РАЗРАБОТКА САЙТА ДЛЯ ФОТОСАЛОНА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗРАБОТКА САЙТА ДЛЯ ФОТОСАЛОНА

Шохина К.С. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Тема курсового проекта – разработка сайта фотосалона

На сегодняшний день современные организации, предоставляемые какие-либо услуги, уже невозможно представить без применения информационных технологий. Автоматизация процесса управления и контроля стала закономерным этапом развития таких структур. Создание информационных систем ориентировано, прежде всего, на повышение эффективности работы организации.

Тема данной курсовой работы является очень актуальной, так как информационные системы охватывают большинство аспектов работы фотосалонов.

Целями данной курсовой работы являются:

  1. получение практических навыков по проектированию информационных систем;

  2. разработка сайта для фотосалона.

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть предметную область;

  2. реализовать проектирование ПО;

  3. создать программный продукт для работы в сфере фотосалонов.

Решение данной проблемы имеет практическое значение в деятельности организаций, занимающихся фотографиями. Данный программный продукт призван упростить работу, благодаря чему минимизируется время на выполнение записи на съемку. С помощью программного продукта, как у работников организации, так и у клиентов появится возможность оперативно и точно просмотреть все необходимые им данные о реализации фотосъемок, тем самым избежав возможных ошибок и сократив время, которое было бы затрачено при ручном выполнении данных операций.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Во введение определена актуальность выбранной темы, сформулированы цели и задачи курсовой работы.

В I главе производится системный анализ предметной области, на основе которого будет составлена логическая модель данных, также в данной главе определяются цели курсовой работы и задачи, решаемые созданной информационной системой.

Во II главе осуществляется выбор средств и методов, которые будут использованы для решения поставленных задач.

В III главе составляется физическая модель данных, разрабатывается серверная и клиентская части проектирования базы данных и производится тестирование созданной информационной системы.

В заключении сделаны выводы о проделанной работе, в списке использованных источников представлен перечень используемой литературы при написании курсовой работы. Приложение содержит листинг программного кода.

Курсовая работа написана на 30 страницах, содержит 11 таблиц, 27 рисунков.

ГЛАВА 1. Теоретические сведения

1.1 Системный анализ предметной области

Фотосалон – это организация, которые осуществляют разностороннюю деятельность в области предоставления услуг, касающихся фото и видеосъемки, при этом также оказывая услуги печати и продажи различных материалов необходимых для фотографий.

В настоящее время одной из наиболее востребованных отраслей информационных технологий в структуре фото организаций является автоматизация процесса управления системой записи клиентов на фотосъемку.

Рассматривая информационные системы с точки зрения их использования в реализации записи клиентов, можно отметить, что данная роль также важна, как и других крупных областях. Любой фотосалон, который ведёт активную рабочую деятельность, имеет потребность в автоматизации и упрощении протекающих информационных процессов.

В процессе анализа предметной области был выделен необходимый набор объектов, которые описывают информационную систему для реализации записи на фотосъемку. Каждый объект имеет необходимые атрибуты для реализации полноценной системы: [7]

  • метод оплаты, атрибутами которых являются название метода и ее описание;

  • статус оплаты, включает в себя наименование статуса;

  • группы услуг содержит только категорию и время работы;

  • услуги имеют наименование, стоимость, длительность и номер группы, к которой они относятся;

  • сотрудники содержат фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер телефона, образование и должность на которую они приняты на работу;

  • образование и должности также выделены в отдельные таблицы, для простоты внесения данных и правильной логики работы базы данных;

  • скидка, включают в себя наименование и описание самой скидки;

  • заказы, атрибутами которых являются дата заказа, номер сотрудника, который будет выполнять данный заказ, имя и телефон клиента, номер метода оплаты и номер услуги, которую заказал клиент на определённое время, также статус оплаты заказа, номер скидки и новую цену с учетом скидки.

Конфигурация "Фотосалон"- предназначена для комплексной автоматизации фотосалонов, а также всевозможный магазинов и студий, оказывающих фотоуслуги. Созданный программный продукт позволит полностью усовершенствовать процесс обслуживания благодаря ведению учета клиентов фотосалона, их заказов, контролю выполнения услуг, учету фотографов и отслеживанию эффективности их работы. Также функциональность реализованной информационный системы позволяет настроить контроль поступления заказов и их реализацию. Исходя из этого, повысится производительность труда, эффективность использования и общая прибыль фотосалона. Полученная конфигурация фотосалона должна быть достаточно понятна для пользователей. [3]

1.2 Актуальность, цели и задачи

Интернет развивается довольно стремительно. Постоянно появляется что-то новое. Одними из этих новинок являются различные программные продукты, которые призваны упростить работу организации. При этом разработка и создание web-страниц в сети Интернет имеет большое количество способов, методов и технологий для решения поставленных задач.

