ПРИМЕНЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ТРЕНИРОВКЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-МНОГОБОРЦЕВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРИМЕНЕНИЕ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ТРЕНИРОВКЕ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-МНОГОБОРЦЕВ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ЭТАПЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Легкоатлетические многоборья – включают в себя от 3 до 10 видов, представляющих легкоатлетические бега, прыжки и метания. Это требует от спортсмена высокого уровня развития физических качеств, таких как ловкость, гибкость, сила, быстрота, выносливость и скоростно-силовые способности [8,13, 45].

Легкоатлетическое многоборье является сложным в техническом отношении видом спорта. Оно объединяет несколько относительно обособленных дисциплин, требующих проявления высокого технического мастерства. Ограниченность периода времени в тренировке юных многоборцев, отводимого на освоение техники в каждой дисциплине многоборья, вынуждает специалистов к постоянному поиску внутренних резервов, возможностей оптимизации системы специальной подготовки десятиборцев [11, 37]. Для быстрого освоения технической стороны вида необходимо развивать у молодых спортсменов преимущественно такие качества как гибкость, скоростно-силовые и координационные способности [35].

Анализ специальной литературы позволил выявить, что многие специалисты предлагают совершенствовать всестороннее физическое развитие, гармонично развить силу основных групп мышц [12, 25], повысить быстроту выполнения движений, общую выносливость, увеличить подвижность в суставах, улучшить координацию движений и ловкости, научиться выполнять движения легко и свободно, без излишних напряжений [38, 43].

Для рационального развития координации, гибкости и скоростно-силовых качеств лучше всего применять акробатические упражнения [7].

Несколько специалистов предлагают использовать элементы акробатики в подготовке легкоатлетов-многоборцев, главным образом основываясь на развитии ловкости и силы [3, 21, 24], что в свою очередь недостаточно для полного усвоения техники вида.

Поэтому, на наш взгляд, достаточно актуальной является разработка комплекса акробатических упражнений для развития скоростно-силовых, координационных качеств и гибкости, применяемого в подготовке юных многоборцев 13 – 14 лет.

Проблема исследования. Эффективное развитие скоростно-силовых, координационных качеств и гибкости в тренировочном процессе у юных многоборцев 13 – 14 лет с помощью акробатических упражнений.

Цель исследования – разработка комплекса акробатических упражнений для повышения уровня специальной физической подготовки легкоатлетов-многоборцев 13 – 14 лет.

Гипотеза исследования - предполагается, что использование акробатических упражнений в тренировке юных многоборцев позволит качественно повысить уровень развития скоростно-силовых, координационных способностей и гибкости на начальном этапе подготовки спортсменов, что в дальнейшем обеспечит более быстрое и успешное овладение техникой выполнения всех видов, из которых состоит многоборье.

В процессе достижения цели исследования (разработка комплекса акробатических упражнений для повышения уровня специальной физической подготовки легкоатлетов-многоборцев 13 – 14 лет) решались следующие задачи:

Изучить научно – методическую литературу по проблеме применения акробатических упражнений в тренировке юных многоборцев 13 – 14 лет;

Разработать комплекс акробатических упражнений для использования в тренировочном процессе юных многоборцев 13 – 14 лет;

Экспериментально обосновать разработанный нами комплекс акробатических упражнений для использования в тренировочном процессе юных многоборцев 13 – 14 лет.

Для решения поставленных в работе задач применялись следующие методы исследования:

1. Анализ научно – методической литературы позволил определить и теоретически обосновать основные направления исследования;

2. Педагогические наблюдения;

3. Тестирование;

4. Педагогический эксперимент;

5. Методы математической статистики.

1. Анализ научно – методической литературы позволил определить и теоретически обосновать основные направления исследования:

особенности возрастного развития юных многоборцев 13 – 14 лет;

характеристику и назначение акробатических упражнений;

анализ методик развития скоростно-силовых, координационных способностей и гибкости, применяемых в тренировочном процессе многоборцев.

2. Педагогическое наблюдение позволило нам:

вести наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике;

вести регистрацию событий в момент их протекания;

определять результаты исследования независимо от мнений испытуемых.

3. Тестирование.

Для определения уровня скоростно-силовой подготовленности многоборцев нами использовались следующие методы:

Прыжок в длину с места.

Тест выполняется с приземлением в яму с песком по одному (по очереди), каждому дается 3 попытки, записывается лучший результат. Измерения проводятся в метрах при помощи измерительной рулетки (с точностью до 1 см);

Бег на 30м.

Испытуемые совершает два забега с интервалом 1 - 1,5 минуту. Измерение проводится секундомером (с точностью до сотой секунды). Лучшая попытка заносится в протокол;

Для определения уровня координационной подготовленности многоборцев использовался:

Челночный бег 3*10м.

На расстоянии 10м находятся два набивных мяча (можно кегли). По сигналу испытуемый бежит от одного мяча до другого, обегает его с любой стороны, возвращается назад, снова обегает и, пробежав в 3-й раз 10-метровый отрезок, финиширует. Даётся две попытки с интервалом в 1 минута. Лучшая заносится в протокол.

