ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Творчество в самом широком смысле рассматривается как взаимодействие людей. Уникальная творческая деятельность является специфической формой взаимодействия, а в качестве критерия творчества выступает механизм развития. Исходя из этого, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности.

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова и зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.[1]

Кроме позитивного влияния творческих занятий на развитие ребёнка, подобная форма организации учебной деятельности выступает важнейшей предпосылкой отказа учителя от авторитарных методов обучения.

Современные представления о мире всё более усложняются, что дает нам основание говорить о «полифоничности» современной культуры. Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых синтетических жанров искусства, но и интегративности художественного мышления. Совершенствуются приёмы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяют границы художественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности. Явление интеграции (в переводе с латинского «integratio» - восстановление, восполнение - от «integer» - целый) рассматривается в современной науке как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Интегрированный подход в изучении искусств в школе в наибольшей мере способствует целостному художественному постижению детьми окружающего мира. Такой подход для ребенка младшего школьного возраста не только посилен, но и органичен: творческие способности в этом возрасте "полифоничны", движение художественного мышления от образов музыкальных к литературным, изобразительным, пластическим, театральным подвижно, носит характер перетекания. [3]

Развитие в условиях синтеза искусств универсальных способностей, необходимых для занятий любым видом художественного творчества, эмоциональной отзывчивости, ассоциативно-образного, познавательного, понятийного, интонационного мышления, способности импровизировать, чувства гармонии, самостоятельности суждений и оценок. Это закладывает основы становления человека, способного во взрослой жизни ощущать себя как часть мироздания, проникать в мир художественных ценностей на основе понимания всеобщей взаимосвязи явлений, осмысления своеобразия средств выразительности и духовного содержания произведений искусства, выявления личной позиции в сфере художественной культуры.

В начальном образовании идея интеграции нашла отражение преимущественно в исследованиях, посвященных взаимодействию различных видов искусства и детской художественно-творческой деятельности. В работах Н. П. Сакулиной отражен и теоретически обоснован первый опыт интеграции художественно-творческой деятельности и содержания познавательной деятельности на занятиях с детьми младше школьного возраста. [2] Наиболее полно и глубоко идеи интегрированного обучения детей воплотились в концепции художественно-эстетического воспитания Т. С. Комаровой. [1]

Исследования психологов подтверждают, что интеграция искусств в учебной деятельности оказывает значительное влияние на развитие у детей различных форм мышления.

Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объёме преподносить их детям. Все предметы направлены на развитие духовности личности, творческих способностей ребёнка, умение видеть прекрасное и творить это своими руками. Каждый ребёнок одарён природной способностью созидать, развивать в себе те наклонности, которые в нём заложены, и задача интегрированных, нестандартных уроков состоит в том, чтобы самым лучшим способом отыскать то зерно, которое в нём заложено, и развить его.

Интеграция способствует расширению образовательного пространства при изучении таких предметов, как изобразительная деятельность, музыка, литературное чтение, окружающий мир, технология. Развитие творческого потенциала основано на создании художественного образа. Систематическая работа в период всего обучения в школе в условиях интегрированного преподавания предмета позволяет этой потребности мыслить, создавать, действовать.

Таким образом, интегративный подход к детскому художественному творчеству через синтез искусств в едином образовательном пространстве открывает новый путь художественного освоения действительности в школьном возрасте. В условиях интеграции различных видов детского художественного творчества синтез искусств выступает как «социально-педагогическое явление», которое, с одной стороны, формирует творческую личность каждого ребёнка, обеспечивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореализации и, с другой стороны, обеспечивает формирование положительно устойчивых взаимодействий ребёнка в сотворчестве со сверстниками и взрослыми.

Литература:

  1. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнелюзина, 2010. С 157.

  2. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М., 2009. С 51.

  3. Шишлянникова, Н.П. Интеграция искусств на уроках. Нач. школа. 1999. С 25-30.

Просмотров работы: 1041