Web-сайт ориентирован на ту часть аудитории, которой нужна информация. В первую очередь это начинающие пользователи Интернета, которые заинтересованы в получении фундаментальных знаний, с которыми появится возможность полной работы в сети Интернет.

В данной курсовой работе выбранная тема является достаточно актуальной, ведь сфера фотографий и видеосъемок также стремительно развивается. В связи с этим необходимо создавать новые и усовершенствовать старые программные продукты, для добавления новых возможностей и автоматизации системы в целом. Поэтому рассмотрение решения данной проблемы является актуальным и практически важным.

Целью работы является изучение методической и практической литературы, касающейся проектирования и создания web-сайтов и непосредственно сама разработка программного продукта, который позволит упростить клиентам запись на фотосъемку, а работникам организации облегчит обработку полученных заказов. [9]

В процессе достижения целей, поставленных в ходе написания курсовой работы, необходимо решить ряд задач:

  1. рассмотрение предметной области, на основе которой будет составлена логическая модель базы данных;

  2. ознакомление с современными web-технологиями, которые возможно будут использованы для создания программного продукта;

  3. выбор средств и методов, которые помогут решить поставленные задачи;

  4. изучение правил и рекомендаций по разработке web-сайтов;

  5. определение структуры создаваемого сайта;

  6. разработка клиентской и серверной части проектирования базы данных;

  7. реализовать тестированные полученной информационной системы.

Разработанная, в ходе написания курсовой работы, информационная система должна обладать некоторыми основными свойствами. К таким свойствам можно отнести понятность, это наиболее важная характеристика, ведь если программный продукт не будет понятен пользователям, то мала вероятность того, что им будут пользоваться.

Сам web-сайт должен обладать таким свойством, как полезность. Если пользователь заходит на данный сайт с какой-то целью, то он должен там найти решение, нужные ответы или необходимую информацию. Сайт должен быть эстетичен, он не должен содержать слишком яркие цвета, которые будут неприятны пользователю, также сайт должен содержать важную и нужную информации для своих клиентов, так как если будет слишком много лишней информации, то пользователю будет тяжело найти необходимые ему сведения.

Также к возможностям созданной информационной системы можно отнести:

  1. хранение информации об имеющихся услугах;

  2. хранение персональных данных сотрудников и клиентов;

  3. хранения данных о предоставленной оплате;

  4. хранение предоставленных услуг;

  5. возможность расчета полученной прибыли.

ГЛАВА 2. Выбор средств и методов решения поставленных задач

2.1 Выбор инструментальных средств для создания ПО

Средствами проектирования информационных систем является комплекс инструментальных средств, которые рамках выбранной методологии проектирования обеспечивают поддержку полного жизненного цикла информационной системы. Жизненный цикл, как правило, включается в себя стратегическое планирование, анализ, проектирование, реализацию, внедрение и эксплуатацию. Каждый этап характеризуется определенными задачами и всеми возможными методами их решения, исходными данными, полученными на предыдущем этапе, и исходными результатами.

В данной курсовой работе к средствам проектирования относятся:

  1. SQL (Structured Query Language – ‘язык структурированных запросов’) – это структурированный язык запросов к реляционным базам данных. Язык SQL – единственный язык, который получит такое широкое распространение.

SQL не является языком программирования, как, например, С и C++. Его можно назвать скорее интерфейсным средством для выполнения различных видов операций с базами данных. SQL предоставляет пользователю стандартный набор команд. Возможности данного языка не ограничиваются выборкой данных из БД, в нем также поддерживаются разнообразные возможности для взаимодействия с базой. [11]

  1. Mysql – это реляционная система управления базами данных. То есть данные в ее базах хранятся в виде логически связанных между собой таблиц, доступ к которым осуществляется с помощью языка запросов SQL. Mysql – свободно распространяемая система, т.е. платить за ее применение не нужно. Кроме того, это достаточно быстрая, надежная и, главное, простая в использовании СУБД, вполне подходящая для не слишком глобальных проектов. [5]

  2. PhpMyAdmin – web-приложение с открытым кодом, написанное на языке PHP и представляющее собой web-интерфейс для администрирования СУБД MySQL. Работать с Mysql можно не только в текстовом режиме, но и в графическом. Существует очень популярный визуальный интерфейс для работы с этой СУБД, который называется PhpMyAdmin. Этот интерфейс позволяет значительно упростить работу с базами данных в Mysql.

