Одной из главных проблем дошкольного образования является сохранение и укрепления здоровья детей. Целью физического воспитания в детском саду является формирование у детей основ здорового образа жизни.
Для реализации данной цели мы разработали проект физкультурно-оздоровительной работы «Крепыш» на основе программы «Остров здоровья» Е.Ю.Александровой для педагогической практики.
Цель проекта: обеспечение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в условиях летнего лагеря.
Основные принципы проекта:
1.Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2.Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
3.Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности;
4.Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего и разновозрастного развития и состояния здоровья;
5.Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития;
6. Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей;
7. Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.
Основныенаправления проекта: а) профилактическое(решение оздоровительных задач средствами физического воспитания, предупреждение острых респираторных заболеваний методами медико-психолого-педагогической профилактики),б) организационное (организация здоровьесберегающей развивающей среды ДОО,мониторинг физического развития, двигательной активности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления,изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;лечебные (профилактика хронических заболеваний,коррекция отклонений в физическом и психическом развитии.
План физкультурно-оздоровительной работы «Крепыш»
№ п/п |
Содержание работы |
Ответственные |
1. |
Праздник, посвященный открытию лагеря «Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!» |
Воспитатели., муз.руководитель, инструктор по физ.воспитанию |
2. |
«Мама, папа и я – спортивная семья» |
Воспитатели, инструктор по физ.воспитанию |
3. |
Неделя острожного пешехода(развлечения, беседы, целевые прогулки) |
Воспитатели |
4. |
Конкурс рисунков на асфальте |
Воспитатели |
5. |
Беседы с детьми «Мой дом – моя страна!» |
Воспитатели |
6. |
Физкультурное развлечение «Джунгли зовут» |
Инструктор по физ.воспитанию |
7. |
Неделя здоровья |
Воспитатели, врач, инструктор по физ.воспитанию |
8. |
Бееседы с детьми о безопасности, правилах поведения дома и на улице «Как ребенку не попасть в злому волку прямо в пасть» |
Воспитатели |
9. |
Конкурс красоты «Туйаарыма Куо» |
Воспитатели, музык.руководитель |
10. |
Поход |
Воспитатели, инструктор по физич. воспитанию |
11. |
Конкурс «Урун Уолан» |
Воспитатели, музык.руководитель, инструктор по физ.воспитанию |
12. |
«День Нептуна» |
Воспитатели, инструктор по физ.воспитанию |
Оздоровительная работа с детьми включает максимальное пребывание детей на свежем воздухе, создание условий для повышения двигательной активности, ритмическая гимнастика на воздухе, аэробика, закаливание в течение дня (полоскание рта, солнечные ванны, игры с водой, босохождение по траве), оздоровительная ходьба, специальные занятия для профилактики сколиоза, плоскостопия, формирование правильной осанки витаминизация блюд, физиопроцедуры, массаж, фтотерапия, дыхательная и звуковая гимнастика, релаксационные техники, элементы точечного массажа, пальчиковые упражнения, музыкальные и физкультурные развлечения, занятия по профилактике бытового и дорожного травматизма, экскурсии.
В процессе работы лагеря на каждого ребенка были составлены паспорт здоровья, который включает антропогенные данные ребенка, уровень физической подготовленности, характеристика здоровья детей, психологические особенностидетей, данные о состоянии осанки и показания ортопедии. Для часто болеющих детей проводились физиопроцедуры, ингаляции с минеральной водой «Горная поляна», ЛФК. Большое внимание уделялось физкультурным праздникам, развлечениям, играм и конкурсам на свежем воздухе, экскурсиям, чтобы максимально использовать пребывание на свежем воздухе в летнее время.
Таким образом, в процессе оздоровления детей необходимо формировать у них осознанное отношение к своему здоровью, учить их понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, позволяющего им участвовать в общих играх, экскурсиях, походах. Важно также постоянно стимулировать развитие у детей навыков личной гигиены и осуществлять контроль за их неукоснительным выполнением. Условия летнего лагеря в зеленой зоне имеют много возможностей для оздоровительной, профилактической работы и развития двигательных навыков детей.
Использованная литература
Параничева, Т.М., Тюрина, Е.В. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста//Новые исследования, вып. 4(33). – 2012.
Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья»/автор-составитель Е.Ю.Александрова. – Волгоград:Учитель, 2006. – 151 с.
Миронов Егор Егорович – студент 4 курса Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова