МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение [1].

Как утверждает Холопов В.А. в современной экономике существует сложная комбинация разных по масштабу производств: небольших, формирующихся под влиянием нескольких факторов и крупных с тенденциями к монопольной структуре. С одной стороны, постоянным направлением научно-технического прогресса является неуклонная концентрация промышленного производства. Наиболее крупные объединения и фирмы располагают наибольшими финансовыми, трудовыми, материальными ресурсами, а также квалифицированными кадрами. Такие предприятия могут проводить широкомасштабные научно-технические разработки, которые, в свою очередь, определяют наиболее важные технологические прорывы. С другой стороны, в последние годы наблюдается большой рост малого и среднего предпринимательства. Особенно в таких сферах, в которых не требуются значительные капиталов вложения, большие объемы технологического оборудования и сосредоточения множества рабочих. Особенно много малых и средних предприятий в наукоемких отраслях производства и в отраслях, которые связанны с оказанием услуг и производством товаров широкого спроса [2].

Успешное функционирование малых предприятий определено рядом их преимуществ в сравнении с крупным предприятиями: производство невыгодных крупным фирмам малых партий товаров; приспособление к запросам клиентов и близость от местных рынков; ненужность лишних управленческих звеньев и многое другое. В пользу малых производств работает также индивидуализация спроса и дифференциация в сфере личного и производственного потребления.

Развитие малого и среднего бизнеса весьма благоприятно сказывается на оздоровлении экономики. Активнее идет структурная перестройка, создаются дополнительные рабочие места, развивается конкурентная среда, а также расширяются возможности потребительского сектора. Помимо этого, развитие малого и среднего бизнеса неуклонно приводит к насыщению потребительского рынка услугами и товарами, повышению потенциала экспорта, более полному использованию местных ресурсов сырья [3].

Кроме того, малые предприятия отличаются быстрой реакцией на требования рынка; высоким уровням специализации; возможностью мобилизации ресурсов в наиболее перспективных направлениях.

Холопов В.А. выделяет признаки качественных характеристик малого предпринимательства, представленные на рисунке 1.

 

Признаки

 

 

Самостоятельность предприятия

 

 

Способность к достижению индивидуальных, особых результатов

 

 

Деятельность ограничена - регионально или определенными размерами рынка

 

 

Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице

 

 

Преобладает тактическое мышление и стратегия краткосрочных решений и действий

 

 

Личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи оказывают решающее влияние на успех предприятия

 

 

Слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем

 

Рисунок 1- Признаки качественных характеристик малого бизнеса [7].

Недостаток качественных критериев – их субъективность. В связи с чем статистики, юристы, исследователи пользуются для разграничения малых, средних и крупных предприятий количественными критериями, которые легче измерить.

Главным количественным критерием предприятий малого предпринимательства является численность работников.

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 01.07.2014), статус малого предприятия в нашей стране могут получить такие организации, деятельность которых подпадает под следующие критерии:

– суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%;

– доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

– средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

– от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

– до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микро предприятия - до 15 человек [3].

К субъектам малого предпринимательства относятся также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

ФЗ № 209 является основным нормативно-правовым актом, определяющим главные пути государственной поддержки малых и средних предприятий.

Таким образом, малое предпринимательство – сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Развитие малого предпринимательства имеет большое значение в сфере производства товаров и услуг, а также помогает решить проблему занятости населения и в конечном итоге ускорить темпы научно-технического прогресса.

В большинстве развитых стран основу экономики составляют предприятия малого и среднего бизнеса. Взятый в 90-е годы Россией экономический курс также предполагает широкое участие субъектов малого и среднего бизнеса в развитии страны. Для того чтобы начать собственное дело необходим начальный капитал, законодательная поддержка, система льготного кредитования. Всем этим целям служит государственная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства.

Государственные программы – это системы мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. На сегодняшний день основным документом, регламентирующим деятельность в сфере государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РФ, является Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 01.07.2014). Данный закон дает определения субъектов малого и среднего предпринимательства. Целями государственной программы являются создание комфортных условий для устойчивой деятельности малых и средних предприятий за счет совершенствования нормативно-правовой базы, развития поддерживающей инфраструктуры, освоения новых механизмов и форм финансирования поддержки малого и среднего предпринимательства. Средства из федерального бюджета предоставляются на конкурсной основе в виде субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации [4].

В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 01.07.2014) прописаны основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ:

– развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

– обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

– обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

– оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

– увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

– обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

– увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

– увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [2].

Распределение бюджетных средств на эти цели определено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

По определению Васильева В.П. субсидии — это выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти [4].

Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки в данном субъекте Российской Федерации в соответствии с утвержденной им программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

На рисунке 2 представлены главные задачи программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

 

Задачи программы

 

 

Ускорение освоения новых кредитно-инвестиционных механизмов

Преодоление административных барьеров

 

 

Создание региональных центров поддержки предпринимательства

 

 

Максимальная легализация деятельности субъектов малого предпринимательства

Повышение престижа

 

 

Обеспечение безопасности предпринимателей

 

 

Развитие международного сотрудничества и экспортного ориентирования малых предприятий

Укрепление социального статуса

 

,

Рисунок 2- Задачи государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства [5].

