РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время особую актуальность приобретает разработка вопросов, связанных с применением таких коррекционных технологий, которые бы позволили школьникам с проблемами в развитии не только получить определенный объем знаний, умений и навыков, но и повлекли бы за собой истинное развитие ребенка. Именно такую возможность предоставляет становление у детей с нарушением интеллекта координационных способностей [3].

Координационные способности (КС) могут рассматриваться как один из важнейших компонентов двигательных способностей. Согласно определению Л. П. Матвеева (2008), это способность человека управлять движениями и действиями, согласовывая их по усилию, во времени и пространстве для достижения поставленной цели [16]. Особенно важно формирование таких способностей для детей с умственной отсталостью, которые по физическому развитию, как правило, значительно отстают от здоровых сверстников. Причем это отставание зависит не только от органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) и наличия вторичных нарушений, но и является следствием вынужденной гипокинезии. Психомоторное недоразвитие проявляется во всех областях двигательной сферы. С. Б. Нурзулаев (2002) отмечает, что для умственно отсталых детей характерны нарушения основных движений (ходьбы, бега, прыжков), низкий уровень развития физических качеств, нарушения координационных способностей, несформированность точных и согласованных движений частей тела и пальцев рук [10]. Согласно исследованиям Горской И. Ю., возрастные темпы прироста всех видов КС умственно отсталых детей имеют ту же динамику, что и у здоровых школьников, но с отставанием на 2–3 года. Большинство сенситивных периодов развития КС приходится на диапазон 9–12 лет [4].

По мнению З. И. Кузнецовой (2006) КС определяются подвижностью и уравновешенностью ЦНС, степенью зрелости и индивидуальным строением отдельных областей коры головного мозга, свойствами анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, вестибулярного), продуктивностью процессов восприятия, памяти, мышления [9]. А именно эти биологические и психические функции у детей с умственной отсталостью имеют дефектную основу. Эти нарушения ведут к рассогласованию, в первую очередь, между функциями двигательного аппарата и деятельностью систем, обеспечивающих работу мышц, что затрудняет освоение сложнокоординационных двигательных действий [4].

Таким образом, развитие КС является важной составной частью процесса физического воспитания в коррекционной школе и требует комплексного подхода в выборе средств и методов решения коррекционно-развивающих задач.

С учетом всего вышесказанного тема нашей работы «Развитие координационных способностей у детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости» является актуальной.

Цель: определить эффективность использования специально подобранных упражнений для развития координационных способностей у детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Объект исследования: урок адаптивной физической культурой детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования: упражнения для развития координационных способностей.

Гипотеза исследования: предполагаем, что использование подобранных нами упражнений на уроке АФК в начале основной части в течение 10 минут позволит повысить уровень развития координационных способностей детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Задачи исследования:

  • Проанализировать роль координационных способностей в адаптивном физическом воспитании;

  • Оценить уровень развития координационных способностей детей 10-11 лет со слабой степенью умственной отсталости;

  • Выявить эффективность специально подобранного комплекса физических упражнений, направленного на развитие координационных способностей детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; тестирование; педагогический эксперимент; математической статистики.

Исследования проводились в несколько этапов. Iэтап - проводился в период сентября-октября 2014 года.Целью этого этапа было проведениеанализа и обобщение педагогической, научно-методической и специальной литературы по теме исследования. Проводился анализ программ по адаптивному физическому воспитанию, и продумывались варианты внедрения комплекса по развитию координационных способностей. В конце первого этапа был проведён первый констатирующий эксперимент, целью которого было определение исходных показателей координационных способностей (КС) испытуемых.

IIэтап – проводился с ноября 2014 года по апрель 2015 года. Цель этого этапа – проведение формирующего эксперимента. В течение этого периода испытуемые – 8 учеников 2-го класса коррекционной школы 8 вида занимались в течение 5 месяцев упражнениями специально подобранными нами для развития координационных способностей.

