КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Касимова К.А. 1
1Волгоградский государственный социально-педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Разработка условий образования для детей всех категорий в разных видах и типах образовательных организаций сегодня имеет важное теоретическое и практическое значение. Особое место в ряду дошкольных и школьных образовательных учреждений, реабилитационных и социальных центров занимает сельская общеобразовательная школа. Эта организация является местом, где происходит интеграция обучения, воспитания, развития и коррекции детей, нуждающихся в этом на микроуровне, в сельском поселении.

Традиционное обучение с его знаниевой направленно­стью, характеризующееся как обучение информационного типа, продуци­рующее знания, навыки и формирующее лично­сти по заранее определенным критериям, в сельской школе приобретает иную направленность, ориентировано на саморазвитие, самообра­зование и самореализацию личности каждого школьника. В том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Федеральный государственный образова­тельный стандарт основного общего образования (2010 г.) ориентирован на становление выпускника, с интересом познающего мир, умеющего и любящего учить­ся, активного в социальной сфере, с уважением относящегося к окружающим, способного поддерживать конст­руктивный и продуктивный диалог, работать в команде для достижения общих результатов и др. К личности выпускника предъявляются такие требования как активность, социальная и коммуникативная компе­тентность. Компетентность, как и умение и готовность человека к выполне­нию определенных задач, вырабатывается в активной деятельности. Именно поэтому и становится значимым такое качество личности, как коммуникативная актив­ность, благодаря которой учащийся может реализовать себя как субъект общения и дея­тельности, а также устанавливать межличностные и деловые взаимоотношения, получать всю нужную ему информации, социализироваться.

Для сельских школьников проблема развития коммуникативной активности как одной из важнейших форм самовыражения личности и средств ее самоутверждения в социуме является особенно острой, общение которых имеет свою специфику, обусловленную социальной средой проживания уча­щихся, особенностями образовательного процесса и ученического коллектива сельских школ. При этом задача усложняется, когда мы говорим об учениках сельских школ, страдающих речевыми нарушениями, имеющими задержку психического развития.

Анализ психолого-педагогической и социально-философской литературы дал возможность нам выяснить, что коммуникация есть именно то средство, с которое позволяет ученику реализовать себя в виде субъекта деятельности и общения, получать нужную ему информацию, устанавливать как межличностные, так и деловые взаимоотношения. В связи с этим важную роль приобретает коммуникативная активность учащихся. Необходимость и значимость развития данного качества личности возрастает у учащихся школ сельской местности, специфику общения которых обуславливает замк­нутый социум, отсутствие разнообразия коммуникативных ситуаций, огра­ниченность доступа образовательным и культурным услугам, малочислен­ность классного и школьного коллектива. Инфор­мационная и эмоциональная обедненность коммуникаций, ограниченность контактов значительно сни­жают возможности социализации и самореализации учеников школ села.

Особенно становление коммуникативной активности личности востребовано детьми с нарушениями речи. Их активность детерминирована речевыми нарушениями и связанными с этим психологическими особенностями. Исследователями нередко отмечается наличие вторичной задержки психического развития. Среди специфики психологического статуса детей с нарушениями речи выделяют трудности установления первичного контакта, неумение поддержать разговор, резкость, застенчивость, агрессивность, зажатость, эмоциональная возбудимость, безразличие, замкнутость, повышенная чувствительность, скованность. Свойственны для них резкие, иногда беспричинные смены настроения. Из-за своего речевого нарушения они часто не уверенны в себе и своих силах, не принимают себя, порой испытывают ненависть к окружающим. Такие дети нередко имеют нарушение поведения. Названные специфические особенности детей с общим недоразвитием речи привносят значительные трудности в их адаптацию в обществе.

Формирование коммуникативной активности личности имеет огромное значение для школьного возраста, т.к. именно в этот период ведущим видом дея­тельности становится общение школьника, (в первую очередь со сверстниками), происходит самоопределение и актуализируется самопознание.

Коммуникативная активность - это одно из самых важных свойств личности учащихся, а ее развитие – одна из главных задач школьного воспита­ния. Однако в наше время недостаточно исследований, темой которых является определение пу­ти развития данного свойства личности сельских школьников с нарушениями речи. В этом плане обладает большим потенциалом внеурочная деятельность, ко­торая для учеников более ценна, чем общение на уроке, что подтверждают данные анализа научных работ и проведенных опросов (Горохова С.Ю.). И как показывают наши наблюдения и опыт коллег-практиков, психолого-педагогическое сопровождение является важным фактором развития школьников исследуемой категории.

В нашем исследовании коммуникативная активность рассматривается как сложное интегративное свойство личности учеников, которое выражает сте­пень потребности в общении и проявляется в готовности включаться в коммуникативное взаимодействие и осуществлять его наиболее рациональными и оптимальными спосо­бами, направленными на достижение результатов деятельности.

Благодаря теоретическому анализу проблемы коммуникативной активности нами было получено наиболее целостное представление о составляющих данного свойства личности учеников школьного возраста, к которым мы отнесли: мотивационный, когнитивный, операционный, рефлек­сивный.

