СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И УСЛУГ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И УСЛУГ

О.К. Мещерякова, А.С. Путятина, А.В. Дука, А.А. Шевцов
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Строительная отрасль экономики Российской Федерации, в частности дорожное строительство, развивается быстрыми темпами, используя современные способы организации данного процесса на различных этапах жизненного цикла. На начальной стадии строительства на рынке дорожно-строительной продукции широко используется процедура торгов (тендеров) в различных современных вариантах, в ходе которых и формируется окончательная цена объектов. Это способствует повышению качества строительства, снижение его сроков, созданию равномерной конкурентной среды, рациональному использованию денежных средств.

Подрядные торги в строительстве проводятся на объекты, работы и услуги, включающие строительство новых, расширение, реконструкцию и капитальный ремонт действующих автомобильных дорог федерального, регионального, местного назначения.

В практике размещения заказов для государственных нужд в строительстве, в частности в автомобильном строительстве, применяются следующие конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): конкурсы и аукционы (схема 1).

Открытый конкурс предусматривает участие любых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подавших заявку на участие и отвечающих требованиям положений, регламентирующих организацию закупок продукции для государственных нужд. Оповещение об открытых торгах осуществляется в печатных средствах массовой информации, в специальных изданиях, также существуют различные электронные площадки и официальные сайты для размещения информации о проведении торгов [1].

Закрытый конкурс подразумевает, что к участию допускаются только претенденты, специально приглашенные для этой цели, в соответствии со списком, утвержденным заказчиком.

Двухэтапные торги (открытые или закрытые) – это торги, на первом этапе которых ставится задача определить предмет торгов с помощью самих участников торгов. На втором этапе им дается возможность подготовить окончательную заявку для участия в торгах с указанием стоимости работ.

Под конкурсом (закрытым или открытым) с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, к участникам закупки предъявляются единые требования, и победитель конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор [2].

Если открытый конкурс по каким-либо причинам не состоялся (не подано ни одной конкурсной заявки или все заявки отклонены), то проводится повторный конкурс. При этом заказчик не имеет право менять требования, предъявляемые к объекту закупки и к участникам конкурса.

Схема 1 - Структура подрядных торгов

На сегодняшний день широкую практику в организации тендеров получили электронные аукционы. Доля торговых операций, осуществляемых в госсекторе в электронной форме за последние 5 – 7 лет выросла с 10% до 65%. Основным преимуществом электронного аукциона можно считать возможность заключить контракт по существенно более низкой цене по сравнению с начальной [3].

Под закрытым аукционом понимается закрытый способ определения подрядчика, при котором победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта [4].

Строительные тендеры – самый большой по количеству и сумме вид тендеров в Российской Федерации.

Их отличительной особенностью можно считать наличие у организации-подрядчика допуска саморегулируемой организации (СРО), также у организации должен быть опыт в строительстве (введенные в эксплуатацию объекты на сумму не менее 25% от начальной максимальной суммы строительного тендера). Для участия в тендере подрядчику необходимо представить документы, подтверждающие наличие собственной аккредитованной или аттестованной лаборатории и сертификат качества ГОСТ ИСО-9001, который должен быть для участия в торгах для государственных нужд.

Использование процедуры электронных аукционов в дорожно-строительной отрасли имеет огромное количество плюсов. Это позволяет обеспечить равный доступ подрядчиков на рынок дорожных услуг, создание конкурентной среды, выбор наилучших технологий.

Но при этом существует ряд недостатков. Самым распространенным можно считать – умышленное занижение начальной цены контракта. Так, заказчик может быть в сговоре с каким-либо подрядчиком и выставить объекты или услуги для торгов, стоимость которых изначально убыточна. Однако в процессе работ, заказчик может воспользоваться пунктом об изменении цены в случае обстоятельств непреодолимой силы и увеличить цену после подписания контракта.

Следует заметить, что при подписании договора особое внимание необходимо уделять пункту о гарантийных обязательствах. Если такой пункт существует в договоре, то и риски организации-подрядчика должны быть заложены в сумму контракта, иначе фирма, занимающаяся строительством, может понести огромные убытки. Поэтому после победы на электронном аукционе не стоит тут же подписывать контракт, необходимо повторно проанализировать его и исправить по возможности все неточности.

На сегодняшний день активно ведется работа по нормативному регулированию вопросов рассматриваемой сферы деятельности, что позволяет совершенствовать механизм государственных закупок, устанавливать антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов, указывать новые способы определения заказчика. [5,6].

Электронные аукционы в дорожно-строительной отрасли уверено вытесняют другие виды подрядных торгов. В 2014 году количество тендерных закупок у единственного поставщика составило 15 895, из них заключено контрактов и договоров – 15 641, количество электронных аукционов составило 2 883. Это на 4,6% больше, чем в предыдущем году (в 2013 г. всего закупок было проведено – 15 149, из них заключено контрактов и договоров – 14 945, количество электронных аукционов составило 2 751). [6]

В заключении можно сказать, что электронные аукционы в дорожно-строительной отрасли положительно влияют на конкурентоспособность, за счет расширения их участников, а это в свою очередь повышает качество выполняемых услуг. При этом существующие, отмеченные выше недостатки, требуют серьезного профессионального изучения и недопущения.

Библиографический список

  1. URL: http://www.torgi.gov.ru, URL: http://www.sberbank-astt.ru, URL: https://www.roseltorg.ru, URL: http://www.zakupki.gov.ru, URL: https://etp-avtodor.ru.

  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ст. 59.

  3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ст. 40, ч.1.

  4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ст. 86, ч.1.

  5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ст. 37.

  6. Мещерякова, О. К. О совершенствовании механизма государственных закупок в строительстве / О. К. Мещерякова, П. И. Калугин, О. П. Пятигор, Д. А. Пятигор // Научный вестник. Серия Высокие технологии. Экология / Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2014. – С. 50-53.

  7. URL: http://www.rosavtodor.ru.

Просмотров работы: 935