МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребёнка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является воспитание физических качеств. Воспитание физических качеств ребёнка в период дошкольного детства осуществляется разными путями. С одной стороны приобретению новых навыков и умений способствует игровая деятельность. Подвижная игра – это сложная двигательная, эмоциально окрашенная деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают выявить конечный итог или количественный результат. В подвижной игре закрепляются двигательные навыки. По ходу игры возникает необходимость двигаться и действовать во внезапно изменяющихся ситуациях и решать двигательные задачи в кратчайшие сроки.

Исторически сложившиеся составные части подвижной игры (содержание, форма и методические особенности) позволяют рассмотреть её в качества одного из важных средств физического воспитания. Это средство, при педагогически оправданном практическом использовании, становится эффективным методом физического воспитания [21].

В современной дошкольной педагогике проблемой изучения влияния подвижных игр на всестороннее воспитание и развитие занимались Т. И. Осокина [8], М. Ф. Литвинова [11], Е. В. Конеева [10], В. И. Гришков [3] и др. Однако исследования в основном направлены на изучение двигательной активности и общих видов движений и недостаточно описано значение по воспитанию физических качеств детей. Поэтому проблема влияния игры на воспитание физических качеств детей старшего дошкольного возраста является недостаточно изученной. Исходя из вышесказанного, проблема нашего исследования является актуальной.

Цель исследования: изучить влияние подвижных игр на воспитание физических качеств старших дошкольников.

Гипотеза – мы предполагаем, что применение подвижных игр является эффективным средством воспитания физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Цель нашего исследования предполагала решение следующих задач:

Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме влияния подвижных игр на воспитание физических качеств детей старшего дошкольного возраста.

Выявить влияние подвижных игр на воспитание физических способностей детей дошкольников.

Разработать методические рекомендации по использованию подвижных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных; педагогические контрольные испытания (тесты); педагогические наблюдения; педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В процессе исследовательских мероприятий по теме выпускной квалификационной работы нами изучалась специальная научная, научно-методическая и учебно-методическая литература. Анализ научно-методической литературы осуществлялся для подбора методов исследования и подготовки теоретической части работы. Научно-методическая литература по теме работы представлена разработками отечественных авторов, исследованиями российских ученых, инновационными технологиями.

Для решения задач исследования применялись педагогические контрольные испытания (тесты). Тест – это измерение или испытание, проводимое для определения способностей или состояния человека. Таких измерений может быть очень много, в том числе на основе использования самых разнообразных физических упражнений. Однако далеко не каждое физическое упражнение или испытание можно рассматривать как тест. В качестве тестов могут использоваться лишь те испытания (пробы), которые отвечают специальным требованиям:

- должна быть определена цель применения любого теста (тестов);

- следует разработать стандартизированную методику измерения результатов в тестах и процедуру тестирования;

- необходимо определить надежность и информативность тестов;

- результаты тестов могут быть представлены в соответствующей системе оценки.

Система использования тестов в соответствии с поставленной задачей организацией условий, выполнением тестов испытуемыми, оценка и анализ результатов называется тестированием. В основе тестов, используемых в физическом воспитании, лежат двигательные действия (физические упражнения, двигательные задания). Такие тесты называются двигательными или моторными. Данные тестирования заносятся педагогом в протокол, а затем в личную карточку ребёнка. Данные тестирования необходимо проводить в определенные периоды физкультурно-оздоровительной деятельности, в связи, с чем можно отследить уровень физической подготовленности детей.

Для оценки уровня развития физической подготовленности были применены следующие контрольные испытания:

ходьба 10 метров;

бег 10 метров;

прыжки в длину с места;

метание вдаль.

Педагогические наблюдения.

Педагогические наблюдения позволяют изучить испытуемых в естественных условиях, что особенно важно при работе с детьми дошкольного возраста. В отличии от повседневного наблюдения, данные наблюдения организуются специально, имеют ясную сформулированную задачу, четко обозначенный предмет наблюдений, а также систему фиксации наблюдаемых фактов. Результаты наблюдений заносятся в журнал, дневник, протокол. При обработке данных были отсеяны случайные факты, выявлены закономерности, сделаны обобщения, выводы.

Педагогический эксперимент носил сравнительный характер. Эксперимент проводился с целью определения эффективности разработанной методики воспитания физических качеств детей старшего дошкольного возраста, посредством применения подвижных игр.

