ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ, ОТНЕСЕННЫМИ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ (НА ПРИМЕРЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ, ОТНЕСЕННЫМИ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ (НА ПРИМЕРЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе эволюции животного мира, в том числе и человека, многие органы и системы организма формировались в тесной взаимосвязи с разного рода движениями. Без работы мышц невозможно перемещение человека в пространстве, осуществление внешнего дыхания, перекачивание крови сердцем, продвижение пищи по пищеварительному тракту, работа мочеполовой системы, передача звуковых волн в слуховом аппарате, поисковая функция глаза и чтение текста, произнесение слов и многие другие функции.

Нарастающее в современном мире ограничение подвижности противоречит самой биологической природе человека, нарушая функционирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает человека от тяжелого труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности.

За последнее время, наряду со многими отрицательными демографическими явлениями (сокращение рождаемости, повышение смертности, снижение продолжительности жизни), обнаруживается рост проявлений физиологической незрелости. Ребенок рождается доношенным, с нормальным весом и длиной тела, но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Это проявляется в его пониженной двигательной активности, мышечной слабости (гипотонии), быстрой утомляемости, снижение устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), слабыми и неустойчивыми эмоциональными реакциями, слабым типом нервной системы. Результатом физиологической незрелости являются недостаточное развитие физиологических качеств и навыков, ожирение, развитие близорукости, искривление позвоночника, плоскостопие, детский травматизм и сколиоз.

Эти явления накладывают свой отпечаток на всю последующую жизнь человека. Они приводят к задержке полового развития (инфантилизму) в подростковом периоде, к снижению физической и умственной работоспособности в зрелом возрасте и к раннему старению пожилых людей.

Основное необходимое средство противостояния этому явлению - повышение двигательной активности.

Для проведения занятий по физическому воспитанию в школах все учащиеся распределяются на медицинские группы. Распределение проводится в начале учебного года с учетом пола, состоянием здоровья (медицинского заключения), физического развития, уровнем обшей физической подготовленности и тренированности детей.

Целью работы является анализ особенностей организации занятий с учащимися, отнесенных к специальной медицинской группе (на примере нарушения осанки).

В связи с этим, объектом нашего исследования является физическое воспитание школьников специальной медицинской группы.

Предметом исследования является методика организации занятий ЛФК школьников с нарушением осанки.

Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:

Провести анализ распространенных нарушений осанки детей в школьном возрасте;

Определить наиболее эффективные средства и методы физического воспитания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе (на примере нарушения осанки);

Рассмотреть содержание методик занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе;

Разработать комплекс физических упражнений лечебной гимнастики для школьников с нарушением осанки;

Проследить изменения осанки при занятиях физическими упражнениями школьников специальной медицинской группы.

Определить уровень интереса школьников специальной медицинской группы в процессе занятий в группе ЛФК.

Для решения поставленных задач мы использовали методы исследования:

анализ и обобщение научно-методической литературы;

опрос (анкетный опрос, беседа);

педагогические наблюдения (наружный осмотр);

педагогический эксперимент;

методы статистической обработки данных;

Анализ и обобщение научно-методической литературы. В процессе теоретического исследования мы использовали литературные источники. Происходил анализ учебников, учебных пособий по вопросам нарушения осанки школьников, методик занятий ЛФК.

Методы опроса. С целью выявления самочувствия и отношения к занятиям анкетирование проводилось среди участников исследования. Анкета состояла из 8 вопросов. В анкетировании приняли участие 14 человек. Для определения пригодности комплекса упражнений лечебной гимнастики мы в ходе бесед опросили учителей физической культуры, имеющих опыт организации занятий ЛФК с детьми, специальной медицинской группы. Всего в опросе приняло участие 5 учителей, работающих с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе в различных образовательных учреждениях Кемеровского муниципального района. Кроме того, беседы были проведены со школьным врачом.

