства от реализации ценных бумаг, целевых денежных вкладов служат источником финансового обеспечения реальных (капиталообразующих) инвестиций.

Объектами инвестиционной деятельности являются также готовая научно-техническая продукция и ее разработка, имущественные права и права владения земельными участками, угодьями, права на промышленную интеллектуальную собственность, торговые марки и сертификаты и т.д. Инвестиции в научно-технические разработки и научно-техническую продукцию тесно связаны с инвестициями в создание новых и модернизацию действующих основных фондов. Они отражают состояние и перспективы инновационной деятельности, качественного обновления материальной, основы национальной экономики - основных фондов[4].

Таким образом, под инвестиционной деятельностью понимается вложение средств в какие-либо объекты, проекты, программы и осуществление практических действий с целью получения дохода и достижения полезного результата. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, пользователи объектов, исполнители работ, а объектами – ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественные права и др.

Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости, что невозможно без создания определенных правовых форм.

Основной ролью экономико-право­вых регуляторов в рыночной экономике является стимулирование и направление инвестицион­ного процесса для сбалансированного развития национальной экономики.

Прежде всего государство оказывает регулирующее влияние на инвестиционную деятельность в следующих формах:

1 Посредством издания законов и подзаконных нормативных актов.

2 Посредством прямого управления государственными инвестициями.

3 Принятием государственных инвестиционных программ.

4 Посредством особого регулирования государственной деятельности.

5 Экономическими методами регулирования инвестиционной деятельности, в частности:

  • налогообложением;

  • участием государственных органов в инвестиционной деятельности;

  • созданием свободных экономических зон;

  • распределением и перераспределением финансовых ресурсов;

  • посредством кредитно-финансового механизма (предоставлением кредитов).

Инвестиционная деятельность в РФ регулируется системой законов и нормативных актов. Выделяют три уровня нормативных актов нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности, представленных на рисунке 3.

 

1 Законодательные

2 Подзаконные

3 Локальные

 

 

-административные акты участников инвестиционной деятельности;

- нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права РФ)

 

 

-высшей юридической силы -федеральные конституционные и федеральные законы;

-международные договоры;

-законодательство субъектов федерации

-указы Президента Российской Федерации;

- межправительственные постановления;

- правительственные постановления;

- внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации;

-ведомственные акты - приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;

-постановления и решения органов МСУ

 

Рисунок 3 - Три уровня нормативных актов нормативно-правовой базы

инвестиционной деятельности

К первому уровню нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность относятся:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Градостроительный кодекс РФ;

  • Гражданский кодекс РФ;

  • Налоговый кодекс;

  • Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации»;

  • Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;

  • Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»;

  • Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» и др .

Ко второму уровню нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность, относятся:

  • Постановление Правительства РФ «О Комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 13.10 1995 г.;

  • Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику РФ» от 19.12.1997 г. (в ред. от 28.03 2008 г.);

  • Постановление правительства РФ «О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации» от 30.06.1995 г. (в ред. от 10.03.2009 г.) .

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», определяет:

  • правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации;

  • гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях Российской Федерации» № 160- ФЗ, определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также на условия предпринимательской деятельности инвесторов и созданных с их участием предприятий .

Градостроительный кодекс регулирует отношения в области территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства объектов, капитального строительства, их реконструкции и охраны окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения. Градостроительный кодекс определяет полномочия органов государственной власти РФ и органов субъектов РФ и местного самоуправления, права и обязанности граждан в области градостроительной деятельности, требования к градостроительной документации.

В Гражданском кодексе РФ установлен перечень юридических лиц, в том числе для инвестиционной деятельности. Регулируются вопросы строительного подряда, подрядных работ для государственных нужд, регулируются правила расчетов.

Через налоговое законодательство государственные органы оказывают влияние на инвестиционную деятельность путем дифференцирования налоговых ставок и льгот[4].

Таким образом, регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется на основе существующих и действующих нормативно-правовых актов: федеральных конституционных и федеральных законов; постановлений Правительства, указов Президента, законов субъектов РФ, приказов и постановлений министерств и ведомств РФ.

В инвестиционной системе муниципального образования можно выделить следующие основные подсистемы: субъекты и объекты инвестирования, инвестиционные ресурсы, инвестиционные процессы, процедуры, организационные структуры, обеспечивающие приток инвестиций [5].

