ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНИВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях, когда происходит переход высшего образования на ФГОС 3+, актуальными являются задачи оценки деятельности студентов в рамках компетентностно-ориентированного подхода и модульно-рейтинговой системы оценивания знаний, умений, навыков.

Для оценивания профессиональных компетенций студентов направления подготовки бакалавров «Прикладная информатика» в Башкирском ГАУ на кафедре информатики и информационных технологий разрабатывается электронно-образовательная среда на основе LMS Moodle.

LMS Moodle является центром как создания учебного материала, так и обеспечения интерактивного взаимодействия между преподавателем и студентами. Для использования Moodle достаточно иметь выход в интернет и веб-браузер, что делает эту учебную среду удобной и доступной для всех участников учебного процесса. Применяя Moodle, преподаватель имеет возможность создавать курсы, наполнять их содержимым в виде лекций, вспомогательных файлов, тестов, анкет и т. п. Выполненые студентами задания преподаватель может оценивать и давать комментарии. В Башкирском ГАУ LMS Moodle используется для преподавания дисциплин студентам очной и заочной форм обучения [1].

Под профессиональной компетенцией понимается комплексная интеллектуально-личностная характеристика студента, включающая в себя совокупность приобретенных знаний, умений, профессиональных навыков, а также ценностных ориентаций, профессионально и социально важных личностных качеств, которые необходимы для полноценного включения выпускника-бакалавра в профессиональную среду. Таким образом, каждую профессиональную компетенцию можно рассматривать как совокупность знаниевого компонента, деятельностного компонета и индивидуально-личностных качеств студента [2,3].

В создаваемой электронно-образовательной среде для оценивания деятельностного компонента учитываются выполненные лабораторные, расчетно-графические, курсовые работы, а также отчеты по учебным и производственным практикам.

Индивидуально-личностные качества студентов рассматриваются с точки зрения активного участия в различных олимпиадах и конференциях, публикаций научно-исследовательских статей, регистрации патентов.

Оценивание знаниевого компонента зависит от того, как студент освоил теоретический материал той или иной дисциплины с помощью элемента «Лекция» и отвечал на вопросы, тем самым показывая усвоенные знания. Также для оценки знаниевого компонента используется элемент «Тест», в основе которого лежит база тестовых заданий.

По результатам исследования процесса оценивания профессиональных компетенций был создан ряд моделей.

Было выполнено построение функциональной модели IDEF0 с подробным описанием всех процессов, выявления компетенций. На рисунке 1 приведена контекстная диаграмма процесса оценки профессиональных компетенций. Диаграмма декомпозиции второго уровня представлена рисунке 2.

Рисунок 1 Контекстная диаграмма «Оценка профессиональных компетенций

Рисунок 2 Диаграмма декомпозиции второго уровня

Для наглядного представления процесса оценки профессиональных компетенций необходимо сравнить две модели – модель «как есть» и модель «как будет». Модель «как есть» отражает процесс оценивания на данный момент, модель «как будет» отражает оптимизированный процесс. Модель работы «как есть» представлена на рисунке 3, а модель «как будет» на рисунке 4. Все актеры между собой соединяются линиями, которые описывают последовательность переходов, выполнения процедур. Для построения моделей процесса оценивания компетенций был использован пакет «Visio».

В состав модели «как есть» включены следующие участники процесса: студент и преподаватель. Между ними происходит долгая передача бумаг. Преподаватель составляет задание, отдает студенту, студент выполняет и сдает. Преподаватель работу проверяет, ставит оценку и возвращает студенту.

Рисунок 3 Модель «как есть»

После внедрения электронно-образовательной среды на основе LMS Moodle все задания выдаются и принимаются через данную систему, что сокращает время на взаимодействие между студентом и преподавателем.

Рисунок 4 Модель «как будет»

Разрабатываемая электронно-образовательная среда формирования и оценивания профессиональных компетенций студентов направления подготовки бакалавров «Прикладная информатика» будет способствовать повышению качества образовательного процесса за счет внедрения современных дистанционных технологий.

Библиографический список

1. Прокофьева С.В. Методика оценки профессиональных компетенций с использованием системы дистанционного обучения Moodle // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы. Материалы международной научно-методической конференции. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2014. - С. 235-238.

2. Шамсутдинова Т.М., Прокофьева С.В. Междисциплинарные связи в формировании профессиональной компетентности студентов // Актуальные вопросы развития науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 ч. Ч.3. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 185-187.

3. Шамсутдинова Т.М. Структура и развитие профессиональной компетентности студентов: теоретический аспект // Современное вузовское образование: теория, методология, практика. Материалы Международной учебно-методической конференции. – Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. - С. 225.

Просмотров работы: 737