Как отмечает Горохова С.Ю., развитие мотивационного компонента обуславливается потребностью учащихся, в том числе и детей, имеющих нарушения речи, в общении как главной деятельности данного возрастного периода. Для успешного развития коммуникативной активности школьника важно сформи­ровать положительную мотивацию на развитие своих коммуникативных ка­честв и умений, актуализировать внутреннюю готовность к самоизменениям.

Развитие когнитивного компонента обусловлено необходимостью обога­щения школьников знаниями о роли общения в человеческой жизни, о правилах и вербальных и невербальных средствах общения, которыми они смогут пользоваться в своей коммуникативной деятельности.

Формирование операционного компонента подразумевает закрепление полученных информации в собственном опыте коммуникации, совершенствование коммуникативных навыков в условиях ограниченных возможностей речевого развития. Развитие и совершенствование коммуникативной активности достига­ется путем овладения детьми такими навыками межличностного взаимодействия, которые соответствуют их индивидуальным способностям и особенностям. Кроме того, коммуникативная активность развивается только в активной творческой деятельности, требующей нестандартного мышления, умения найти новые подходы к решению уже известных задач.

Необходимость и значимость развития рефлексивного компонента обусловлена тем, что развитие коммуникативной активности школьников происходит главным об­разом в связи с ростом инициативности во взаимодействии за счет самопознания. Учащиеся анализируют свои индивидуальные характеристики, проявляющиеся в общении, дают им оценку, определяют свое отношение к ним. Задачей учителей является формирование у учащихся умений анализировать и критически оценивать как свою коммуникативную деятельность, так и эту же деятельность партнеров по общению.

Наиболее значимыми критериями развития коммуникативной активности учеников школ села с нарушениями речи являются потребность в общении, владение средствами вербальной и невербальной коммуникации, зна­ния о роли, средствах и правилах общения, умение слушать, самооценка, эмпатия. Выде­ление этих критериев имеет особую роль, так как они позволяют установить уровень развития коммуникативной активности учащихся.

Результаты исследования уровня развития коммуникативной активно­сти, проведенного нами у учащихся 5 классов, говорят о том, что у 50 % школьников низкий уровень развития коммуникативной активности, 40% имеют средний уровень, и лишь 10 % школьников обладают высоким уров­нем развития коммуникативной активности.

Полученные результаты натолкнули нас на мысль о необходимости разра­ботки условий развития коммуникативной активности учеников сельских школ во внеурочной деятельности при пролонгированном психолого-педагогическом сопровождении. Опираясь на исследования М.В. Матвеевой, реализуя условия развития коммуникативной активности, мы брали во внимание социальный за­каз, методологические подходы, цель, структуру коммуникативной активности, этапы процесса развития коммуникатив­ной активности сельских школьников, формы и методы работы, взаимодействие субъектов процесса развития коммуникативной активности сельских школьников, критерии оценки и уровни развития коммуникатив­ной активности и предполагаемый результат.

Ведущими педагогическими условиями, определяющими эффектив­ность развития коммуникативной активности школьников с нарушениями речи во внеурочной деятельности, являются: разработка и внедрение в воспита­тельный процесс школы цикла развивающих занятий «Школа общения» и коммуникативно-ориентированных кружков и мероприятий; поэтапное осуществление процесса развития коммуникативной активности; обеспечение взаимодействия школы, учреждений культуры и семьи приоритетное воздействие на мотивационную сферу личности и стимулирование учащихся к рефлексии.

Процесс развития коммуникативной активности у школьников в кон­тексте нашего исследования осуществлялся в три этапа («Мотивационный», «Обучающий», «Творческий»).

Эффективность совокупности педагогических условий развития коммуни­кативной активности учащихся с дефектами речи подтверждают результаты экспериментальной работы.

В экспериментальной группе по сравнению с контрольной заметно воз­росло число учащихся, которые достигли высокого (20%) и среднего уров­ня развития исследуемого качества личности (60%), и намного уменьши­лось количество учащихся с низким уровнем его развития (20%). Значительное повышение результатов в экспериментальной группе и относи­тельная устойчивость в контрольной свидетельствует об эффективности про­веденной нами работы. Обзор полученных данных позволил сделать вывод о том, что цель диссертационного исследования достигнута, выдвинутые по­ложения гипотезы подтверждены.

Рассматривая совокупность реализованных условий, особо отметим роль психологической службы школы в развитии коммуникативной активности детей с нарушениями речи. Эффективность экспериментальной работы позволяет говорить о потенциальных возможностях психологической службы школы в развитии коммуникативной активно­сти учащихся сельской школы, которые имеют различные речевые нарушения и вторичную задержку психического развития.

Литература:

  1. Горохова С.Ю. Организационно-педагогические условия развития коммуникативной активности учащихся сельских школ во внеучебной деятельности // Личность как субъект инноваций: сборник научных трудов. / Науч.ред. М.В. Волкова – Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. – 200 с. - С. 88-94.

  2. Матвеева М.В. Система дифференцированной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской общеобразовательной школы // Мол.ученые Лен.области, 2010: материалы регион.науч.-практ.конф. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. – С. 226-241

Просмотров работы: 1042