Педагогические наблюдения (наружный осмотр) проводились при участии школьного врача. По результатам осмотра были определены 3 группы учащихся: 1 группа ученики с нормальной осанкой, 2 группа ученики с нарушением осанки, и учащиеся имеющие сколиоз 1 степени, данные учащиеся были отнесены в 3 группу.

Педагогический эксперимент заключался в томя, что в течение первой, второй и третьей четверти учащиеся на уроках физической культуры выполняли специальный комплекс физических упражнений, направленный на исправление осанки.

Методы статистической обработки данных. Для определения среднего значения количества ответов на вопрос анкеты мы применяли простые методы статистики. Все полученные количественные данные, полученные в ходе педагогических наблюдений (наружного осмотра) так же подверглись статистической обработке. Определялось процентное соотношение учащихся с нормальной осанкой, нарушением осанки и учащихся, имеющих сколиоз 1 степени.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе исследования в период с 2013-2014 года осуществлялся анализ научно-методической литературы. Изучались заболевания осанки, методики профилактики. На первом этапе проводился и первичный осмотр, беседа со школьным врачом. По результатам осмотра были определены 3 группы учащихся: 1 группа ученики с нормальной осанкой, 2 группа ученики с нарушением осанки, и учащиеся имеющие сколиоз 1 степени, данные учащиеся были отнесены в 3 группу. Был разработан комплекс упражнений лечебной гимнастики.

На втором этапе исследование происходило внедрение комплексов лечебной гимнастики в учебный процесс школьников в период с октября 2014 года по март 2015 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32» г. Прокопьевска. В течение первой, второй и третьей четверти учащиеся на уроках физической культуры выполняли специальные комплексы физических упражнений, направленные на исправление осанки. В группу входило 14 человек учащихся 5-6 классов. У всех занимающихся были различные нарушения осанки. В октябре 2014 г. и в марте 2015 г. Были проведены анкетные опросы школьников.

На третьем этапе исследования с марта по май 2015 года был проведен вторичный осмотр, в ходе наружного осмотра учащиеся вновь делились на три группы, происходило обобщение результатов исследования, оформление работы.

Профилактические мероприятия нарушения осанки у школьников должны быть тесно взаимосвязаны с действиями работников медицины. Планирование программ лечебной гимнастики происходит учителем физической культуры совместно с врачом ортопедом.

При этом нужно помнить об ограничении физической нагрузки на организм занимающихся и индивидуальном выборе упражнений гимнастики. Следует использовать физические нагрузки малой и умеренной интенсивности преимущественно силового характера.

Для удобства занимающихся необходимо выносить занятия ЛФК за расписание уроков физической культуры, выполнять специальные упражнения не только на занятии ЛФК, но и в домашних условиях. Занимающиеся должны иметь представление о своем заболевании и знать свои способности.

Опрос учителей физической культуры показал приемлемость разработанных нами комплексов лечебной гимнастики. Среди предложений по совершенствованию комплекса и добавлению упражнений учителя физической культуры советовали: включить упражнения в парах, подвижные игры, игровые задания, упражнения под современную музыку.

В ходе наружного осмотра были получены данные о количестве учащихся, отнесенных к 1 группе с нормальной осанкой, ко 2 группе с нарушением осанки и 3 группе со сколиозом 1 степени, все они подверглись статистической обработке. Было определено процентное соотношение этих групп. Наглядно эти данные представлены на рис. 1

Анализ полученных данных показал, что среди учащихся 5-6-х классов 46% имеют нормальную осанку, 38% - имеют различные нарушения осанки (сутулость, круглая спина, плоская спина), 16% - имеют сколиоз 1 степени.

В течение 1, 2 и 3 четверти на уроках физической культуры проводились специальные комплексы физических упражнений, направленные на исправление осанки. По истечению 6-и месяцев, был проведен вторичный медицинский осмотр, и выявлена динамика изменения осанки. Данные по вторичному медицинскому осмотру отражены на рис. 2.