3 кувырка вперёд на время.

Испытуемый встаёт у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде «Можно!» испытуемый принимает упор присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперёд (длинный кувырок нельзя). После последнего кувырка спортсмен снова принимает основную стойку. Лучшая из двух попыток заносится в протокол.

Для определения уровня гибкости многоборцев использовался:

«Выкруты» с гимнастической палкой.

Испытуемый встаёт в исходное положение – ноги на ширине плеч, палка горизонтально внизу, хват сверху шире плеч: - руки плавно поднимаются с палкой вверх и делают выкрут рук назад/вперёд. Выполнение до предельного минимальной ширины между хватом кистями палки. Измеряется расстояние от кистей испытуемого по внутренней стороне. Чем меньше расстояние, тем лучше результат. Измерения проводятся в сантиметрах при помощи измерительной рулетки (с точностью до 1 см);

«Мостик».

Испытуемый выполняет упражнение «мостик» из положения лёжа или стоя. Измеряется расстояние от кистей до пяток испытуемого. Чем меньше расстояние, тем лучше результат. Измерения проводятся в сантиметрах при помощи измерительной рулетки (с точностью до 1 см);

4. Педагогический эксперимент по своей направленности был сравнительным и проводился с целью определения эффективности проведения предложенного комплекса в тренировке юных многоборцев.

В нашей работе эксперимент является основным методом исследования, позволяющим оценить исходный уровень и динамику изучаемых показателей.

5. Методы математической статистики.

Для обработки полученных результатов исследования были использованы общепринятые методы математической статистики. Оценка достоверности различий средних значений осуществлялась по t-критерию Стьюдента при 5% уровне значимости. Все данные были обработаны с помощью компьютерной программы Microsoft Office Exel 2003.

Для решения поставленных задач был организован педагогический эксперимент. В нем приняли участие две группы начальной полготовки третьего года обучения. Одна – контрольная, вторая – экспериментальная. В каждой группе было по 10 юношей 13-14 лет. Длительность эксперимента составила три месяца, с начала сентября по конец ноября 2015 г. По уровню физической подготовленности испытуемые были примерно одинаковые.

На первом этапе изучалась научно-методическая литература по интересующей нас теме исследования. Всего проанализировано 46 источников.

На втором этапе, в начале и в конце педагогического эксперимента проводилось тестирование для определения уровня развития физических качеств испытуемых, затем, на основе изученной научно-методической литературы разрабатывался комплекс акробатических упражнений, применяемый в тренировочном процессе юных многоборцев. Проводился педагогический эксперимент.

На третьем этапе после получения данных от педагогического эксперимента, проводилась обработка полученных результатов исследования и их анализ.

Как показал анализ литературных источников, в легкоатлетическом многоборье, для достижения высокого уровня спортивного мастерства, необходимо развитие у занимающихся таких качеств, как гибкость, координация и скоростно-силовые способности. Это положение подтверждается и нашими экспериментальными исследованиями.

Следовательно, основной задачей педагогического эксперимента у нас являлось совершенствование комплекса акробатических упражнений, применяемого для развития гибкости, координации и скоростно-силовых способностей на основе полученных результатов собственных исследований.

Процесс развития гибкости, координации и скоростно-силовых качеств осуществлялся постепенно (прил. 3).

Дозировка упражнений, направленных на развитие гибкости, была небольшой, но упражнения применялись систематически, на каждом занятии. Также эти упражнения включались в утреннюю гимнастику. Прежде чем приступить к упражнениям на повышение подвижности суставов, проводилась разминка для разогревания мышц.

Упражнения на растягивание давали эффект, если их повторяли до появления ощущения лёгкой болезненности.

Основными средствами развития гибкости являлись упражнения на растягивание, которые могли быть динамического (пружинистые, маховые, и т. п.) и статического (сохранения максимальной амплитуды при различных позах) характере.

Упражнения на растягивание выполнялись без отягощения.

Комплексы упражнений, направленные на развитие подвижности в различных сочленениях опорно-двигательного аппарата, состояли из упражнений активных (максимальная амплитуда достигается самим выполняющим) и пассивных (максимальная амплитуда достигается с помощью дополнительных внешних усилий). Нагрузка в упражнениях на гибкость на отдельных занятиях и в течение эксперимента увеличивались за счёт увеличения количества упражнений и числа их повторений. Темп при активных упражнениях составлял 1 повторение в 1 секунду; при пассивных – 1 повторение в 1 – 2 секунды; удержание статических положений – 20-30 секунд.

При выполнении заданий на гибкость перед испытуемым ставилась конкретная цель, скажем дотянуться рукой до определённой точки или предмета. Подобный приём позволяет достичь большей амплитуды движений.

Основным методом развития гибкости являлся повторный метод, где упражнения на растягивание выполнялись сериями по 10 – 12 повторений в каждой. Амплитуда движений увеличивалась от серии к серии. На тренировках 20 % времени уделялось развитию гибкости.

