ПОДБОР РЕПЕРТУАРА В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОДБОР РЕПЕРТУАРА В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Яхонт А.Ю. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главная задача педагога заключается в том, чтобы никто не потерял любовь к музыке. Учитель должен уметь пересматривать репертуар, заменять сложное на простое: по фактуре, форм образования, планирование большого количества произведений для ознакомления. Тут для преподавателя стоит нелегкая задача. С одной стороны репертуар должен соответствовать программе, а с другой стороны должен заинтересовать ученика. Так же нужно учитывать его способности, такие как: интеллект, темперамент, музыкальные способности, душевные качества. Репертуар должен воспитывать вкус. Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит – оно отвечает его эмоциональному состоянию. Ясно, что такие пьесы не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора нужно. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов. А серый репертуар, не соответствующий уровню интеллекта, снижает стремление заниматься музыкой. В программу преподаватель должен включать произведения, которые будут расширять кругозор ученика за счет образов современной музыки, обработок русских народных песен.

Гитарный репертуар складывался годами. Основателями гитарной школы являются: каталонец Фернандо Сор (1778-1839), итальянцы Мауро Джулиани (1781-1828) и Маттео Каркасси (1792-1853). Перу Сора принадлежит большое количество произведений для гитары. Он написал множество этюдов, охватывающих самые разные аспекты исполнительской техники, а также несколько песен под аккомпанемент гитары. Сор так же писал большое количество пьес для ДМШ: «Вальс», «Andantino» , «Рондо» ученики школ с удовольствием исполняют на гитаре. Он создал «Школу игры на гитаре» [1]. М. Джулиани был автором не только сольных произведений, но и концертов для гитары, которые являются ярким примером выверенного баланса между мелодическим и техническим аспектами инструмента. Этюды Джуллиани часто исполняют в ДМШ, в колледжах. Один из самых исполняемых композиторов в музыкальных школах является Маттео Каркасси, этюды которого сами по себе стали полноценными составляющими концертного гитарного репертуара. М. Каркасси издана «Школа игры на шестиструнной гитаре» [2] . Это можно сказать самый популярный учебник для ДМШ. Каждый гитарист начал свой музыкальный путь с произведений этого композитора. «Andantino», «Allegretto», «Вальсы» Каркасси стоят в программе многих ДМШ.

Гитарный репертуар очень богат, можно перечислять очень долго композиторов, написавших большое количество произведений для детей. К этому списку можно отнести и русских композиторов, уделявших большое внимание детскому репертуару. Например, А. М. Иванов-Крамской (1912-1973), а так же и его дочь Н. А. Иванова-Крамская внесли огромный вклад в развитие гитарного репертуара. Каждый из них разработали свои учебники. Александр Михайлович создал «Школу игры на шестиструнной гитаре» [3], а Наталья Александровна «Школа исполнительского мастерства юного гитариста» [4]. В них входят, как произведения зарубежных композиторов, так и авторские пьесы. Вариации на темы русских народных песен очень часто звучат в гитарных классах. Е. Ларичев написал большое количество обработок русских народных песен. Одна из моих любимых – «Ивушка» [5]. В наши дни для ДМШ пишут такие композиторы, как В. Козлов, Н. Кошкин. А. Ольшанский, А. Винницкий.

Выбор репертуара – очень ответственная задача. При выборе репертуара, я считаю, нужно не только следовать программе, но и учитывать желание ученика. Нужно давать несколько вариантов на выбор. Важно заинтересовать учащегося, чтобы он получал удовольствие от занятий на инструменте и это не было для него каторгой. Не важно, что должен исполнять ученик, а важно как. Он может и выбрать достаточно легкую пьесу для своего уровня, но должен исполнить это точно, музыкально, выразительно, чтобы понравилось ему самому. Успешное выступление на экзамене или концерте будет стимулировать его к дальнейшим занятиям.

Репертуарный список:

  1. Сор Ф. Школа игры на гитаре. Феникс, 2008. 176 с.

  2. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. «Советский композитор». 1990.

  3. Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Музыка, 1989. 154 с.

  4. Иванова-Крамская Н. А. Школа исполнительского мастерства юного гитариста. Феникс, 2009. 160 с.

  5. Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Музыка, 1971.

3

Просмотров работы: 1800