ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст многие ученые определяют как «второе рождение». Рождение социальной личности, готовой вступить во взрослую жизнь. Подростковый период - период кризисов. В этом возрасте решается глобальное количество вопросов: кризис идентичности, кризис авторитетов, страх одиночества, принятие новых социальных ролей, гормональный диссонанс. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, а также от установленных ими правил и порядков [1].

Детско-родительские отношения в подростковом возрасте обусловлены психологическими особенностями самих подростков: стремлением к освобождению от опеки и контроля со стороны взрослых, стремлением к самоутверждения в коллективе сверстников, потребностью в самостоятельности [2].

Теоретический анализ литературы показал, что в большинстве семей, при переходе ребенка в подростковый возраст, возникают проблемы, имеющие характер нарушения детско-родительских отношений. Данная проблема является актуальной и на практике: решение проблемы коррекции детско-родительских отношений в подростковом возрасте является одной из сторон деятельности педагога-психолога.

Несмотря на то, что в науке накоплен большой потенциал исследований, раскрывающих важные аспекты отношений подростков с родителями, активно ведется поиск эффективных средств гармонизации данного процесса.

Проведенное нами исследование было направлено на изучение психологических особенностей детско-родительских отношений в подростковом возрасте. В исследовании принимали участие учащиеся 9 классов общеобразовательной школы и их родители. Выборка исследования составила 60 испытуемых: 20 человек в возрасте 14-15 лет (лица подросткового возраста), 40 человек в возрасте 38 – 45 лет (родители).

На констатирующем этапе эксперимента, при диагностике подростков, было установлено, что главными психологическими особенностями респондентов являются: потребность в эмансипации, стремление к самостоятельности, враждебность по отношению к окружающим. Потребность в эмансипации имеет яркую выраженность у 40% испытуемых, что свидетельствует о нетерпимом отношении к опеке и покровительству, плохой адаптации к существующим порядкам, традициям. Выраженная реакция эмансипации наблюдается у 30% респондентов, что проявляется в стремлении к самоутверждению среди сверстников.

Высокий уровень самостоятельности характерен для 25% респондентов. Подростки стремятся к общению и совместной деятельности со сверстниками, желают иметь близких друзей и жить с ними общей жизнью, желают быть признанными, уважаемыми сверстниками благодаря своим индивидуальным качествам. Средний уровень самостоятельности был констатирован у 55% подростков. Для них характерно стремление к независимости, стремление совершать действия или поступки без помощи других.

Игнорирование потребности в самостоятельности, стремления к эмансипации подростка со стороны взрослых, порождает у него враждебность. Так, высокий уровень враждебности был отмечен у 10% подростков, средний у 15%, низкий уровень характерен для 75% респондентов.

Диагностика родителей проводилась с целью установления типа семейного воспитания. Удалось установить, что для 24% респондентов характерен стиль воспитания по типу гиперпротекции, что выражается в стремлении окружать ребенка повышенным вниманием, постоянно удерживать около себя. У 20,7% респондентов доминирующим стилем воспитания является потворствование, выражающееся в воспитании ребенка по типу кумира семьи. 17% родителей отличаются воспитательной неуверенностью. У 16,3% родителей выявлена фобия утраты ребенка. Для 13% респондентов характерна чрезмерность требований - запретов к ребенку в воспитательном процессе. В этой ситуации подростку все запрещается, к нему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. 5,3% респондентов имеют высокие показатели оценок по шкале «игнорирование потребностей ребенка», что предполагает систематическую депривацию более или менее широкого их круга. Стиль воспитания по типу гипопротекции был выявлен у 3,7% испытуемых. Ситуация гипопротекции отличается недостатком внимания родителя к подростку, дефицитом общения, игнорированием проблем подростка, низкой готовностью прийти на помощь и низкой интенсивностью сотрудничества и совместной деятельности.

Необходимо отметить, что характер детско-родительских отношений в подростковом возрасте обусловлен психологическими особенностями самих подростков. В свою очередь, нам удалось установить, что стиль семейного воспитания влияет на характер изменений основных психологических особенностей подростков. Воспитание по типу гиперпротекции имеет положительную корреляцию с высокими показателями реакции эмансипации, высокими показателями самостоятельности и враждебности. Это объясняется тем, что навязчивая забота, чрезмерная опека, контроль со стороны родителей подавляет чувство самостоятельности у подростка, вынуждая его испытывать потребность в эмансипации. Положительная корреляционная связь была выявлена между типом воспитания «Потворствование» у родителей и следующими характеристиками подростков: выраженная эмансипация, средние показатели самостоятельности, средние показатели враждебности. Мы считаем, что данная корреляция является закономерной, так как портворствование со стороны родителей выражается в чрезмерном стремлении удовлетворять любые потребности ребенка, что также будет способствовать усилению реакции эмансипации подростка, росту враждебности. Положительная корреляция выявлена между воспитательной неуверенностью родителей и высокими показателями реакции эмансипации, самостоятельности, враждебности у подростков. Данная связь является неоспоримой, поскольку она обусловлена перераспределением власти в семье между родителями и подростком. Чрезмерность требований-запретов родителей имеет положительную корреляционную связь с выраженной эмансипацией, низкой самостоятельностью и высокой враждебностью у подростков. Подобная связь обусловлена тем, что родители стремятся подавлять любую самостоятельность подростка, что приводит к появлению враждебности к окружающим.

С целью стабилизации детско-родительских отношений в подростковом возрасте, нами была разработана программа психокоррекционных занятий с родителями и подростками, которая включала ряд мероприятий, направленных на нормализацию межличностных отношений в сфере «родитель-подросток». Данная программа была внедрена в практику на этапе формирующего эксперимента и доказала свою эффективность. На констатирующем этапе эксперимента нам удалось установить, что в экспериментальной группе испытуемых произошло снижение показателей оценок выраженности типов семейного воспитания по шкалам: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, чрезмерность требований - запретов, игнорирование потребностей ребенка, воспитательная неуверенность. Это говорит о снижении риска возникновения отклонений в воспитании родителями подростков. Изменились показатели реакции эмансипации у подростков экспериментальной группы: у большинства подростков (55%) данная потребность носит умеренный характер. Необходимо отметить снижение показателей оценок враждебности подростков и изменение показателей оценок самостоятельности в сторону их увеличения.

Нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростка, который не зависел бы от их семейных условий. Семейный контекст значимо влияет на становление отношений и всю деятельность подростка. Благоприятные отношения между ребенком и родителями определяют его успехи в школе, вне школы; являются важнейшим условием эффективного общения со сверстниками и другими взрослыми [3].

Литература

1. Балыко Д. НЛП для современных родителей. 11 законов эффективного общения с подростком [Текст] / Д.Балыко/ М.: Изд-во «Эксмо», 2012. 256 с.

2. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс/. СПб.: Изд-во «Питер», 2012. 137с.

3.Усачева И.А. Гендерные различия подростков в конфликтных ситуациях [Текст] / Новое слово в науке: перспективы развития. 2014. №2 (2). С.148-149.

Просмотров работы: 1158