СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной России в процессе планирования развития муниципальных образований огромную роль играют стратегии социально-экономического развития. Именно комплексная система мер положенная в основы этих стратегий, дает возможность поэтапного и сбалансированного развития всех муниципальных образований. Именно поэтому тема социально-экономического развития муниципального образования является столь актуальной в настоящее время.

В последнее время значительное изменение условий социально-экономического развития муниципальных образований, наблюдается на всей территории страны. При том речь идет о качественных сдвигах, которые произошли в сфере социально-экономического развития регионов. Так согласно Конституции РФ и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ были сформулированы основные принципы местного самоуправления. Помимо этого в условиях социально-экономического развития произошли кардинальные изменения в управлении социально-экономическим развитием. Приоритетами развития муниципальных образований являются улучшение качества и уровня жизни населения, те есть, ориентация на потребности человека.

Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к полномочиям местного самоуправления.

Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства. В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т.д. [1].

Под управлением комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, согласованными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.

Структура концепции обусловлена системой целей и задач социально-экономического развития муниципального образования, включает несколько разделов:

– стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации;

– стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития;

– основные направления реализации стратегических целей;

– подпрограммы;

– механизмы реализации [2].

Социально-экономическое развитие муниципальных образований, следует рассматривать, с точки зрения, комплексного подхода. Данный подход подразумевает, что рассмотрение будет поэтапным и затронет практически все сферы жизнедеятельности муниципального образования. Для стратегического планирования необходимо определить цели и принципы их осуществления. Определение целей, влечет за собой постановку и реализацию различных задач, необходимых для дальнейшего социально-экономического развития муниципального образования.

С 1 января 2009 г. муниципальные образования всех субъектов Российской Федерации должны приступить к реализации возложенных на них полномочий в полном объеме, а также к самостоятельному формированию и исполнению собственных местных бюджетов.

В этих условиях важно обеспечить устойчивое, и комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований. Для решения указанной задачи необходимо как решение проблем финансового обеспечения муниципальных образований, так и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Планирование представляет собой разновидность предвидения, отражающего конкретные параметры активности и обязательства объектов, действующих в определенных условиях и временных рамках для достижения формализованных целей [3].

Содержание технологий и процедур планирования конкретизируется в зависимости от его стратегического и тактического характера. В целом стратегия муниципального развития включает в себя:

– глобальные, долговременные и локальные цели, определяющие деятельность муниципалитета в целом и органов местного самоуправления в частности. Стратегическая (глобальная) цель определяет будущее качественное состояние системы на длительную перспективу, к достижению которого стремится общество. Тактические (локальные) цели определяют будущее состояние отдельных подсистем, имеют качественное измерение, но время их достижения ограничено текущим периодом, как правило, до одного года:

– технологии, с помощью которых реализуется достижение стратегических целей;

– ресурсы, которые будут использованы для достижения стратегических целей;

– систему управления, обеспечивающую достижение стратегических целей, в том числе местное Сообщество как основную составляющую системы управления [4].

Стратегическое планирование – это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения исходя из местных ресурсов. Стратегическое планирование социально-экономического развития лежит в основе целенаправленной деятельности муниципальных органов власти.

При стратегическом планировании, в частности, решаются следующие задачи:

– формирование (корректировка) миссии муниципального образования;

– внесение плановости в хозяйственную деятельность муниципального образования;

– обеспечение конкурентоспособности в будущем на основе реализации долгосрочных программ;

– определение реально осуществимых целей и задач;

– формирование программ и планов действий;

– поддержание соответствия между целями и возможностями территории;

– определение приоритетов экономического и социального развития;

– адаптация муниципального образования, муниципального хозяйства к внешней среде [5].

Субъектами процесса стратегического планирования, реализации программ стратегического развития муниципальных образований являются, прежде всего, органы местного самоуправления, население и его группы, в том числе представители бизнеса, государственных предприятий, общественных организаций, а также органов территориального общественного самоуправления и др.

При стратегическом планировании социально-экономического развития муниципального образования следует учитывать следующие характеристики: географические и климатические условия; природные ресурсы; финансово-экономическую базу, состояние и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на данной территории; социальную организацию жизнедеятельности населения; политическую ситуацию, эффективность деятельности органов местной власти и др. Сильная экономика является основой стабильного, устойчивого и жизнеспособного сообщества, члены которого могут вести образ жизни, способствующий общественному благу и всестороннему развитию каждого индивида. Всякое муниципальное образование достигает этого по-своему, исходя из специфических, порой уникальных, возможностей территории и интересов местного сообщества.

Стратегический план развития – это своеобразный договор общественного согласия, в соответствии с которым органы муниципального управления, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. План представляет собой документ, в котором в форме заданий и показателей отражены основные цели намеченных преобразований по развитию муниципалитета с учетом внедрения новых технологий и рационального использования ресурсов. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие региона, города, с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему местному сообществу, задает ориентиры для всех, показывает перспективы и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам. При формировании стратегического плана развития необходимо учитывать принцип адаптивности. Стратегические планы должны быть гибкими и приспосабливаемыми к изменяющейся внешней среде.

Текущее планирование в муниципальном образовании осуществляется на очередной год с разбивкой по кварталам и, как правило, с прогнозом на два последующих года. Такой подход позволяет планировать и осуществлять; программные мероприятия, срок реализации которых превышает один год. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджетных проектировок администрация разрабатывает комплексный годовой план социально-экономического развития территории. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности: жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, охраны общественного порядка, здравоохранения, социальной поддержки отдельных слоев населения, образования, культуры, спорта, молодежной политики и т.д.

Список использованных источников:

1. Глазырин М.В. О создании системы комплексного развития муниципального образования // Экономист. – 2014. – №3. – C. 79-84.

2. Дуканова И.В. Исследование потенциала социально-экономического развития муниципальных образований // Микроэкономика. – 2011. – №3. – С. 112-117.

3. Мосейко В. О. Институциональная роль местного самоуправления в процессах повышения качества жизни населения // Власть. – 2011. – №11. – С.43-47.

4. Пронина, Л.И. Местные финансы: проблемы и пути решения // Финансы. – 2012. – №12. – С.25-27.

5. Свищева В.А. Муниципальные финансы: современные проблемы и альтернативы // Власть. – 2013. – №10. – С.27-31.

Просмотров работы: 7216