АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ЛАНДШАФТНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РАЙОНОВ СЛОЖИВШЕЙСЯ ЗАСТРОЙКИ НА ПРИМЕРЕ Г. ВОРОНЕЖА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕКОНСТРУКЦИИ ЛАНДШАФТНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ РАЙОНОВ СЛОЖИВШЕЙСЯ ЗАСТРОЙКИ НА ПРИМЕРЕ Г. ВОРОНЕЖА

Т.В. Михайлова, Е.В. Золотухина, И.С. Московкина, Д.О. Бугаевский
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы обусловлена развитием города Воронежа, как объекта исторического наследия ,насчитывающий более 400 лет со дня своего основания.

За это время построено много памятников истории и архитектуры, жилых и общественных, коммунально-складских и промышленных зданий. Разбито много садов, разработано много парков и скверов, проложено много дорог и магистралей.

В рутине повседневных дней забыто, что история нашего города насчитывает уже не одно столетие. За время своего существования пережил пожары и войны, но ни что так не изменило его архитектурный облик как люди. Только благодаря деятельности людей, многие памятники истории и архитектуры, сохранившиеся в нашем городе, приходят в упадок и подвергаются забвению.

Почему, например, мы с завистью смотрим в каком-нибудь итальянском городке даже не на величественный готический собор, а на неприметную чистенькую стеночку вдоль дороги, пережившую тысячелетия? Ответ прост. В нашем городе посмотреть на что-нибудь историческое без эстетического раздражения просто невозможно. Вывод напрашивается сам собой. Необходимо вернуть хотя бы небольшими фрагментами памятники истории и архитектуры.

Частично восстановить фрагменты истории формирования и развития древнего Воронежа предлагается на территории между набережной Массалитинова и ул. Ленина, так как этот район формировался в городе одним из первых.

Рассматриваемая территория располагается в Центральном административном районе города Воронежа – в исторической части города. Границами территория являются улицы Коммунаров, Ленина, набережная Массалитинова и Северный мост (рис.1).

Общая площадь территории составляет 132 га.

Рис.1 - Схема ситуационного плана

Данная территория богата на памятники архитектуры и истории. Знаменитый «Девичок» («Девичий рынок»), что «на низах» – место в Воронеже более, чем известное (рис.2). Этот уголок города связан с именами историка Н.И. Костомарова, собирателя русских народных сказок А.Н. Афанасьева, участников Отечественной войны 1812 года, князей Лобановых-Ростовских, общественного деятеля Григория Веселовского и многих, многих других. Это солидный пласт истории и культуры Воронежа, насквозь пропитан воспоминаниями о славном прошлом.

Рис.2 - Девиченская улица

Ныне «Девичок» в подавляющем большинстве застроен индивидуальными домами. Названия улиц носят другие имена: Рабочий городок, Пролетарская, Демократии. Однако, знавал «Девичок» и другие времена.

Рис.3 - Воронежский Покровский девичий монастырь

Когда-то здесь находился знаменитый Покровский монастырь (рис.3), который, собственно, и дал народное название району. В дни петровского кораблестроения «на Воронеже», 17 декабря 1702 года по разрешению Святителя Митрофана монастырь из района корабельных верфей перенесли к урочищу «Терновая поляна».

На сегодняшний момент памятник истории выглядит так: (рис.4).

Рис.4 - Покровский девичий монастырь 2015г

В исторической части Воронежа, практически в центре, «Девичок» словно укрылся от хаоса большого города. Здесь все еще тихая провинция. Суета стремительно проносится над ним и вне его. Конечно, и сюда уже проникает «новострой», но пока что он не влияет на общую картину этого заповедного места.

На правом берегу водохранилища расположилось одно из живописнейших мест Воронежа — набережная Массалитинова. Она протянулась вдоль берега водохранилища, от Северного до Чернавского моста (рис.5).

На карте Воронежа эта улица появилась в 1981 году. Несмотря на сравнительную молодость, история этого района весьма продолжительна.

Первые дома на будущей набережной Массалитинова в Воронеже появились уже в XVII веке. А в конце XIX столетия район Большой Девиченской и прилегающих к ней улиц был густо заселен. Причем, если около Чернавского моста еще попадались зажиточные дома, то ближе к Троицкой слободе (в сторону современного Северного моста) селилась сплошь городская беднота.

Рис.5 - Вид на Набережную

На месте неказистого частного сектора решено было создать зеленую зону. Вторая половина 1970-х — время активного благоустройства Воронежа. Создав рукотворное «море», городские власти начали реконструкцию правого берега.

В 1974 году Берег реки был переименован в набережную Буденного - советского полководца времен Гражданской войны. В 1980 году на городской карте появилась улица Массалитинова. Спустя год, участок от Чернавского до Северного моста стал именоваться набережной Масалитинова (рис.6).

Рис.6 - Вид города с реки

Почти в центре города находился Кинотеатр "Гелиос" - жилой дом по ул.Сакко и Ванцетти, 62 (рис.7), был открыт в 1910 году Б.С.Стороженко, Коммунаров, 44 - дом эпохи ампира, построен в 1820-е годы участником Бородинской битвы капитаном И. С. Мягковым, в предреволюционное время принадлежал дворянам Трушевским (рис.8), Коммунаров, 60-Большой краснокирпичный жилой дом Фёдоровых (рис.9).