Эксперимент проводился в три этапа:

1 этап – изучение исходного уровня физических качеств;

2 этап – внедрение в процесс физического воспитания дошкольников, которые составили экспериментальную группу, разработанной методики;

3 этап – обработка полученных результатов.

Педагогический эксперимент предусматривал внедрение в процесс физического воспитания экспериментальной группы разработанной нами методики, направленной на воспитание физических качеств посредством применения подвижных игр.

В течение месяца дважды в неделю мы обучали и упражняли детей в выполнении простейших заданий в подвижных играх. В зависимости от погодных условий эту работу проводили либо в зале, либо на участке.

Вначале мы организовывали игры по подгруппам – по 8-10 человек. Это позволило быстро и легко организовывать детей, сосредотачивать их внимание на объяснении условий игры, поддерживать дисциплину и контролировать выполнение игровых действий. К концу месяца постепенно довели количество одновременно участвующих в игре детей до 18 – 20 человек.

В последующей работе придерживались такого расписания: в понедельник и четверг (после сна) – разучивание новой или закрепление знакомой подвижной игры, во вторник и пятницу – проведение подвижной игры на физкультурных занятиях. В зависимости от содержания основной части физкультурного занятия планировали игр так, чтобы нагрузка, получаемая детьми на занятиях, были равномерно распределена на все основные группы мышц. В одну игру дети играли на 3-4 занятиях подряд, причём на последних занятиях игра постепенно усложнялась. Дети проявляли большой интерес к подвижным играм. Их увлекало разнообразие движений в одной игре.

Занятия по физическому воспитанию в контрольной группе проводились по общепринятой программе Муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида «Детский сад № 4» г. Прокопьевска.

Дети быстро привыкли к играм на занятиях и на воздухе, наладилась дисциплина. Они с нетерпением ждали занятий по физической культуре. В игры дети могли уже играть по несколько раз в день, с большим удовольствием.

На начальных этапах разучивания подвижных игр мы последовательно предъявляли требования к качественному, быстрому и точному выполнению движений детьми. Усложнённые варианты игр предлагали лишь после усвоения основных правил, овладения двигательными навыками и простейшими игровыми приёмами. Требования по качеству выполнения движений мы повышали с учетом возраста детей. При разработке вариантов подвижных игр мы старались предусмотреть использование различных пособий и оборудования, что позволило, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой – сохранить интерес к их выполнению. На собственном опыте мы убедились, что подвижные игры нужно использовать, так как они являются эффективным средством развития ловкости и других физических и морально-волевых качеств детей дошкольного возраста.

Лучший путь развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков, - это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях.

И для того чтобы подвести итоги проделанной работы мы провели повторное тестирование, результаты занесли в таблицу.

Методы математической статистики нами использовались для расчёта средних арифметических показателей стандартного (среднего квадратического) отклонения и расчёта границ доверительных интервалов для определения достоверности различий на основе критических значений t-критерия Стьюдента между показателями занимающихся контрольной и экспериментальной групп. Для расчета вышеуказанных статических параметров использовалась компьютерная программа Microsoft Excel 2007 из пакета Microsoft office.

Исследование было организовано с детьми старших групп (по 20 человек в каждой группе) в возрасте 5-6 лет.

Исследование было организовано в несколько этапов:

На первом этапе осуществлялся анализ научно-методической литературы;

На втором этапе осуществлялся подбор методов исследования;

На третьем этапе была проведена подготовительная работа к проведению педагогического тестирования и наблюдения;

На четвертом этапе был организован и проведен педагогический эксперимент с участием контрольной и экспериментальной групп;

На пятом этапе – анализировались полученные данные, проводилось оформление выпускной квалификационной работы.

В ходе исследования нами было проведено тестирование физической подготовленности всех испытуемых. Комплекс тестовых заданий включал в себя 4 контрольных упражнения, предназначенных для выявления уровня развития физических качеств детей 5-6 лет.

После математической обработки и анализа данных, полученных в ходе тестирования, было выявлено следующее. В целом можно наблюдать незначительные отличия в уровне развития физических качеств детей 5-6 лет контрольной и экспериментальной групп на момент начала педагогического эксперимента (p0>0,05)(табл. 1, рис. 1-4).

Результаты тестирования, проведённого по окончанию педагогического эксперимента, показали, что уровень показателей развития физических качеств детей и контрольной и экспериментальной группы вырос.

В то же время, в экспериментальной группе за период проведения педагогического эксперимента произошли более выраженные изменения тестируемых показателей (p0

Просмотров работы: 2485