PhpMyAdmin позволяет пользоваться всеми достоинствами браузера, включая прокрутку изображения, если оно не умещается на экран. Многие из базовых SQL функций работы с данными в PhpMyAdmin сведены к интуитивно понятным интерфейсам и действиям, напоминающим переход по ссылкам в Интернет. Но, тем не менее, стоит все же поработать и в текстовом режиме. [10]

Важнейшим этапом проектирования БД является разработка инфологической (информационно-логической) модели предметной области. Предварительная инфологическая модель находится на начальной стадии. Затем, в ходе дальнейшего проектирования на её основе строится даталогическая (концептуальная или логическая) модель, представляющая собой отображение логических связей между элементами данных. Описание логической структуры базы данных на языке СУБД называется схемой. [7]

AllFusion ERwin Data Modeler — это CASE-средство для проектирования и документирования баз данных, позволяющее создавать, документировать и сопровождать БД, хранилища и витрины данных.

Реализация моделирования в ERwin основана на теории реляционных баз данных и на методологии IDEF1X.

Существуют два уровня моделирования — логический и физический. Логический уровень подразумевает точку зрения пользователя, т.е. на этом уровне описываются данные, которые используются в бизнес процессе. Физический уровень – определяет представление информации в базе данных. ERwin объединяет их в единую диаграмму, имеющую несколько уровней представления. [4]

Диаграмма строится из сущностей, атрибутов и связей:

  1. сущность - это множество индивидуальных объектов, они изображаются в виде прямоугольников;

  2. связь - это функциональная зависимость между сущностями. Каждая сущность имеет собственные атрибуты;

  3. атрибут - именованная характеристика сущности. Атрибутом сущности является любая деталь, служащая для уточнения, идентификации, классификации, числовой характеристики или выражения состояния сущности. Наименование атрибута должно быть уникальным для конкретного типа сущности, но может быть одинаковым для различного типа сущностей. [6]

Первичный ключ – это атрибут или набор атрибутов, уникально идентифицирующий экземпляр сущности.

Перед началом разработки логической модели, необходимо определить основные цели и задачи. Поэтому сформулируем краткое описание поставленной задачи.

Цель сотрудников фотосалона – формирование заказов на предоставление фотосъемки.

После определения минимального набора объектов и их атрибутов, которые описывают информационную систему в целом, была составлена логическая модель базы данных, представленная на рисунке 2.1.1.

Рисунок 2.1.1- Логическая модель данных фотосалона

2.2 Определение задач решаемых информационной системой

Информационная система для медицинских организаций будет выполнять следующие задачи:

  • ведение базы данных;

  • возможность добавления, удаления записей в таблицах;

  • имеется возможность просмотра предоставляемых фотосалоном услуг и список сотрудником, которые могут предоставить данные услуги;

  • реализация запросов к имеющейся базе услуг по категории и по определённой стоимости;

  • имеется возможность сделать заказ на фотосессию, при этом можно выбрать услугу, мастера, способ оплаты и предъявить скидочную карту по возможности;

  • главным преимуществом сайта является возможность входить на сайт как администратор, вводя при этом необходимый пароль; здесь пользователь сможет просматривать, добавлять и удалять заказы, сотрудников, услуги, то есть имеет доступ ко всем таблицам базы данных.

  • администратор также сможет просматривать вновь сделанные заказы, вносить изменения, менять статус оплаты.

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1.  
    1. Разработка серверной и клиентской части

На основе инфологического проектирования, выполненного в второй главе, было реализовано физическое проектирование базы данных. На рисунке 3.1.1 представлена физическая модель базы данных.

Рисунок 3.1.1 - Физическая модель данных медицинской консультации

Следующим этапом после моделирования является непосредственно создание базы данных, состоящей из имеющихся 9 таблиц и заполнение их информацией с использованием web-приложения PhpMyAdmin. На рисунке 3.1.2 представлены созданные таблицы.

Рисунок 3.1.2 – Список созданных таблиц

В процессе создания всех таблиц были указаны необходимые пометки, касающиеся первичных ключей и автоинкрементных полей. Автоинкрементными полями назначались все поля идентифицирующие каждую запись в таблице. На рисунках 3.1.3 и 3.1.4 представлены заполненные таблицы ‘Сотрудники’ и ‘Образование’, автоинкрементными полями которых являются поля номера сотрудников и номера образований соответственно.

Рисунок 3.1.3 - Таблица ‘Сотрудники’

Рисунок 3.1.4 - Таблица ‘Образование’

По такому же принципу были созданы и заполнены остальные таблицы базы данных. Следует отметить, что заполнение базы данных должно начинаться с родительских таблиц, т.е. с тех таблиц, которые не имеют внешнего ключа.

Использование web-приложения PhpMyAdmin дает разработчику возможность на любом уровне проектирования просматривать поля таблицы, изменять их и добавлять новые. На рисунке 3.1.5 представлена структура главной таблицы ‘Заказы’, содержащей десять полей, пять из которых являются внешними ключами. С данной таблице собрана основная информации базы данных. [8]

Рисунок 3.1.5 - Структура таблицы ‘Заказы’

Одной из главных задач курсовой работы является разработка программного продукта для фотосалона с использованием клиент-серверной технологии. Решение данной задачи имеет практическое значение в данной деятельности.

Основная цель разработки – это получение готового программного продукта, который удовлетворяет поставленным задачам. Одной из самых важных задач является возможность манипулирования базой данных, то есть возможность просматривать имеющиеся данные таблицы, добавлять новые записи и удалять имеющиеся в самом приложении. На примере таблицы ’услуги’ рассмотрим реализацию данных возможностей. Программный код выполнения операции в данном случае разбит на фрагменты.

РАБОТА С УСЛУГАМИ

Просмотр и удаление услуг

 

В представленном выше программного кода реализуется просмотр услуг. Данная операция осуществляется за счет запроса к двум таблицам ‘группы услуг’ и ‘услуги’, это необходим для того, чтобы выведенная информация была более полной и понятной для пользователя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3.2.1 – Главная страница

На странице ‘Услуги’ пользователь сможет найти необходимую для него информации касающуюся предоставляемых услуг и по необходимости оформить заказ. На рисунке 3.2.2 представлен перечень услуг фотосалона, расположенный на странице ‘Услуги’, а на рисунке 3.2.3 реализована возможность выполнения двух видов запросов к списку услуг.

Рисунок 3.2.2 – Перечень услуг на странице ‘Услуги’

Рисунок 3.2.3 – Запросы к базе данных на странице ‘Услуги’

На рисунках 3.2.4 и 3.2.5 показан результат выполнения запросов к базе данных. Первый запрос показывает все услуги, которые больше указанной цены, а второй запрос предоставляет только услуги конкретной категории.

Рисунок 3.2.4 – Результат выполнения запроса, который показывает услуги, стоимость которых больше 1000

Рисунок 3.2.5 – Результат выполнения запроса, который показывает услуги категории фотосъемка

В конце страницы ‘Услуги’ реализована возможность оформить заказ, которая представлена на рисунке 3.2.6. Данная заказ имеет семь полей: фамилия и имя заказчика, его телефон и желаемая дата выполнения услуги, также выбирается сама услуга, мастер, который будет её исполнять, при этом всех мастеров можно просмотреть на странице ‘Сотрудники’, которая представлена на рисунке 3.2.8, далее необходимо указать способ оплаты удобный для заказчика и укачать скидочкую карту, если она имеется.

Рисунок 3.2.6 – Заказ услуги

После нажатия кнопки ‘заказать’ пользователю выводится сообщение о том, что заказ оформлен, выводится контактная информация и сумма, которую необходимо будет оплатить, также если у заказчика имеется скидочная карта, то сразу выводится сумма с учетом скидки. На рисунке 3.2.7 представлен пример данного сообщения.

Рисунок 3.2.7 – Сообщение об оформленном заказе

Рисунок 3.2.8 – Список сотрудников

В ходе выполнения практического задания курсовой работы на сайте был разработан вход для администраторов, с необходимостью вода пароля, который изображен на рисунке 3.2.9.

Рисунок 3.2.9 - Ввод пароля для входа на сайт в качестве администратора

При вводе неверного пароля, выводится сообщение, которое изображено на рисунке 3.2.10.