Рис.7 - Сакко и Ванцетти 62

Рис. 8 - Коммунаров 44

Рис.9 - Коммунаров 60

Дом на углу Девичьего рынка (он же «Девичок»), существует здесь более двух веков. На месте рынка уже как несколько лет жилая многоэтажка, но этот домик сохранился. Скругленное двухэтажное здание, выстроенное в формах классицизма в 1 половине 19 века. В 1910 г, при новой домовладелице, мещанке Пресняковой, в первом этаже устроили бакалейный магазин.

Вот как это здание выглядело раньше (рис.10).

Рис.10 - Сакко и Ванцетти 50

Рядом с общеобразовательной школой № 16 расположено Терновое кладбище. Кладбище является древнейшим из сохранившихся некрополей Воронежа. Оно возникло в начале 1770-х гг. и обозначено на плане Воронежа 1773 г., т.е. до утверждения генерального плана развития города 1774 г. Е.А. Болховитинов датирует кладбище как “сделанное около 1775 года” (рис.11,12).

Рис.11 - Терновое кладбище 1770г Рис.12 - Терновое кладбище 2015г

В северной части, вдоль автодороги, расположен памятник природы - Областная станция юных натуралистов (рис.13).

Рис.13 - Областная станция юных натуралистов

Станция занимает часть территории бывшей Архиерейской рощи. В 1945 году, когда зародилось послевоенное движение юннатов, здесь был заложен плодовый сад. Рядом со станцией, тоже на месте прежней рощи, - крупная братская могила воинов Великой Отечественной войны (рис.14).

Рис.14 - Братская могила воинов Великой Отечественной Войны

Городская застройка представлена частными домами усадебного типа, построенными как в дореволюционное, так и в современное время. Однако, на столь большой территории имеются дома секционного типа и этажностью свыше двух этажей, что приводит к разрушению целостности застройки. Рядом с парком юных натуралистов построены гаражи.

Существующая улично-дорожная сеть развита недостаточно хорошо для данной территории городского округа Воронеж. По улице Коммунаров отсутствует тротуар, а пешеходные маршруты обеспечены единственной лестницей, не позволяющей передвигаться по ней маломобильным группам населения. По набережной Массалитинова проходит объездная дорога, призванная разгрузить центр от избыточного количества автомобилей. На протяжении всей набережной пролегает пешеходный тротуар. Покрытие пешеходных тротуаров и городской магистрали выполнено в виде асфальтового покрытия и цветной тротуарной плитки[1]. Улица Коммунаров максимально расширена за счет уменьшения придомовых участков застройщиков, выходящих на городскую магистраль с введением фуникулера (рис.15) [4], что даст возможность передвигаться инвалидам и маломобильным группам населения [1,2].

Рис.15 - Фуникулер по ул.Коммунаров

Для хранения индивидуального транспорта проектируется 4х-этажный паркинг, что изменит облик улицы Юных Натуралистов (рис.16) [3].

Рис.16 - 4х этажный паркинг

В настоящее время в центре набережной расположен сервисный центр по ремонту лодок и катеров с серыми безликими зданиями. От сервисного центра до северного моста прибрежная территория представляет собой незастроенное пространство с хаотично растущими деревьями и кустарниками.

Сложившийся образ набережной Массалитинова не отражает современных требований населения к комфортному проживанию в миллионном городе.

В результате анализа сложившейся застройки территории пришли к выводу, что необходимо реконструировать все памятники истории и архитектуры, провести благоустройство набережной зоны, выполнить устройство подпорной стенки с террасой вдоль набережной от северного моста протяженностью в 430м (рис.17) [1,2].

Рис.17 - Подпорная стена с террасой и пешеходная прогулочная зона по набережной Массалитинова

Вдоль набережной предусматривается пешеходная прогулочная зона со смотровыми площадками и с выходами к «морю». Автодорога озеленяется живой кустарниковой изгородью. Прогулочная зона обустраивается малыми архитектурными формами, а именно: лавочками, фонарями и клумбами, газонами, цветниками, городскими статуями (рис.18) [1,2].

Рис. 18 - Малые архитектурные формы (фонари, газон, клумбы, цветники)

Для сохранения исторического духа по ул. Сакко и Ванцетти восстанавливаем застройку в стиле 19 в. А остальную часть жилой зоны застраиваем энергоэффективными 2-3-хэтажными домами блокированного типа (рис.19) [2,3].

Рис.19 - Энергоэффективные 2-3-хэтажными дома блокированного типа

В результате реализации проектных предложений, рассматриваемая территория обретает более выразительный и художественный облик. Предлагается произвести снос старых зданий, эксплуатационный срок которых превышает нормативный, выполнить строительство новых зданий, отвечающих современным требованиям, усовершенствовать уровень социального обслуживания, увеличить площади зеленых зон и зон отдыха, увеличить число проездов и пешеходных дорожек. Таким образом, реконструкция территории вдоль набережной Массалитинова позволит превратить ее в благоустроенную зону отдыха населения города Воронежа и его гостей.

Библиографический список

1. СНиП 2.07.01- 89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений . – М.: Госстрой России, 1994. - 44 с.

2. СП 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированниая редакция СНиП 35-01-2001. - М.: 2012. - 57 с.

3. Справочник проектировщика. Градостроительство/ под общей ред. Проф. В.И.Белоусова,– М.: Стройиздат, 1978. - 367 с.

4. Семенов, В.Н. Комплексное развитие инженерной инфраструктуры туристического маршрута «Старый Воронеж» в городском округе г.Воронеж / В.Н. Семенов, Т.В. Михайлова, О.Н. Ермоленко // Журнал градостроительство. - 2014 - №5. - 79-82 с.

Просмотров работы: 1033