УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день в жилищно-коммунальном хозяйстве большинства муниципальных образований сложилась ситуация, говорящая о невозможности нормального функционирования коммунальных предприятий и организаций и качественного удовлетворения ими требований потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Так Федеральный закон от 21.07.2007№ 185-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (21 июля 2007 г.) начинается с упоминания целей деятельности Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, осуществления информационно-разъяснительной и иной деятельности, направленной на просвещение граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содействие в подготовке кадров в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

ЖКХ является многоаспектным явлением общества и является острой проблемой. Если по-прежнему проводить нынешнюю административную жилищную политику, то будет и дальше ухудшаться состояние жилого фонда, комфортность проживания, что повлечет серьезное ухудшение жизни, прежде всего, для населения с низким уровнем дохода. Все это приведет к еще большей социальной напряженности и растущему недовольству значительной части населения.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из крупнейших отраслей экономики России и важнейшей отраслью жизнеобеспечения населения страны. Без развития ЖКХ нельзя рассматривать перспективу развития других отраслей. Любая из них на прямую или косвенно связано с ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) – комплекс отраслей экономики, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий в населённых пунктах, создающий удобства и комфортабельность проживания и нахождения в них людей путём предоставления им широкого спектра услуг. Включает в себя также объекты социальной инфраструктуры для обслуживания жителей [1].

На сегодняшний день в жилищно-коммунальном хозяйстве большинства муниципальных образований сложилась ситуация, говорящая о невозможности нормального функционирования коммунальных предприятий и организаций и качественного удовлетворения ими требований потребителей жилищно-коммунальных услуг. Коммунальное производство стабилизировалось на уровне, обеспечивающем лишь выживание населения; состояние жилищного фонда, коммунальной инфраструктуры постепенно ухудшается; воспроизводство не обеспечивается. Рынок жилья и жилищно-коммунальных услуг в России – сложное направление социально-экономического реформирования. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), которое охватывает более 30 различных видов деятельности.

Уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами (ЖКУ) - один из самых важных показателей качества жизни на территории муниципального образования. Управление ЖКХ, согласно ФЗ № 131 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», относится в основном к компетенции поселений [2].

Муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения. Оно включает в свой состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), предприятия бытового обслуживания, строительную промышленность, предприятия торговли и общественного питания и т.д. Однородные предприятия образуют отрасли.

Бедственное состояние муниципального жилищно-коммунального сектора обусловлено рядом причин, связанных с поведением органов муниципальной власти и самоуправления:

-огромной задолженности местных бюджетов предприятиям ЖКХ по погашению льгот;

- муниципальной монополией на управление предприятиями отрасли;

- нежеланием органов местного самоуправления расстаться с контролем над финансовыми потоками ЖКХ (платежами за ЖКУ, распределением субсидий и дотацией из вышестоящих бюджетов);

- административным диктатом в отношении потребителей услуг ЖКХ;

- неадекватной тарифной политикой органов местного самоуправления.

На муниципальные районы возложены меж поселенческие функции:

- организация электро- и газоснабжения в границах муниципального района,

- содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами муниципального района с соответствующими инженерными сооружениями,

- организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,

- содержание меж поселенческих мест захоронения и оказание ритуальных услуг[2].

Управление ЖКХ - это организация содержания и ремонта жилья, а также предоставления коммунальных услуг самостоятельно или по договорам с подрядными жилищно - эксплуатационными организациями.

Важнейшим аспектом в управлении ЖКХ является принцип конкурентоспособности, определяемый наличием конкурентных преимуществ у предприятий и организаций, предоставляющих услуги, которые должны обеспечиваться ресурсосберегающими и инновационными подходами, развитием конкуренции и формированием социально-ориентированной политики, а также условиями, определяющими качество системы управления объектами ЖКК .

В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности. При выборе варианта управления целесообразно руководствоваться принципом предоставления собственнику - домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость, и управлять ею.

В состав жилищного хозяйства входят жилые и нежилые здания с сетью эксплуатирующих и обслуживающих их предприятий и организаций. Коммунальный комплекс включает в себя системы инженерного обеспечения поселений (электроэнергия, тепло-, газо-, водоснабжение и водоотведение) и общегородское коммунальное хозяйство (дороги, благоустройство и озеленение территории, вывоз и переработка бытовых отходов и ряд других хозяйств) [3].

Реформирование и технологическая модернизация ЖКК, повышение конкурентоспособности предоставляемых услуг, предприятий предполагают применение новых, более совершенных организационно-экономических и информационных методов управления, принципиально отличающихся от использовавшихся до недавнего времени в жилищно-коммунальной сфере.

Сегодня ЖКХ во многих регионах испытывает большие трудности и сильно отличается от современных требований. Одна из причин этого является нехватка средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, а также повсеместные неплатежи и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг населением. Да и инвестиционные вложения обходят стороной эту отрасль.

Главная проблема кризиса в ЖКХ это существующая структура управления ЖКХ.

Причинами кризиса являются:

- многолетние недофинансирование и неэффективная тарифная политика,

- предопределяющие дотационность отрасли,

- высокие затраты на оказание услуг,

- отсутствие у обслуживающих предприятий экономических стимулов снижения затрат, а у получателей ЖКУ - возможности влиять на их количество и качество,

- неэффективная система управления, неразвитость конкурентной среды,

- высокая степень износа основных фондов,

- большие потери тепло энергии, воды и других ресурсов[4].

Отсутствие специалистов по менеджменту и маркетингу тормозит развитие конкурентной среды в ЖКХ. Сочетание этих двух факторов - нехватка средств и квалифицированных управленцев - в сочетании с морально и физически устаревшей научно-технической и производственной базой приводит к большим издержкам и, как следствие, высокой стоимости услуг, что, в свою очередь, приводит к неплатежам.

Таким образом, внедрение эффективных методов управления и форм осложняется особенностями трансформации собственности экономических отношений и хозяйственного механизма функционирования предприятий ЖКК, осложняется социально-экономической ситуацией в различных регионах[5].

Список использованных источников:

1 Федеральный закон от 06.10.2003№ 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Гарант.

2 Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (21 июля 2007 г.) // СПС Гарант.

3 Гаврильчак Н.И., Алехнович И.В.Современные тенденции реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования в условиях рынка // Российское предпринимательство. - 2011. - № 12 (103). - С. 133-137.

4 Галлямов А.А.Привлечение инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры // Российское предпринимательство. - 2014. - № 15 (261). - С. 66-70.

5 Горяченко Е.Е. Состояние ЖКХ и благоустройства: экспертный опрос // Бюджет. – 2011. – № 2. – С. 36- 42.

Просмотров работы: 1485