ХОМУСОТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ХОМУСОТЕРАПИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Еремеева В.В. 1, Николаева Л.В. 2
1Северо-Восточный федеральный университет педагогический институт кафедра дошкольного образования ДО-13
2Северо-Восточный федеральный университет педагогический институт кафедра дошкольного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время встала проблема роста количества детей с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Развитие ребенка, его психики и личностных качеств во многом определяются теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением. По мнению И.В. Дубровиной психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности [3; c.29].

Психологически здоровый ребенок – это жизнерадостный, веселый, открытый ребенок. Такой ребенок уверен в любви и уважении его личности со стороны взрослых, отсюда его уверенность, оптимизм, самоуважение и уважение других детей, позитивное отношение к миру, активное познавательное отношение к окружающему миру. У таких детей наблюдается гармония между различными психическими аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. В то же время имеется много детей с проблемами в психологическом плане. Психологические проблемы в развитии ребенка можно разделить на две основные группы: внешние (окружение ребенка) и субъективные (индивидуальные личностные особенности). К внешним факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия в детском саду. В детском саду психотравмирующей ситуацией могут выступать адаптация к детскому саду, воспитателям, детям, конфликты с ровесниками. К личностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка, коммуникативность, страх, тревожность, гиперактивность [1; c. 92].

Цель статьи – рассмотреть педагогические условия коррекции психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста посредством хомусотерапии. Хомусотерапия является разновидностью музыкотерапии. Для коррекции детей со страхами, двигательными, речевыми и психосоматическими расстройствами отлично подойдет использование музыки. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.

Исследования В.М. Бехтерева, И.М. Гриневой, И.М Догеля, И.Н. Тарханова выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека [2, с.26]. Содержание, организация и методика проведения музыкальных занятий с детьми с проблемами определяются, с одной стороны, спецификой музыкального искусства, с другой – природой и характером нарушений в развитии ребенка. В связи с этим основными задачами музыкальных занятий являются следующие: способствовать коррекции нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности; доставлять детям радость, создавая положительный эмоциональный фон, возможности для их самостоятельной и творческой деятельности; способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации [2, с.112].

Правильный выбор музыки – ключевой фактор музыкотерапии. Исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например, при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка - прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы.[1; 34] Шум живой природы издает якутский хомус. У якутов хомус являлся инструментом шамана, и техника имитации звуков птиц и зверей символически означало появление духов-помощников. Он помимо эстетического наслаждения имеет и лечебный эффект. Хомус – не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его и состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольётся с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить человеческую радость, разогнать, развеять печаль, исцелить от болезней [4;3].

Хомусотерапия – незаменимое средство от стресса, для релаксации и гармонии. Каждая тональность хомуса оказывает положительное воздействие на определенные чакры.

Якутский национальный инструмент хомус отличается характерным волшебным звуком, обладающим уникальной способностью издавать звуки живой природы. Многие исследователи пытаются разгадать тайну этого маленького, но звонкого инструмента, помещающегося в ладони.

Первые навыки ребёнок может получить в дошкольном возрасте. В процессе обучения нужно научить правильно фиксировать хомус, правильно ударять по язычку, извлекать основной звук, выполнять простейшие приёмы игры. В 6-8 лет, когда меняются молочные зубы, нужно прекратить игру на хомусе. В это время работа должна идти в другом направлении: научить слушать музыку хомуса, привить любовь к хомусу. Поэтому необходимо организовать прослушивание игры мастеров-импровизаторов, рассказа о содержании музыки, практиковать рисование после музыки. Такими занятиями надо охватить всех ребят. Детей в 9-12 лет надо обучать приёмам игры, дыхания, умению играть песни, простые мелодии [4;с.12]

Наблюдения за детьми показывают, что гиперактивные, агрессивные, тревожные дети из неблагополучных семей становятся более спокойными, эмоционально-отзывчивыми, позитивно настроенными. У них повышается познавательный интерес к окружающему миру, игра на хомусе раскрывает внутренний потенциал у детей, они начинают хорошо рисовать, сочинять стихи, у них развивается воображение, фантазия, творческие способности.

Таким образом, хомусотерапия является новым направлением в дошкольной педагогике и имеет большой потенциал в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.

Использованная литература:

  1. Глазунова Л.И. Коррекция психоэмоционального состояния человека средствами музыки / Л.И Глазунова: Учебно-методичсекое пособие. – Белгород: БелГУ,2004. – 116 с.

  2. Медведева Е.А Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб.пособие для студ. сред.пед.учеб. заведений /; Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224с.

  3. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Гуманит. Издат. Центр ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

  4. Шишигин С.С. Играйте на хомусе / С.С Шишигин; - Покровск: Издательский центр «Покровск», 2003. – 21с.

Просмотров работы: 1339