ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данилова А.Ю. 1, Николаева Л.В. 2
1Северо-Восточный федеральный университет педагогический институт дошкольное образование
2Северо-Восточный федеральный университет Педагогический институт Кафедра дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Личностно-ориентированная технология представляет собой реализацию гуманистической психологии и педагогики. В центре внимания – личность ребенка, ориентация педагога на реализацию возможностей ребенка с учетом индивидуальных особенностей развития.

По этой проблеме работали Л.С.Выготский, В.П. Беспалько, Г.Г.Горбачева, Н.Н.Подъяков, Т.И. Шамова, И.С. Якиманская и др. Из обзора литературы мы определили следующие направления индивидуализации образования детей:

-поддержка активного отношения ребенка к окружающему миру;

-отведение ребенку центрального места в образовательной системе развивающего типа, позволяющих ребенку свободно действовать;

-воспитание любознательности, творчества, инициативности, поощрение и развитие самостоятельности, создание мотивации к развитию и обучению;

-выявление, поддержка и развитие индивидуального стиля деятельности.

Отметим педагогические условия реализации личностно-ориентированного подхода к детям:

-учет индивидуальных особенностей детей (склонностей и интересов, задатков и уровней их развития, способностей к обучению и т.п.) для оптимального достижения целей воспитания и обучения в рамках индивидуального подхода (внутренняя дифференциация обучения);

-учет индивидуальных особенностей детей для оптимизации планирования учебно-воспитательного процесса (внешняя дифференциация обучения и воспитания).

Согласно подходу, разработанному Л.А. Венгером на основе теории Л.С. Выготского, основными задачами в работе с детьми являются следующие: раннее выявление особенностей и способностей детей (диагностика); создание программно-методических условий; формирование предметной развивающей среды; создание социальной среды.

Индивидуализация образования осуществляется с помощью индивидуальных образовательных программ. При разработке индивидуальных маршрутов развития ребенка необходимо принять во внимание не только «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский), но и «горизонты развития» (Н.Н. Поддьяков), понимаемые как постоянное движение к сложной, отдаленной цели [2].

Вместо традиционных занятий мы предлагаем чаще использовать творческие проекты, для которых характерно:

-выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

-расширение границ образовательного и реального пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события, праздники, фестивали);

-вовлечение в проектную деятельность других людей – взрослых (родителей, бабушек, дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы);

-обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

-презентация результата деятельности, имеющего персональную и социальную значимость;

-отсутствие единых для всех детей критериев, гибкий мониторинг индивидуального развития детей.

Вариативность образовательных технологий, гибкость использования педагогических методов и приемов обеспечивают многогранность развития дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей.

Роль педагога при таком подходе состоит в создании условий для свободной творческой деятельности детей и организации образовательного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия. Ему отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Таким образом, деятельность педагога и родителей направляется, в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь ребенку в выявлении своего таланта и планировании своей деятельности. При этом важно не то, что знают и умеют дети, а то, как они умеют проявлять и реализовывать свой творческий потенциал в соответствии с индивидуальными способностями.

Мы проходили практику в ДОО с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей, в котором индивидуальный маршрут развития ребенка реализовывался через проект «Галерея маленьких звездочек».

Разрабатывается индивидуальная «Карта творческого маршрута». Ребенок сам выбирает эмоционально значимые для него темы. Приветствуются самостоятельный поиск, изучение, открытия, находки образов на заданную тему в меру возрастных особенностей. В течение года творческие работы ребенка участвуют в выставках: «Очумелые ручки», «С чего начинается Родина?», «Краски России», «Мой любимый город» и т.д. Разрабатывается индивидуальный творческий маршрут воспитанника. Оформляется итоговая «Карта творческого маршрута». В норме проходят занятия с ребенком не менее 2-х раз в неделю с соблюдением режима дня и возрастных особенностей. Оформляется итоговая «Карта творческого маршрута». Оформляется текущая документация, организуется «Презентация персональной выставки.

Таким образом, индивидуальный маршрут развития ребенка можно вводить в разные формы деятельности ребенка в зависимости от его интересов и способностей. Ребенок и родители видят результаты деятельности ребенка, его развитие, повышается мотивация ребенка и планируются будущие проекты.

Использованная литература

1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.

2.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.

3.Горбачева, Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции дошкольников с проблемами в развитии / Г.Г. Горбачева // Дошкольная педагогика. – 2008.-№4. – С.37-38.

Просмотров работы: 940