Функционирование инвестиционной системы муниципального образования зависит от внешней среды - совокупности объектов, которые оказывают влияние на инвестиционную систему и испытывают также опосредованно ее воздействие. Внешняя среда считается фактором, определяющим направления развития инвестиционной системы и объем поступающих в нее инвестиционных ресурсов [6].

Основные компоненты внешней среды инвестиционной системы - экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, а также экологическая подсистемы муниципального образования. Политическая подсистема влияет на инвестиционные процессы на территории посредством создания условий инвестиционной деятельности, формирования у инвесторов уверенности в завтрашнем дне; технологическая подсистема обеспечивает внедрение нововведений, которые повышают эффективность инвестиций; правовая подсистема формирует нормативно правовую базу регулирования инвестиционной сферы и т. д.

Элементы и связи инвестиционной системы муниципального образования составляют ее структуру, под которой в теории систем понимается обобщающая характеристика специфических системных свойств, фиксирующей в абстрактной форме элементы, отношения, связи системы, их упорядоченность и организацию. Основные составляющие структуры инвестиционной системы муниципального образования - управляющая и управляемая подсистемы, связи с внешней средой, вход и выход системы. На вход инвестиционной системы муниципального образования поступают инвестиционные ресурсы, под которыми понимаются ценности, вкладываемые в те или иные проекты, имеющие как цель прирост богатства в том или ином виде, начиная от материально-вещественного и заканчивая денежным.

Управляющей подсистемой (субъектом управления) инвестиционной системы муниципального образования считается совокупность органов управления, обеспечивающих путем управленческих воздействий на управляемую подсистему (объект управления) достижение целей инвестиционной системы.

Управляющая подсистема инвестиционной системы состоит из двух уровней. Ее вышестоящий уровень включает в себя подразделения, должностные лица в составе органов местного самоуправления, а также государственные органы власти и управления, обеспечивающие в муниципальном образовании реализацию инвестиционной политики.

Главной функцией данного уровня управления является координация деятельности нижестоящего уровня управляющей подсистемы, который включает в себя администрацию предприятия, действующего на территории муниципального образования. В свою очередь, администрации предприятий непосредственно оказывают управленческое воздействие на управляемую подсистему [7].

Управляемой подсистемой инвестиционной системы муниципального образования считается инвестиционный процесс на его территории, под которым понимается движение инвестиций различных форм и уровней. Инвестиционный процесс включает в себя реализацию инвестиционных проектов: коммерческих, социальных, инфраструктурных, экологических.

Цели инвестиционной системы связаны с существующими социально-экономическими проблемами муниципального образования. Основные цели инвестиционной системы муниципального образования состоят из целей организаций, которые осуществляют инвестиционную деятельность на территории, и целей органов местного самоуправления и государственных органов власти и управления.

Инвестиционная система муниципального образования - важная составляющая его экономической системы, играющая огромную роль в функционировании всего муниципального образования.

От уровня ее развития зависит объем общественного производства, структура экономики, занятость населения, доходы бюджета. Органы местного самоуправления должны обеспечить создание необходимых условий для притока инвестиционных ресурсов на территорию муниципального образования и создать эффективный механизм их преобразования в конкретные результаты деятельности, что будет способствовать устойчивому социально экономическому развитию муниципального образования и решению местных проблем.

Список использованных источников:

  1. Дегтярев А. И. Инвестиционный потенциал муниципальных образований: неформальное взаимодействие власти и бизнеса// Общество и экономика. – 2011. - № 2. – С. 141-156.

  2. Зотов В. Б. Система муниципального управления: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. - 611 с.

  3. Меркулов, Я.С. Инвестиции: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 420 с.

  4. Парахина В.Н.Муниципальное управление: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2010. - 494 с.

  5. Саак А.Э., Колчина О.А. Инвестиционная политика муниципального образования: Учебник.- М.: Питер, 2010. – 336с.

  6. Хазанович Э. С. Инвестиции: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2011. – 320 с.

  7. Чебодаев В.П. Инвестиционная система муниципального образования // Вестник СПбГУ. – 2009.-№1.- С. 186-190

Просмотров работы: 1911