В качестве методов совершенствования гибкости использовались игровой и соревновательные методы, тогда занятия проходили интересно и весело (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая колени, сумеет поднять с пола обеими руками плоский предмет и т. д.).

Упражнения на гибкость выполнялись в такой последовательности: в начале упражнения для суставов верхних конечностей, затем – туловища и нижних конечностей.

Активная и пассивная гибкость развиваются параллельно.

Для развития гибкости в плечевых суставах применялись следующие упражнения:

а) круговые движения руками в боковой и лицевой плоскостях поочерёдно, последовательно и одновременно;

б) из положения стоя, руки вверх с резиновым бинтом, выкрут, опуская руки назад за спину и возвращаясь в исходное положение;

г) тоже, но со скакалкой, руки вверх шире плеч.

Ещё одна задача акробатических упражнений сводится к совершенствованию координации движений, тренировке скорости реакции, развитию смелости и решительности.

В разработанном нами комплексе акробатических упражнений представленные движения на развитие координации главным образом кувырки (прил. 3). Их различные комбинации должны выполнялись на ограниченном пространстве и в различных темпах. Чтобы развить смелость, исполнение этих упражнений постепенно переводится с матов на непокрытый пол. Для воспитания смелости и решительности имеют ценность только первые исполнения на матах, ибо, как только ученики убедятся в безопасности и безболезненности упражнений, эта задача уже не ставится. Выполнение на полу действительно требует смелости и решительности, так как оно несколько болезненно.

В качестве средств воспитания двигательно-координационных способностей нами были использованы акробатические упражнения, и если выполнение их объективно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходиться преодолевать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия. Однако по мере того, как действие становится привычно и всё больше закрепляется связанный с ним навык, оно становится всё менее трудным в координационном отношении и поэтому всё меньше стимулирует развитие координационных способностей.

Координация немыслима без развития суставно-мышечной чувствительности, способствующей образованию тонкой двигательной дифференцировки.

С целью воспитания координационных способностей на учебно-тренировочных занятиях ставили многоборцев в новые, непривычные для них, условия: изменяли основное направление, выполняли упражнения с другой ноги и в другую сторону, изменяли обычные условия, тем самым заставляя спортсменов преодолевать возникающие трудности. Например, при упражнениях статического равновесия уменьшали или повышали площадь опоры, увеличивали количество вращательных движений, доведя их до максимума, выполняли упражнения в равновесии в очень медленном, а другие в очень быстром темпе и др.

В качестве развития координационных способностей использовались игровой и соревновательный методы. Например, во время выполнения кувырков занимающиеся выполняли 5 кувырков вперёд/назад на время.

Упражнения на развитие скоростно-силовые качества применялись в комплексе вместе с упражнениями как на развитие гибкости, так и на развитие координации.

Следует указать, что вышеперечисленные средства использовались неодинаково в тех или иных занятиях.

Дополнительно в экспериментальной группе проводился просмотр и методический разбор учебных кинофильмов, кинограмм и др. Кроме того, юные спортсмены обязаны были ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, а также задания тренера-преподавателя по отработке отдельных элементов техники упражнений и развитию физических качеств, давая их на определенный срок и периодически проверяя правильность выполнения.

Для лучшего наблюдения за спортсменами в педагогическом эксперименте, в обеих группах вели дневники тренировок, для анализа выполнения тренировочной нагрузки и самоконтроля за функциональным состоянием организма.

Представителям контрольной группы тренировочные нагрузки планировались на основе рекомендаций и традиций, сложившихся в отечественной практике десятиборья, которые ориентируются прежде всего на равное развитие двигательных способностей.

Тренировочная нагрузка спортсменов экспериментальной группы планировалась с акцентом на развитие физических качеств, способствующих пространственной ориентации и лучшей подвижности в суставах.

Общие объёмы тренировочной нагрузки в обеих группах были одинаковые, но основное различие в методике подготовки юных многоборцев экспериментальной и контрольной групп заключалось в применении комплекса акробатических упражнений в течение 20 минут после разминке или в конце основной части тренировки спортсменов.

В настоящем разделе приводятся результаты исследований юных многоборцев с применением различных тренировочных методик и их влияние на общую физическую подготовленность.

В начале педагогического эксперимента было проведено тестирование испытуемых. Оно включало в себя 6 контрольных упражнений, с помощью которых определялись показатели развития вышеуказанных качеств.

Результаты исследования показали, что по уровню физической подготовленности испытуемые примерно одинаковы. В среднем разница в показателях не больше 1%.

По истечению трёх месяцев педагогического эксперимента были проведёны повторные контрольные тесты на выявление повышения уровня развития физических качеств.

Сравнительный анализ показателей, полученных через 3 месяца в контрольных упражнениях на определения уровня развития координационных способностей (табл. 1) показал, что через 3 месяца тренировок спортивные результаты возросли у испытуемых обеих групп. Однако прирост их в течение этого времени был различным. Так, через 3 месяца спортивных занятий результат в челночном беге 3*10м улучшился в среднем на 0,4 сек в экспериментальной группе, а контрольной группе - на 0,1сек. Достоверно (ро

Просмотров работы: 1360