Анализ полученных данных наглядно показывает положительное влияние физических упражнений на исправление нарушений осанки. В исследуемой группе по окончанию эксперимента количество учащихся с нарушением осанки уменьшилось практически вдвое и составило 16%, соответственно количество учащихся с нормальной осанкой увеличилось вдвое и составило 74%. Группа учащихся со сколиозом уменьшилась ненамного (10%), но все-таки сдвиги в положительную сторону есть. Это можно объяснить тем, что в данном случае необходимо более продолжительное время на исправление сколиоза.

Анализ анкет показал отличие результатов в октябре 2014 года от результатов анкетирования в марте 2015 г. За время занятий у школьников появилась возможность больше двигаться на улице. Отвечая на вопрос «Как часто вы играете с друзьями во дворе?» 10 школьников выбрали «1 раз в неделю», 4 школьника «чаще 1 раза в неделю». В марте 9 школьников ответили что играют «чаще 1 раза в неделю», 5 школьников ответили «каждый день».

Рис. 1. Процентное соотношение групп учащихся, первичный осмотр

Рис. 2. Процентное соотношение групп учащихся, вторичный осмотр

Что касается хобби, то ни у одного участника исследования оно не связано с двигательной активностью. Часто встречающиеся ответы были: смотреть фильмы, играть в компьютер, художественная школа, музыкальная школа, ничего не нравиться, клеить корабли из деталей и т.д.

«Нравятся ли Вам занятия ЛФК?». На этот вопрос в октябре 8 школьников ответили «скорее нравится, чем не нравится», 4 человека вы брали ответ «скорее не нравится, чем нравится»; 2 человека ответили «нравится». По истечению 6 месяцев мнение школьников изменилось. Привлекательными занятия стали для большинства школьников. Ответ «нравятся» выбрали 7 человек, 4 человека ответили «скорее не нравится, чем нравится», 2 человека ответили «скорее нравится, чем не нравится».

Среди участников исследования нет ни одного занимающегося в ДЮСШ. Это подтверждает ответы школьников на предыдущие ответы анкеты. По истечению периода исследования школьники так же не занимались в спортивных секциях или клубах.

В то же время, школьники чаще стали интересоваться спортивными каналами и программами. В октябре интерес к программам проявляли 9 школьников из 14. они смотрели спортивные передачи 1 раз в неделю. В марте интерес к освещению спортивных соревнований проявляют уже 13 человек. 10 из них смотрят чаще одного раза в неделю, а 3 школьника смотрят ежедневно.

Кроме того, сравнение ответов на вопросы анкеты позволяет сказать, что школьники, которые чаще смотрят спортивные каналы, считают упражнения на занятии нетрудными для выполнения, чаще других выбирают ответ «нравятся занятия» и «гуляю на улице каждый день».

Заключение

По итогам проведения нашего эксперимента, в течение которого учащиеся на уроках физической культуры выполняли специальные комплексы, можно судить о положительном влиянии средств физической культуры на исправление нарушений осанки. В исследуемой группе по окончанию эксперимента количество учащихся с нарушением осанки уменьшилось практически вдвое и составило 16%, соответственно количество учащихся с нормальной осанкой увеличилось вдвое и составило 74%. Группа учащихся со сколиозом уменьшилась ненамного (10%), но все-таки сдвиги в положительную сторону есть. Это можно объяснить тем, что в данном случае необходимо более продолжительное время на исправление сколиоза.

Эффективность комплекса физических упражнений лечебной гимнастики для школьников с нарушением осанки может подтверждаться повышением интереса школьников к занятиям ЛФК, просмотру телепередач о спорте, желанием чаще гулять и играть на улице.

Список литературы

  1. Арсланов, В. А. Педагогические условия формирования осанки школьников младшего возраста в учебной деятельности. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 215 с.

  2. Арсланов, В. А. Осанка, рабочая поза и здоровье / В. А. Арсланов // Методическое пособие. – Казань, 2002. – 42 с.