Рисунок 3.2.10 – Сообщение о неверно введенном пароле

На данной странице имеется возможность управлять всеми таблицами созданной базы данных. На рисунке 3.2.11 представлен просмотр всех сделанных заказов и имеется возможность удалять их. На рисунке 3.2.12 изображен просмотр услуг, также для данного раздела предоставляется возможность добавления новой услуги в конкретную категорию, и возможность её удаления.

Рисунок 3.2.11 - Работа с оформленными заказами

Рисунок 3.2.11.1 - Сообщение об удалении записи

Рисунок 3.2.11.2 - Результат работы кнопки ‘удалить’

Рисунок 3.2.12 - Работа с услугами

Рисунок 3.2.12.1 – Добавление новой записи

Рисунок 3.2.12.2 – Результат выполнения добавления новой услуги

По такому же принципу реализована работа с сотрудниками, представленная на рисунке 3.2.13. В данном разделе имеется возможность просмотра, добавления и удаления записей из таблицы ‘Сотрудники’, при этом во время добавления нового сотрудника должность и образование выбираются уже из имеющегося списка, это было реализовано за счёт созданных отдельных таблиц.

Рисунок 3.2.13 - Работа с сотрудниками

Рисунок 3.2.13.1 – Добавления сотрудника

Рисунок 3.2.13.2 – Результат добавления новой записи

Далее на странице администратора реализована работа с должностями, представленная на рисунке 3.2.14, имеется возможность просмотра уже имеющихся должностей, добавление новых должностей, для этого реализованы два поля ввода: наименование должности и заработная плата, также любую из имеющихся записей можно удалить.

Рисунок 3.2.14 – Работа с должностями

На рисунке 3.2.15 представлены работа с категориями и работа со способами оплаты. Как в и предыдущих таблицах в этих случаях реализованы просмотр содержимого таблиц, добавление новых записей и удаление имеющихся записей. Стоит обратить внимание при удалении записей из таких таблиц, так как данные из них используются в других таблицах.

Добавление и удаление записей из каждой таблицы производят автоматические изменения в базе данных, которая находится в web-приложении PhpMyAdmin. Так как при создании таблиц в PhpMyAdmin, идентифицирующие поля были заданы как автоинкрементные, то при добавлении записей в созданном программном продукте нет необходимости для создания дополнительного поля ввода номера записи, которую необходимо добавить, что значительно упрощает создание данной процедуры и сокращает программный код.

Рисунок 3.2.15 – Работа с категориями и способами оплаты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения курсовой работы была рассмотрена предметная область и создана логическая и физическая модель базы данных, в результате чего была спроектирована база данных для фотосалона.

В результате проделанной работы, был изучен язык php, предназначенный для генерирования html-страниц на web-сервере и работы с базами данных.

Разработанная, в ходе написания курсовой работы, информационная система упрощает работу фотосалона, как в плане уменьшения затраченного времени, так и со стороны удобства для работы сотрудников и более удобного и легкого прохождения организационных этапов заказа необходимых услуг для клиента. При использовании полученной системы пользователь, имеющий пароль для доступа в качестве администратора или сотрудника фотосалона может добавлять, изменять и удалять записи. Клиент в свою очередь имеет возможность просматривать необходимые для него таблицы, выполнять запросы для более удобного поиска и осуществлять заказ.

Информация для написания курсовой работы бралась из интернет - источников, учебников по базам данных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Груббер М. Введение в язык SQL.

  2. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных / «Вильямс» - 2001. С. 485.

  3. Конфигурация ‘Фотосалон’. [Электронный ресурс] - http://prostoysoft.ru/PhotoSalon.htm

  4. Маклаков С. BPWin ErWin – Case-средства разработки информационных систем / Диалог-МИФИ, - М., 2001.

  5. Основные понятия баз данных. [Электронный ресурс] - http://www.webmasterwiki.ru/mysql

  6. Построение инфологической модели [Электронный ресурс] - http://citforum.ru/database/dbguide/5-2.shtml

  7. Руководство разработчика баз данных. [Электронный ресурс] -http://coollib.com/b/240145/read

  8. Справочник по php: синтаксис языка и операторы [Электронный ресурс] - http://www.spravkaweb.ru/php/lang/vir

  9. Справочник языка php. [Электронный ресурс] - http://php.net/manual/ru/langref.php

  10. PhpMyAdmin. [Электронный ресурс] - https://ru.wikipedia.org/wiki/PhpMyAdmin

  11. SQL. [Электронный ресурс] - http://progopedia.ru/language/sql/

Категория Название услуги Цена Длительность Удалить

 

Просмотров работы: 3249