СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Жуматаева Ж.Б. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Рассматриваемая тема весьма актуальна и в наше время. С античных времён философы увлечены идеей свободы, поэтому проблема свободы и ответственности актуальна в любой стране мира и сегодня, что делает ее приоритетной, а поиск решения – первостепенно важной задачей.

Л.Н. Толстой провозгласил право ребенка на свободу, называя свободу и просвещение лучшими благами человека и условием истинного образования. Л.Н. Толстой искал особый подход к детям, умел заинтересовать их, пробуждать и развивать их творчество, помогал им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. В своих научных работах Л.Н. Толстой призывал обрести свободу мысли, воспитывать детей так, чтобы не нарушать их внутренний мир, развивать в них творческое начало и указывал на то, что не следует придерживаться какого-либо одного метода воспитания, так как нет такого метода, который бы обладал универсальными свойствами. Необходимо привносить разнообразие в воспитание детей и развивать их творчество. Правильное воспитание детей – воспитание, построенное на основе правил и идущее в нужном направлении. В любом деле есть свои правила: и в движении на дороге, и в деле воспитания. Дети должны знать правила жизни, а родители - правила воспитания.

Во многих произведениях не однократно поднималась проблема воспитания детей. Рассмотрим, например, такую замечательную комедию Фонвизина “Недоросль”. Один из главных героев, Стародум, говорил, что: « Не обязательно ребенку оставлять много денег, главное воспитать в нем достоинство. Характер человека формируется в семье, ведь родители всегда главный пример для подражания детям».

Правильное воспитание приучает ребенка к разумным запретам. Мир, в котором живет ребенок, должен быть просторен для него, но защищать и ребенка, и окружающих от проблемной активности ребенка. Хорошо, когда у ребенка есть одновременно и ощущение свободы, и понимание разумных границ. Запреты должны быть стабильными, строгими и понятными. Если ребенку всё запрещают, но запреты «соломенные» - ребенок приучается запреты не уважать. Если запреты многочисленны, непонятны и непредсказуемы, в таком мире очень трудно ориентироваться. Многочисленные запреты делают мир ребенка маленьким и тесным, в таком мире трудно жить. В ответ на просьбу ребенка первое желание любящего родителя – желание разрешить, но вторым пунктом – родители должны подумать. Если правильно все-таки ребенку отказать, то нужно – отказать. Спокойно и твердо сказать нет – это нормально и является естественным правом старшего. При этом бывает полезно объяснить, при каких условиях желание ребенка может быть осуществлено.

В зоне свободы (в зоне разрешений) ребенка должна вести линия предпочтения наилучшего выбора. Ребенок благодарен, когда в зоне свободы его не бросают, а предлагают то, что наиболее предпочтительно. Как будто ведут за руку наилучшим путем. Это игра, вовлечение... – не насилие, но ведение ребенка по наилучшему маршруту.

В теории естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо в воспитании участвуют природа, люди и вещи. «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, – писал он, – обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Ж.-Ж. Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно. В отличие от Я.А. Коменского чешского педагога, Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитывать природосообразно – значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей. Признавая, что человеческая природа является совершенной, Ж.-Ж.Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание – это и свободное воспитание.

Философ С.И. Гессен, сравнивая теорию свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо и Л.Н. Толстого отмечал: «Известно, что Толстой, начав с теории образования, окончил теорией жизни … Свобода не в «природе», а в «жизни». Этим отличается свободное образование Толстого от идеала свободного воспитания Руссо».

Таким образом, свобода в воспитании, означает определенную форму побуждающего воздействия на ребенка, при котором он, не подвергаясь непосредственному давлению со стороны воспитателя, не чувствуя над собой его власти, но вместе с тем находясь в сфере его интеллектуального влияния, наиболее полно может проявить активность, самостоятельность во всех областях своей деятельности. Воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Процесс образования должен быть основан на его интересах и на творческом усвоение его знаний. Свобода не может быть дана человеку, человек только сам может освободить себя. Свобода подразумевает наличие у человека возможности выбора варианта. Можно быть «Свободным от …», но можно быть и «Свободным для …». Быть свободным от принуждения, подчинения, но быть свободным для саморазвития, самопознания, для достижения новых успехов и результатов. Свободу нельзя получить, если сами не захотим быть свободными. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Просмотров работы: 750