  3. Белякова, Н. Т. Воспитание осанки у детей на уроках физической культуры в первых-четвертых классах / Н. Т. Белякова// Физическая культура в школе. – 2001. - № 4. – С. 15.

  4. Белякова, Н. Т. Фигура, грация, осанка / Н. Т. Белякова. – М.: Просвещение, 2010. – 25 с.

  5. Бурмистрова, Н. И. Профилактика нарушений осанки: физкультминутки с шестилетними школьниками / Н. И. Бурмистрова // Физическая культура в школе. – 2003. - № 9. – С. 49-52.

  6. Гамбурцев, В. А. Гониометрия человеческого тела / В. А. Гамбурцев. – М.: Медицина, 1990. – 200 с.

  7. Годик, М. А. Спортивная метрология / М. А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 192 с.

  8. Губа, В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи. Учебное пособие / В. П. Губа, О. С. Морозов. – М.: Советский спорт, 2008. – 208 с.

  9. Должанов, И. П. Осанка школьников в младших и подготовительных классах / И. П. Должанов // Проблемы физиологии развития. – М., 1997. – С. 75-81.

  10. Добровольский, В. К. Медицинское обследование школьников в связи с занятиями физическими упражнениями // Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием в общеобразовательных школах / В. К. Добровольский, В. С. Лебедева. – М.: Медицинская литература, 1997. – 84 с.

  11. Забалуева, Т. В. Профилактика и коррекция нарушений осанки школьников на занятиях различными видами спорта / Т. В. Забалуева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - №9. - С. 41 – 45.

  12. Каптелин, А. Ф. Предупреждение деформаций позвоночника в переднее-заднем направлении усиления (кифоза и лордоза) / Профилактика некоторых деформаций опорно-двигательного аппарата у детей / А. Ф. Каптелин. – М., 1998. – С. 17-23.

  13. Кашуба, В. А. Биомеханика осанки / В. А. Кашуба. – Киев: Олимпийская литература, 2013. – 280 с.

  14. Ковалькова, З. П. Методические указания для определения осанки детей школьного возраста измерительным способом и основные принципы методики лечебной физической культуры для восстановления правильной осанки при её отклонениях / З. П. Ковалькова. – Харьков, 2011. – 120 с.

  15. Копылов, Ю. А. Беречь осанку смолоду / Ю. А. Копылов // Физическая культура в школе. – 1994. - № 2. – С. 16-18.

  16. Ловейко, И. Д. Формирование осанки у школьников / И. Д. Ловейко. – М.: Просвещение, 2012. – 95 с.

  17. Ловейко, И. Д. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей / И. Д. Ловейко, М. И. – М.: 2011 – 144 с.

  18. Павлов, А. П. Формирование правильной осанки у детей с нарушением зрения / А. П. Павлов. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 124 с.

  19. Постникова, В. М. Общая методика применения физических упражнений в лечебной физкультуре / В. М. Постникова. – М.: Медицина, 1993. – 147 с.

  20. Рипа, М. Д. Гигиена физического воспитания / М. Д. Рипа. – М.: Просвещение, 2001. – 207 с.

  21. Рубцова, А. Д. Лечебная физическая культура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников / А. Д. Рубцова. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 74 с.

  22. Стряковская, В. Л. Нарушение формирования изгибов позвоночника и осанки у младших школьников и их профилактика / В. Л. Стряковская. – М., 1994. – 95 с.

  23. Фонарев, М. И. Лечебная физкультура при детских заболеваниях / М. И. Фонарев, Т. А. Фонарева. – М.: Медицина, 2001. – 280 с.

  24. Шлемин, А. М. Исследование и воспитания осанки подростков / А. М. Шлемин. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 135 с.

  25. Шлемин, А. М. Воспитание правильной осанки / А. М. Шлемин. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 130 с.

  26. Шубина, З. М. Воспитание осанки учащихся младших классов школы продлённого дня в процессе учебно-воспитательной работы / З. М. Шубина. – М.. 1990. – 24 с.

 

8

 

Просмотров работы: 1186