Средства для развития КС для детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости на уроках адаптивной физической культуры

На уроках АФК возможно наиболее многообразное и эффективное совершенствование всех видов КС. При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему и б) специально направленному их развитию. Программой по АФК предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Решение задач адаптивного физического воспитания по направленному развитию координационных способностей, с детьми с легкой степенью умственной отсталости приводит к тому, что они:

— значительно быстрее и на высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;

— постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);

— испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения разнообразных движений.

Нами были подобраны специальные средства по развитию КС (таблица 1), их выполнение мы планировали на первую половину основной части занятия, в течение 8-10 минут.

Таблица 1

Компоненты, определяющие КС

Средства, обеспечивающие развитие координационных способностей

статокинетическая устойчивость

  • равновесия с различным положением рук и свободной ноги

  • с сохранением позы тела при перемещении по узкой, подвижной или наклонной опоре (передвижение по гимнастическому бревну или по рейке гимнастической скамейки на носках с различным положением рук;

  • ходьба по горизонтально подвешенному канату и т. д.);

  • прохождение по гимнастической скамейке после выполнения серии кувырков,

  • перекатов или с закрытыми глазами

позностатического равновесия

  • удлинение времени удержания позы (все виды равновесий и перевернутые позы);

  • выполнение статических упражнений и поворотов на гимнастическом бревне или скамейке, перекатов, парных и групповых упражнений с повязкой на глазах;

  • уменьшение площади опоры (статические и динамические упражнения на рейке гимнастической скамейки или на бревне, прыжки, повороты);

  • увеличение высоты опорной поверхности (передвижение или фиксация поз на ходулях, высоком гимнастическом бревне и высокой перекладине);

  • упражнения на неустойчивой опоре (фитболе);

  • переброска или жонглирование.

динамического

равновесия

  • упражнения с изменением внешних условий (расположение);

  • упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь: качели, батут).

Средства, направленные на развитие координационных способностей у детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости

совершенствования функций вестибулярного анализатора

  • ходьба на носках, фиксация стойки на носках;

  • ходьба с поворотами, наклонами, круговыми движениями головы;

  • чередование ходьбы вперед и назад с поворотами на 180 и 360°;

  • танцевальные шаги вальса, польки;

  • стоя у опоры, сохранение равновесия при наклонах назад, вперед, в стороны, стоя на одной ноге; то же, без опоры;

  • прыжки на двух ногах, на одной ноге, на скакалке, на месте, с продвижением, поворотами; выпрыгивание вверх с устойчивым фиксированным приземлением;

  • махи ногами вперед, назад, в стороны, с фиксацией конечного положения – поза «ласточки» (у опоры, без опоры);

  • вращение тела вокруг вертикальной оси (в висе на кольцах, перекладине, перекаты в положении лежа, в коляске);

  • ходьба по наклонной гимнастической скамейке вверх и вниз, руки в стороны, по качающейся опоре;

  • жонглирование предметами (подбрасывание и ловля 1-2 теннисных мячей), стоя на гимнастической скамейке;

  • балансирование на уменьшенной площади опоры (нарисованном коридоре, гимнастической скамейке, канате, лежащем на полу, низком гимнастическом бревне).

Для развития координационных способностей мы использовали следующие методы:

1) стандартно-повторного упражнения;

2) вариативного упражнения;

3) игровой;

4) соревновательный.

Изменение показателей КС у детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости в процессе применения средств на уроках АФК

До начала педагогического эксперимента уровень развития КС находился на низком уровне.

Проведенный в течение 5-ти месяцев педагогический эксперимент позволил получить данные о влиянии подобранных нами средств, используемых на уроках АФК на уровень развития КС. Средние показатели развития КС детей 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости проведённого вначале и в конце формирующего эксперимента представлены в табл.2, 3.

Таблица 2

Средние показатели КС мальчиков 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости проведённого в начале и в конце формирующего эксперимента (N-6)

Тесты

Средние показатели

 

Исходные

±

Конечные

±

Аист, сек

6,5±2.3

4,8±1.6

 


Просмотров работы: 1519