Важная роль семьи в развитии личности ребенка с психо-физическими нарушениями получила отражение в педагогических и психологических научных трудах (Азарова Ю.П., Антонова А.И., Дементьева Н.Ф., Холостова Е.И. и др.). Успешный опыт воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии показывает, что специально созданные условия способствуют активизации их психомоторного развития и сглаживанию недостатков психического статуса (А.И. Зарин, О.П. Гаврилушкина, Л.Б. Баряева, А.А. Катаева, Е.М. Мастюкова, Н.Г. Морозова, Ю.В. Нефедова, Н.Д. Соколова и др.).
Мощным развивающим потенциалом и значимым условием развития ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и вторичной задержкой психического развития является организация различных форм продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) в семье. Продуктивная деятельность помогает ребенку не только развить воображение, мышление, память, ручную умелость, а также выразить свои чувства, переживания, тем самым в процессе данной деятельности формируются художественно-творческие способности. Ещё Л.С. Выготский говорил: «Детское творчество научает ребенка овладеть системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению».
Зачастую детям с ЗПР и нарушением опорно-двигательного аппарата самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью довольно сложно, необходима помощь взрослого. В домашних условиях родителям следует организовать такой процесс занятий изобразительной деятельности, в котором учитываются особенности и возможности ребенка.
Целесообразно организованная совместная изобразительная деятельность ребенка с нарушением в развитии и взрослого в семье способствует:
формированию художественно-творческих способностей;
удовлетворению эмоционального контакта ребенка и родителя;
воспитанию личных качеств ребенка (уверенность, усидчивость и др. )
повышению степени эстетической и нравственной воспитанности.
Уже несколько десятилетий занятия изобразительной деятельностью рассматриваются педагогами-дефектологами как средство коррекции. Существуют множество трудов по использованию изобразительной деятельности в обучении детей с нарушением слуха (Т.С.Зыкова, A.A.Bенгер, М.Ю.Рау и др.); детей дошкольного возраста с нарушением зрения (Л.И.Плаксина); детей с нарушением интеллекта школьного и дошкольного возраста (З.А.Апацкая, Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева, О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова, Т.Н.Головина, Е.А.Шилова и др.); дошкольников с задержкой психического развития (ЕА.Екжанова и др.). М.Монтессори широко использовала изобразительную деятельность в обучении глубоко умственно отсталых детей (Г.В. Цикото, Р.Д. Бабенкова, A.A. Еремина и др.). Отдельные коррекционные приемы, необходимые при формировании графических навыков, рекомендованы для детей с детским церебральным параличом Г.В. Кузнецовой.
Как правило, у дошкольников с церебральным параличом и задержкой психического развития изобразительная деятельность находится на очень низком уровне сформированности. Причины носят комплексный характер, включая двигательные, психические, сенсорные отклонения. Данный вид деятельности для детей является сложным, а иногда и вовсе не возможным без помощи взрослого. Именно поэтому у дошкольников он не вызывает большого интереса, а у родителей создается неправильное впечатление о возможностях ребенка.
Организация изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллектуальной сферы и ОДА дома родителями строится на следующих принципах:
индивидуального подхода;
поддержке самостоятельной активности ребенка;
психолого-педагогической поддержки со стороны педагогов.
Внимание родителей к изобразительной деятельности детей, как нам кажется, может создать условия для развития ручных умений детей в домашних условиях, обогатить представления детей о предметном мире, развивать художественный вкус и творческие способности дошкольников.