ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ

Соина Е.В. 1, Смольнякова Ю.А. 1, Артюхина А.И. 1
1Волгоградский Государственный Медицинский Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня в биологическом образовании наметилась тенденция к визуализации живого восприятия мира с использованием различных интерактивных методов и средств обучения.

Интернет, без сомнения, является самой широкодоступной информационной технологией и информационной базой последнего времени. Глобальная сеть Интернет открывает широчайшие перспективы двустороннего индивидуального взаимодействия с постоянно обновляющимися информационными ресурсами, профессионально ориентированными справочными системами, освещающими различные аспекты русского языка и культуры речи [4]. Во-первых, развитие технологической оснащенности, которая связана с развитием IT-технологий, глобальной интеграцией компьютерных систем и технологий, разной сложности и задач [1] например, использование интерактивных досок, столов, документальных-камер Mimio View, интерактивных проекторов и др. [3]. Во-вторых, все доступность к сети Интернет, которая позволяет проникать во все сферы человеческой деятельности, в том числе в образовательную. В-третьих, рост разнообразных интерактивных методических обеспечений. Так например, ЭУМК «Биология»: учебник для 8 класса Ч.1-2.

С одной стороны, цифровые материалы удобны там, где становится задача знакомства с разнообразием и географическим распределением изучаемых биологических объектов, или задача расширения биологической эрудиции, или иные педагогические задачи» [1]. Создают новые педагогические инструменты, которые позволяют расширять спектр возможностей, повышают мотивацию у школьников, открывают новые возможности для детей с ограниченными возможностями.

Однако, намечается ряд проблем, связанных с компьютеризацией в образовании. Можно выделить несколько направлений развития данной тенденции. Для развития эмоционально-ценностного отношения, приобретения навыков конкретных, реальных исследовательских навыков, остро строит проблема наличия контакта с живыми объектами.

В своей профессиональной деятельности педагог-мастер, безусловно должен использовать интерактивные методы и средства обучения, однако их количество, рациональное использование и цели не должны преобладать, над живым материальном миром. Например, используя фильм или анимацию, трудно развить терпение, смелость, аккуратность, бережному отношению с животными или растениями. В искусственно-моделированном объекте ребенок имеет дело с идеализированными объектами [1]. Использование анимационных хомячков, попугайчиков, рыбок, не может заменить школьнику настоящих живых объектов, за которым можно ухаживать, гладить, ласкать, заботиться, кормить, играть. Лишь через реальные ценности можно добиться бережному, правильному отношению к живой природе, заботясь «здесь и сейчас». Контакт с живыми объектами поможет не только избежать искаженности восприятия учениками объекта. Но и поможет преодолеть свои внутренние трудности.

При изучении внешне не наблюдаемых объектов различных клеточных структур или сложно моделируемых физических процессах: работы сердца - удобнее использовать цифровые технологии. «В одних ситуациях, целесообразней использовать компьютерные средства, где показать тот или иной живой объект достаточно трудно в силу возможностей. Лучше проводить реальные опыты или эксперименты в лаборатории, где ученики сами наблюдают за экспериментами» [1].

Пользуется большой популярностью виртуальная экскурсия, которую с легкость можно заменить настоящей — в зоопарк, ботанический сад, в оранжерею и т. п. Например, можно не выходя из дома побывать в Париже, увидеть древнего человека и побывать на Титанике [2]. От педагога это не займет столь больших усилий, чем от настояшей. Её проще организовать, она гибка в рамках учебно-воспитательного процесса,доступна, не требует финансовых сложений. При этом у учителя исчезает возможность планировать маршрут, подбирать удобный и доступный вид транспорта, погодных условий и т. п. Безусловно, для большинства это возможность позволяет делать акценты на разные моменты биологического содержания.

Ежедневно работая с подобными интерактивными системами, педагог-мастер, лишает возможности ученика самому сформировать собственное мнение о конкретном животном, растении. Навязывает свой идеальный образ ученикам, в отличии от реального мира, и при встречи школьника с идеальным навязанном объектом, могут возникать серьезные трудности: размера объекта, его цвета, формы, запаха и др. Оно стирает границы между реальным и виртуальным [1]. Подмена реальных ценностей, виртуальными.

На наш взгляд, для решения такой проблемы необходим комплексным подходом к выбору средств наглядности. Чередуя сильные и слабые стороны, виртуального и реального мира.

Список использованной литературы:

1. Биологическое образование школьников: реальное или виртуальное? [Текст]: методический материал / А.Б. Пшеничнер // БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ.- 2013. - №10. - С. 30-44.

2. Голобородько К.С., Ковалевская А.О., Волончук У.В и др. Перспективы использования ИНК в коррекционном образовании. // Образование сегодня: векторы развития. 2014. - С. 55-383.

3. Mimio в России: сайт Софии Горлицкой [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://www.mimio-edu.ru/oborudovanie

4. Швырина Г. В. Интернет-ресурсы как эффективное средство формирования культуры речи учащихся // Образование и общество. - 2010. - N 3. - С. 61-64.

Просмотров работы: 1093