Основные направления программы:

– формирование инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса;

– обучение предпринимателей, менеджеров, госслужащих;

– научно-аналитическое и методическое обеспечение;

– работа со средствами массовой информации;

– интеграция в рамках ЕврАзЭС и международное сотрудничество.

В состав программы входят следующие подпрограммы: поддержка малого предпринимательства в области жилищно-коммунального хозяйства; привлечение военнослужащих, увольняемых в запас, и членов их семей в малое предпринимательство; использование возможностей малого предпринимательства при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий; поддержка малого предпринимательства в сельской местности.

Мероприятия государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства поделены на четыре основных раздела:

– нормативно-правовое обеспечение, предусматривающее разработку на федеральном уровне законодательных и иных нормативных правовых актов преимущественно прямого действия;

– формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, направленной на создание и развитие сети специализированных финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов, связанных с РЦПП, обучение кадров, подготовка методических и научно-аналитических материалов, совершенствование информационной политики;

– интеграция в рамках ЕврАзЭС и международное сотрудничество, предусматривающие разработку и реализацию программ сотрудничества с государствами - участниками ЕврАзЭС, содействие международным проектам в рамках программ технической и финансовой помощи;

– выполнение подпрограмм по развитию малого предпринимательства в сфере активизации экономических реформ: при реформировании Вооруженных Сил Российской Федерации, в жилищно-коммунальном хозяйстве, сельской местности, при реструктуризации и банкротстве крупных предприятий.

В текущем году на поддержку малого и среднего предпринимательства и на формирование инфраструктур для развития малых и средних предприятий в регионах Российской Федерации правительством было выделено более девятнадцати миллиардов рублей. Данное финансирование осуществляется в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014г. №316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Таким образом, расходы федерального бюджета не только не снизятся, но и вырастут на 15% по сравнению с 2013 годом. Необходимо отметить, что в текущем 2010 году бюджетам регионов будет предоставлено 18 млрд. рублей в виде субсидий [6].

Сохранение расходов федерального бюджета на таком высоком уровне создает дополнительные стимулы для включения в приоритетном порядке в расходы региональных бюджетов на 2014 год поддержки малых и средних предприятий.

При реализации государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 году выделены два основных направления.

В первом заложены финансовые расходы для строительства капитальных объектов (промышленных парков, бизнес-инкубаторов, технопарков). Предусмотрено также приобретение нового высокотехнологичного оборудования для оснащения кластерных центров развития и сертификации. На этот экономический блок было предусмотрено выделение более 1,4 миллиардов рублей.

Второе направление предусматривает формирование финансовой инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, а также прямое субсидирование малым и средним предприятиям. Данные средства выделены в пределах подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства», являющейся частью государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика». Всего же региональным властям перечислено 18,135 миллиардов рублей для поддержки малого и среднего предпринимательства. Выделенные денежные ресурсы направлены в 66 регионов Российской Федерации из 85. Данная финансовая помощь для развития малого и среднего бизнеса выделена только регионам, прошедшим конкурсный отбор Министерства экономического развития России. Субсидии распределены согласно отношению количества предприятий малого и среднего бизнеса, которые зарегистрированы на территории каждого конкретного региона, к общему количеству этих предприятий в Российской Федерации. К числу регионов, которые получили наибольшее субсидирование, относятся Москва (1,4 миллиардов рублей), Санкт-Петербург (1 миллиард рублей), а на третьем месте – Краснодарский край (889,1 миллионов рублей) [6].

В качестве главных направлений рассматривается грантовая поддержка начинающих малых инновационных компаний; субсидирование всего спектра расходов уже действующих инновационных компаний, поддержка экспортной продукции, поддержка модернизации производства, субсидирование расходов на лизинг нового высокотехнологичного оборудования.

Государственным заказчиком программы является Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Ход выполнения программы ежеквартально рассматривается на расширенных заседаниях коллегии комитета и экспертного совета Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Практическое выполнение мероприятий программы осуществляется на основе взаимовыгодных хозяйственных договоров и соглашений. Предусмотрено долевое финансирование из средств федерального бюджета региональных программ поддержки малого предпринимательства при условии их утверждения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и обеспечения их финансовыми средствами региональных бюджетов.

Координация деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий программы осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства. Комитет определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств, выделенных на реализацию программы [7].

Таким образом, организация государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне реализуются через постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Основные задачи, стоящие перед Правительством в программе государственной финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства неукоснительно выполняются. Однако, не смотря на это имеются отдельные отрасли и целые регионы, доля в которых предприятий малого и среднего бизнеса крайне мала. Для развития малого бизнеса в них требуются дополнительные мероприятия стимулирующего характера.

Список использованных источников:

  1. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 494 с.

  2. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2014. – 352 с.

  3. Зотов В.Б. Система муниципального управления в схемах: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 203 с.

  4. Калинин А.В. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире // Экономика, предпринимательство и право. – №4. –2011. - С. 3-12.

  5. Парахина В.Н., Галеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2014. – 496 с.

  6. Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства: Учебное пособие. – М.: Логос, 2011. – 275 с.

  7. Холопов В.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. – М.: Феникс,2010. – 368 с.

Просмотров работы: 11977